Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

Социальные и гигиенические проблемы спорта инвалидов

Введение

Актуальность проблемы

По данным Всемирной организации здравоохранения инвалиды составляют около 10 % населения земного шара. Эта статистика характерна и для России. Несмотря на успехи медицины, их число медленно, но неуклонно растет, особенно среди детей и подростков. До недавнего времени проблемы этой довольно значительной категории населения игнорировались, и все же в последнее время в результате постепенной гуманизации общества были приняты Всеобщая декларация прав человека, Всемирная программа действий в отношении инвалидов и Стандартные Правила ООН по реализации равных возможностей инвалидов. Во многих странах приняты законодательные акты, в которых нашли отражение и проблемы инвалидов.

Всеобщее распространение имеет точка зрения, согласно которой забота общества о своих согражданах-инвалидах является мерилом его культурного и социального развития.

В резолюции ООН, принятой 9 декабря 1975 г. довольно обстоятельно изложены не только права инвалидов, но и те условия, которые должны им создаваться государственными и общественными структурами. К этим условиям относятся условия среды занятости, в том числе мотивации со стороны общества, обеспечение медицинского обслуживания, психологическая адаптация и создание социальных условий, включая индивидуальный транспорт, а также методическое, техническое и профессиональное обеспечение.

Современное состояние нашего общества требует гуманизации всех сторон его жизни. В связи с этим особое место должно быть уделено инвалидам, имеющим недостатки в умственном и физическом развитии.

Обеспечивая развитие двигательного аппарата, укрепляя здоровье, повышая работоспособность организма, физическое воспитание способствует сглаживанию и преодолению множества отклонений, поскольку именно движение осуществляет непосредственно ту связь ребенка с окружающим миром, которая лежит в основе развития его психических взглядов и организма в целом.

Физическая культура имеет большие возможности для коррекции и совершенствования моторики инвалида. Большое число физических упражнений и вариативность их выполнения позволяют производить отбор целесообразных сочетаний для каждого отдельного случая. Это и обусловливает преимущество средств физического воспитания перед восстановительной трудотерапией.

Цель работы: выявить основные социальные и гигиенические проблемы спорта инвалидов.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть проблему состояния здоровья детей дошкольного и школьного возраста в аспекте профилактики заболеваний, приводящих к инвалидности.
  2. Определить степень сформированности социальной инфраструктуры и инфраструктуры системы физической культуры и спорта для инвалидов в России и за рубежом.
  3. Изучить развитие национального и международного спортивного движения инвалидов.
  4. Выявить влияние занятий спортом инвалидов на их социальную, психическую и физическую реабилитацию.

1. Проблема укрепления здоровья школьников

Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями происходящей ныне реформы образования в России провозглашено сохранение и укрепление здоровья учащихся. Российской школой накоплен богатый опыт в организации лечебно-профилактической помощи детям. К исследованию и решению практических проблем охраны здоровья учащихся общеобразовательных и профессиональных школ привлекались государственно-административные и научные учреждения. Ими же разрабатывались конкретные планы по медико-санитарному обеспечению школ. Главной целью врачебного контроля в школе всегда было не только сохранение, но и укрепление здоровья, обеспечение условий, способствующих гармоничному развитию подрастающего поколения. Постоянно совершенствовалась научная база: велись исследования возрастной динамики функциональных и адаптивных возможностей организма ребенка. Можно с полным основанием утверждать, что в мировой науке нормальная физиология детей школьного возраста наиболее полно и плодотворно долгие годы развивалась в России. В индустриально развитых странах Европы и Нового Света лишь в последние 10-15 лет наметился активный интерес к проблемам возрастной физиологии, а научные исследования в этом направлении существенно отстают от российской школы как в теоретическом отношении, так и по широте охвата проблемы. Нигде в мире нет такой системы организации фундаментальных и прикладных научно-методических исследований в этой области, ориентированных на проблемы образования, которая была создана в СССР в рамках Академии педагогических наук, НИИ физиологии детей и подростков (ныне - Институт возрастной физиологии РАО) и широкой сети научно-методических площадок на базе кафедр возрастной физиологии во множестве педагогических институтов. Через систему повышения квалификации медицинских и педагогических работников распространялись знания по вопросам правильного развития и охраны здоровья детей и подростков.

Большой вклад в решение указанных проблем вносили организационные структуры Минздрава и Академии медицинских наук. Ими разрабатывался ряд специальных программ, отвечающих насущным потребностям школы. Вот перечень некоторых из них:

- организация диспансерного наблюдения за детьми с нервно-психическими нарушениями в условиях общеобразовательной школы (методические рекомендации Минздрава СССР от 18/Х 1978 г.).

- проведение врачебной профессиональной ориентации школьников (инструктивно-методические указания Минздрава СССР от 7/V11 1980 г.).

- усиление медико-санитарного контроля за условиями обучения и состояния здоровья детей 6-летнего возраста (приказы Минздрава СССР от 3/1V 1981 г. и от 10/Х1 1986 г.).

- внедрение в школах массовой профилактики близорукости и кариеса, организация медицинских и зубоврачебных кабинетов в школах, оснащенных необходимым оборудованием, инструментарием и медикаментами (перечень вложений в аптечку - приложение 4 к приказу Минздрава СССР от 6/V1 1984 г. и приложение 1 от 31/Х 1986 г.).

- обеспечение учащихся полноценным питанием и организация щадящего питания для детей и подростков с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, почек, желчевыводящих путей и др. (разработки Института питания АМН СССР 1984-1985 гг.).

- внедрение скрининг-тестов при проведении массовых медицинских осмотров учащихся в соответствии с методическими рекомендациями Минздрава СССР от 31/Х 1986 г.

- формы профилактики и оздоровления школьников с различными отклонениями в состоянии здоровья (часто болеющие с нарушениями и заболеваниями носоглотки, дети с предмиопией и миопией, дети с функциональными изменениями осанки и стопы, дети с нарушениями и заболеваниями органов пищеварения) - Методические указания Минздрава СССР от 31/Х 1986 г.

- санитарно-гигиенические требования к организации трудового обучения и профилактика травматизма (разработка Минздрава СССР от 22/11
1985 г.).

- программа по гигиеническому воспитанию школьников и обучению их элементам само- и взаимопомощи при заболеваниях и травмах (1984 - 1985 гг.)

- пропаганда здорового образа жизни и борьба с вредными привычками (программа Минздрава СССР от 29/V11 1986 г. и 31/V11 1986г.).

- мероприятия по укреплению здоровья и совершенствованию всестороннего физического развития учащихся, навыков и умений в занятиях спортом и туризмом, воспитанию стойкой привычки к систематическим занятиям физической культурой.

По последнему пункту было выпущено особенно много рекомендаций. Системе физического воспитания, как эффективному средству сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, улучшения их физического развития, подготовки к трудовой деятельности, уделялось особенно много внимания. Методические рекомендации были разработаны с участием специалистов НИИ гигиены детей и подростков МЗ СССР, НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР, ВНИИ физической культуры, врачебно-физкультурных диспансеров. Среди прочих следует отметить комплексы гимнастических упражнений до занятий, физкультурных минут, подвижных игр во время перемен (36); программы корригирующей гимнастики для детей с функциональными изменениями осанки и стопы (22); методические рекомендации по организации занятий по физическому воспитанию с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе (27, 29) и другие материалы.

Тем не менее, состояние здоровья детского населения страны вызывает очень серьезные опасения специалистов. Так, по данным НИИ педиатрии
(С. В. Хрущев, 1994), 20% детей 6-7 лет не готовы к обучению в школе; у 50% детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; 30% детей имеют отклонения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах; около 70% детей страдают от гипокинезии. По данным Института возрастной физиологии РАО, около половины школьников страдают теми или иными невротическими синдромами (С. П. Ефимова, 1991). До 80% юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы к службе в Вооруженных Силах.

По-видимому, физическое и психическое нездоровье подрастаю-щего поколения - не только результат сложнейших социально-экономи-ческих процессов и экологических катастроф, происходящих в России в последние годы, но и следствие провалов в существующей системе физического воспитания детей и подростков, а также разрушения служб школьного врачебного контроля. При этом наблюдаемые во всем мире тенденции свидетельствуют о том, что ситуация в будущем будет только усугубляться. Успехи профилактической и клинической медицины и систем социального обеспечения в постиндустриальном обществе привели к практически полному снятию пресса естественного отбора на человека. Смертность, особенно в детском возрасте, сократилась в индустриально развитых странах в десятки раз по сравнению с прошлым веком: если 100 лет назад до взрослого состояния доживала примерно половина родившихся детей, то нынче - около 90%. Это позволяет выжить и оставить потомство гораздо большему числу людей, родившихся с теми или иными врожденными пороками и отклонениями, то есть несущими в себе груз генетических проблем. С одной стороны, это соответствует сегодняшним гуманистическим идеалам человечества.

С другой стороны, доля инвалидов от рождения и болезненных людей в популяции неуклонно и быстро растет, и это ставит перед обществом новые, еще не вполне осознанные им задачи. Особенно сложно справляться с этими неизбежными проблемами в тех случаях, когда экономическая ситуация препятствует проведению сильной социальной политики, как это наблюдается в сегодняшней России. Нехватка средств у государства в первую очередь сказывается на культуре, науке, здравоохранении и образовании.

В связи с переходным периодом в жизни нашей страны усиливаются процессы дезинтеграции, от которых в первую очередь страдают хрупкие структуры, обеспечивающие наше будущее. К ним относится система лечебно-профилактической помощи детям. Она нуждается в восстановлении, сохранении и возможной реконструкции на основе новейших научных разработок, усвоении опыта других стран и широком использовании возможностей физической культуры и спорта.

2. Закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" – основной правовой фундамент современной государственной политики в отношении инвалидов

20 декабря 1993 года ООН были приняты "Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов", которые базировались на ключевых Международных документах и аккумулировали опыт многих стран. В них, в частности, говорится:

"Государства примут меры для обеспечения инвалидам равных возможностей для отдыха и занятий спортом.

1. Государствам следует принимать меры для обеспечения доступа инвалидов к местам отдыха и занятий спортом, гостиницам, пляжам, спортивным аренам, спортивным залам и т.д. Эти меры должны включать оказание поддержки персоналу, осуществляющему программы по организации отдыха и занятий спортом, в том числе проекты, предусматривающие разработку методики обеспечения доступности, а также по обеспечению участия и разработке информационных и учебных программ.

2. Туристические организации, бюро путешествий, гостиницы, общественные и другие организации, занимающиеся организацией досуга и путешествий, должны оказывать услуги всем без исключения, принимая во внимание при этом особые потребности инвалидов. Для содействия достижению этой цели следует организовать соответствующую подготовку кадров.

3. Следует поощрять спортивные организации расширять возможности для привлечения инвалидов к участию в спортивных мероприятиях. В некоторых случаях для такого участия достаточно лишь обеспечить доступ инвалидов к этим мероприятиям. В других случаях необходимо принимать специальные меры или организовывать специальные игры. Государствам следует поддерживать участие инвалидов в национальных и международных соревнованиях.

4. Инвалидам, участвующим в спортивных мероприятиях, следует обеспечить такие же возможности для обучения и тренировок, как и другим спортсменам.

5. При планировании мероприятий для инвалидов организаторам спортивных мероприятий и проведения досуга следует проводить консультации с организациями инвалидов. "

Именно в это время, когда Международные правовые акты, под которыми стоит подпись России, обязали нашу страну устранить все препятствия для активной жизни инвалидов, и был принят Федеральный закон О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (24 ноября 1995 года, с изменениями от 6 января 1999 года принят Государственной Думой), который определил весь комплекс поддержки жизнедеятельности инвалидов - медицинской, социальной и профессиональной. Закон гарантирует российским инвалидам право на достойную и полноценную жизнь, на создание такой инфраструктуры, которая снимает барьеры между инвалидами и здоровыми людьми.

Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Приведем некоторые выдержки из этого закона:

"Статья 1. Понятие "инвалид", основания определения группы инвалидности. Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". (В ред. Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы "О социальной защите инвалидов в РФ" и "О государственных пенсиях в РФ" от 17 июля 1999 года № 172-Ф3. Закон вступил в силу с 1 января 2000 года.) Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям; для беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Проведение мероприятий по приспособлению объектов социальной и производственной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами осуществляется в соответствии с федеральными и территориальными целевыми программами, утвержденными в установленном порядке. Разработка проектных решений на новое строительство зданий, сооружений и их комплексов без согласования с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и учета мнения общественных объединений инвалидов не допускается. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями транспортных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм. Инвалиды освобождаются от арендной платы за землю и помещение для хранения средств передвижения, имеющихся в их личном пользовании. На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно."

В России инвалидов более 10 млн. человек, из них более двух миллионов - инвалиды-колясочники. Более 300 тысяч человек ежегодно становятся инвалидами, треть из них моложе 40 лет. Чтобы новые градостроительные нормы воплощались в жизнь, необходимо пропагандировать идею о повышении общей комфортности жизни общества. Пандус нужен не только инвалиду, но и матери с ребенком в коляске, и пожилому человеку с тяжелой сумкой на колесиках. Широкие дверные проемы дадут возможность проехать инвалиду на коляске и в то же время внести в дом громоздкие вещи. За перила при гололеде будет держаться любой прохожий.

Мировой опыт показывает, что среда, приспособленная для инвалидов, благоприятна для всех членов общества. По Закону "О социальной защите инвалидов в РФ" власти обязаны создавать инвалидам условия для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурным и другим учреждениям, создавать условия для беспрепятственного пользования общественным транспортом, средствами связи и информации. Госстроем и Минтруда России принят и введен в действие Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Таким образом, теперь имеется целый ряд нормативных документов. В документе РДС 35 201 98, обязательном для исполнения, предусмотрен учет требований доступности социальной инфраструктуры для инвалидов при подготовке и утверждении заданий на проектирование. Проектные задания должны быть согласованы с местными органами социальной защиты. Контроль должен осуществляться при участии представителей органов социальной защиты и общественных организаций инвалидов. Новые жилые помещения должны строиться с учетом возможной адаптации любой квартиры к нуждам инвалидов. РДС 35 201 98 рекомендует исполнительным органам ввести поэтапную реконструкцию городов и поселков. При текущем ремонте дорог, например, устраивать съезды и пандусы, приспосабливая их для инвалидов. При сдаче в аренду или продаже нежилых помещений местные власти могут обязать арендатора или нового владельца выполнить требования доступности помещения для инвалидов. Местные власти должны требовать в соответствии с Законом, и не выдавать лицензий тем автотранспортным предприятиям, которые отказываются оснащать свои автобусы подъемниками. Причем ссылки на финансовую несостоятельность часто маскируют нежелание что-либо делать: стоимость автобуса с подъемником всего на 7-10 процентов выше стандартного. Существует даже отечественное предприятие, готовое оборудовать любые автобусы подъемниками.

Оглавление | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8



Жизнь после травмы
спинного мозга