Жизнь после травмы спинного мозга

ГЛАВНАЯ | ЛЕЧЕНИЕ | РЕАБИЛИТАЦИЯ | ПРАВА И ЛЬГОТЫ

 

На пути к безбарьерной среде

Владимир Поляков

Гуманная среда проживания: доступность и равные возможности для всех

В основе формирования безбарьерной среды лежит идея интеграции людей с ограниченными возможностями в общество, создание условий, при которых они не чувствовали бы себя выброшенными за пределы жизни, ненужными и игнорируемыми. Большинство наших каждодневных действий, над которыми мы даже не задумываемся (сходить в магазин, проехать в автобусе и т.д.), для инвалида – настоящий подвиг и в одиночку ему не под силу. Потому что на каждом шагу его встречают барьеры: выйти из подъезда не позволяют ступени лестницы, подняться в автобус – высокая посадочная площадка, в лифт на инвалидной коляске нельзя заехать из-за узких дверей. Как же здесь можно чувствовать себя равноправным членом общества?

А ведь при свободном доступе к объектам инфраструктуры, социальным, общественным и производственным зданиям, при возможности пользоваться общественным транспортом, местами досуга и отдыха станут реальными и те самые равные возможности для полноценного участия инвалидов в жизни общества, к которым стремится каждое уважающее себя государство.

Чего же не хватает нам, чтобы все наши благие намерения приобрели завершенную форму? Прежде всего это должны быть не единичные меры, а системный комплексный подход с участием всех заинтересованных ведомств, организаций, общественных движений. Безусловно, есть в этом участии доля архитекторов и строителей. Ведь им приходится не только проектировать новые сооружения с учетом требований доступности и гуманности среды проживания, но и корректировать проекты, работа над которыми уже завершена, реставрировать старые здания. И надо сказать, определенный опыт в проектировании и строительстве объектов безбарьерной среды уже наработан.

Однако очевидно, что в большинстве городов и сел республики потребности инвалидов не учтены. Входы в здания, лифты, лестницы, другие пространства общего пользования не дают возможности для перемещения. Это сдерживает их подвижность, а многим и вовсе не позволяет покидать свое жилище. Что говорить о планировке квартир, не позволяющих организовать быт инвалидовколясочников, если даже здания и сооружения, наиболее часто посещаемые инвалидами, в большинстве случаев для них не приспособлены.

А между тем для каждой категории инвалидов предусмотрены свои специфические меры, обеспечивающие свободу их передвижений. Когда мы говорим об инвалидах-колясочниках, то прежде всего подразумеваем установку пандусов – наиболее элементарных приспособлений, обеспечивающих доступ в здание человека в коляске. Однако все просто только на первый взгляд. Дело в том, что строительные требования, предъявляемые к пандусам, не всегда выполнимы. Ведь для преодоления высоты в один метр длина его должна составлять не менее 12 м.

А для преодоления высоты более одного метра наклонный пандус через 9 м должен иметь по строительным нормам площадку для отдыха. А как быть внутри помещения? Здесь пандус не установишь. Лифт? Но он должен иметь определенный размер входной двери, чтобы колясочник мог в него въехать, а при необходимости и развернуться. Большинство стандартных пассажирских лифтов в зданиях этого не позволяют. Для установки такого лифта в реконструируемом здании необходимо провести ряд дополнительных монтажностроительных работ по усилению стен.

В современном строительстве есть другие варианты решения проблемы перемещения инвалидов-колясочников внутри здания – более надежные и современные. Это использование специальных механизмов – подъемников. В Беларуси они пока новинка, но в Европе используются уже около 15 лет.

Новое оборудование: знать – значит применять

Подъемники – достаточно сложное оборудование, которое изготавливается индивидуально под каждый строящийся или реконструируемый объект. Его действие базируется на различных принципах: это может быть цепная передача, червячный или гидравлический механизм. Платформы бывают вертикальные (поднимаются на высоту до 4,5 м), наклонные или криволинейной траектории. Все они имеют свои ограничения по длине пути. Самый длинный путь (до 42 м) может преодолеть платформа по криволинейной траектории.

Монтаж таких подъемников выполняется в соответствии с заданной схемой. Выглядит она следующим образом. Направляющие, по которым движется платформа, крепятся к стене (подземного перехода, лестничной клетки либо несущей стены), а уже затем “одевается” основная конструкция – так называемые дороги, по которым происходит движение. После этого навешивается сама платформа. При необходимости она может складываться, и тогда проход по лестнице остается открытым, что отвечает требованиям пожарной безопасности на случай эвакуации людей из здания.

Единого стандарта на данное оборудование пока не существует, ведь оно не серийно. Однако уже сейчас можно говорить о конкретных технических требованиях, предъявляющихся к их монтажу и эксплуатации. Архитекторам, которые будут закладывать в своих проектах установку платформ, необходимо учитывать особенности эксплуатации и установки этого нестандартного оборудования.

Во-первых, несущая конструкция, составляющая основу механизма, должна быть жестко закреплена в стене. Поэтому к стене, вернее, к ее толщине, предъявляются определенные требования. Сплошная бетонная стена должна быть толщиной 25–30 см. И еще большей, если состоит из газосиликатных блоков или пористого кирпича. Возможно применение дополнительных закладных деталей: с обратной стороны устанавливается дополнительная конструкция, через нее осуществляется стяжка несущих направляющих и вспомогательных конструкций болтами, которые с обратной стороны как бы “обнимают” стену. Второе требование – расстояние при разложенной транспортной платформе, необходимое для прохода людей по лестнице в случае эвакуации.

Немаловажным при применении вертикальных подъемников является наличие приямка, чтобы инвалид-колясочник не “спрыгивал” с платформы. Размер приямка зависит от типа и модели подъемника и может составлять от 100 до 250 мм. Питание подъемников осуществляется от сети 220 или 380 вольт.

При установке платформ нужно учитывать и мероприятия по защите от вандализма. Для этого кнопки вызова утапливаются в специальные закрывающиеся ниши.

Установка подобного оборудования во многих случаях является единственным “выходом в мир” для инвалидов-колясочников. И хоть не повсеместно, но оно начинает внедряться в Беларуси. Такие подъемники с наклонными и вертикальными платформами уже появились на некоторых объектах города Минска. Более двух лет работает подъемник на Минскводоканале по ул. Пулихова. Вертикальная платформа будет установлена в Русском драматическом театре после его полной реконструкции, и благодаря ей колясочник со стороны ул. Володарского сможет попасть в театр, спуститься на уровень гардероба, затем снова подняться к зрительному залу. Запроектирован такой подъемник и при реконструкции Национального Большого театра оперы и балета. Смонтированы и сданы в эксплуатацию подъемники на станции метро “Спортивная” – наклонные платформы, выход к ул. Жудро и Ледовому дворцу. В ноябре будут вводиться в эксплуатацию три наклонные платформы на станциях метро “Борисовский тракт” и “Уручская”.

В Бобруйске в жилом 9-этажном доме смонтирован и уже действует вертикальный подъемник, который движется по 42 метрам криволинейной траектории.

Конечно, встает вопрос о финансовой стороне установки таких подъемников. Поскольку это оборудование изготавливается индивидуально, соответственно его монтаж и наладка довольно дорогостоящи. Однако бюджет предусматривает расходы на создание безбарьерной среды, и все они должны идти на реализацию конкретных действий. Думается, что новое оборудование поможет преодолеть препятствия, а не воздвигнет еще один, на этот раз финансовый, барьер.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 апреля 2007 года № 424 была утверждена Государственная программа о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007–2010 гг. При ее подготовке учитывалась прежде всего категория инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, органов слуха и зрения. Предусматривается, что реализация данной программы позволит повысить в Беларуси долю объектов, приспособленных для доступа в них людей с ограниченными возможностями, до 50 %. В более дальней перспективе планируется завершить формирование такой среды в полном объеме.

Хочется верить, что на благих намерениях дело не остановится…

Скачать (формат PDF, 610 кб)

Архитектура и строительство (Белоруссия)

Дата обновления страницы: 12 декабря 2015 г.

ГЛАВНОЕ МЕНЮ

Реабилитация

Книги для инвалидов
Книги для врачей
Исследования
Фильмы

Адаптация

Обмен опытом
Саморазвитие
Творчество
Образование
Работа
Доступность среды

Типичные недуги

Сердце и сосуды
Мочевая система
ЖКТ
Пролежни
Спастика
Контрактура
Боль
Депрессия
Другие недуги

Здоровье

О здоровье
Питание
Вода
Медицина

Физкультура

Упражнения
Развитие силы
Занятия спортом

Секс

Сексуальность
Дисфункция
Статьи

Семья и дети

Знакомство
Бесплодие
Гос пособия
Дети-инвалиды

Соцзащита

Инвалидность
Законы и акты
Соц поддержка

Без рубрики

Новости Рунета
Полезные ссылки
Об авторе, контакты
.

Главная | Реабилитация | Недуги | Здоровье | Упражнения

© 2001-2015 Жизнь после травмы спинного мозга