Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

Методы и формы психотерапии

Методы психотерапии

Самовнушение. Говоря о самовнушении, необходимо подчеркнуть особую роль второсигнальных раздражителей в регуляции функций организма человека, которая была убедительно показана представителями отечественной физиологии и неврологии И.М. Сеченовым, И.П. Павловым, В.М. Бехтеревым, К.И. Платоновым.

Условнорефлекторная терапия — психотерапевтические тренировки. Обучающий характер и этапность, лежащие в основе функциональной тренировки, ее направленность на повышение активности больного сближает этот метод с индивидуальными приемами аутогенной терапии (рис. 9-3.)

методы психотерапии

Рис. 9-3. Основные составляющие элементы психотерапевтического воздействия
и источники аутогенной тренировки (цит. по Лобзину B.C. и др.).

Гипноз — самостоятельный психотерапевтический метод. Вместе с тем, многие исследователи отмечают целесообразность комбинированного или сочетанного применения аутогенной тренировки и гипноза, которые в ряде случаев является весьма эффективным

Активная регуляция мышечного тонуса. Теоретическое обоснование этого метода состояло в том, что произвольное расслабление мускулатуры сопровождается снижением нервно-эмоционального напряжения и оказывает седативный эффект.

Рациональная психотерапия — это свод общих принципов взаимоотношений врача и больного. Трудно представить врача, который бы в процессе психотерапии не обращался к разуму больного, не разъяснял в той или иной степени сущности и возможных причин болезненного состояния, не указывал пути преодоления болезни.

Аутогенная тренировка по своему происхождению, структуре и механизмам действия является синтетическим методом, удачно , удачно объединившим в себе положительные стороны ряда психотерапевтических приемов. К психологическим аспектам аутогенной тренировки относят:

  •  воспитание у больного навыков «образных представлений»;
  •  аутогенная медитация (meditation — размышление, созерцание), аутогенное погружение;
  •  выработка навыка мобилизации психофизиологического состояния и т.д.

Аутогенная тренировка строится в соответствии с этапами ЛФК (Демиденко Т.Д. и соавт., 1979):

  •  I период (основной), его задача — обучение больных активному расслаблению мышц;
  •  II период — использование идеомоторных упражнений в аутогенной тренировке с целью локализованного воздействия на изолированные группы мышц на фоне их общего расслабления;
  •  III период — использование идеомоторных упражнений с целью активизации больных и овладения навыками правильной ходьбы и самообслуживания.

Формы психотерапии

Различают следующие формы психотерапии:

  • музыкотерапия, которую применяют с целью создания положительного эмоционального настроя самостоятельно или как фон в процессе аутогенной тренировки. Удачно подобранное музыкальное сопровождение способствует более быстрому и глубокому успокоению и расслаблению (Терещенков А.В.);
  • психогимнастика — специфическое средство мобилизации, тренировки, организации моторики, эмоциональной, психической и социальной активации больных, способ вовлечения их в содержательное общение, опосредованное воздействием на личность больного;
  • игровая терапия предусматривает игры, направленные на тренировку памяти, внимания и координации.

Метод, объединяющий классические и привнесенные приемы низшей и высшей ступеней аутогенной тренировки, получил название аутогенной терапии. Структурная система аутогенной терапии такова:

  • стандартные аутогенные упражнения (низшая ступень аутогенной тренировки — I);
  • аутогенная медитация (высшая ступень аутогенной тренировки — 11);
  • аутогенная модификация;
  • аутогенная нейтрализация.

Программы психогигиенических и психопрофилактических мероприятий реализуются в комнатах психологической разгрузки. Основные факторы, используемые в них:

  • санитарно-гигиенические (комфортные микроклиматические условия, оптимальный воздушно-газовый состав, зрительный и акустический комфорт);
  • физиологические (кислородно-витаминный коктейль, удобная расслабляющая поза, регламентированное дыхание, позно-тонические упражнения и др.);
  • психофизиологические (воздействие светом, цветом, музыкой, интерьером, запахом и др.);
  • физиотерапевтические (самомассаж, гидроаэронизация, воздействие фитонцидами и др.);
  • психогигиенические (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, нейростимулирующая тренировка, внушение, рациональная психотерапия, консультации, беседы и др.).

Сеансы психологической разгрузки проводятся под контролем врача-реабилитолога 3—4 раза в неделю (курс — не менее 12 занятий). В общий курс психотерапии включают физические упражнения, танцы, ритмику, пантомиму, которые имеют определенные задачи:

  • применение физических упражнений способствует улучшению физического состояния больных, восстановлению или компенсации нарушенных функций в пораженных конечностях;
  • занятия ритмикой способствуют улучшению координации и увеличению объема движений в пораженных конечностях;
  • задачами пантомимы — улучшение настроения, повышение интереса к жизни, тренировка моторной памяти;
  • танцы развивают чувство равновесия, уменьшают обостренное чувство стыдливости, способствуют общению друг с другом (Бондаренко Е.И.; Пылина Т.М.).

В систему психотерапевтических мероприятий входит и так называемая семейная психотерапия, в задачу которой входит формирование у родственников правильного отношения к заболевшему члену семьи. Перспективная форма семейной психотерапии — семинары для родственников на базе поликлиник и санатория, где проводят индивидуальные и групповые беседы, лекционная работа, а также консультации по вопросу внутрисемейных отношений.

Реабилитация в неврологии / В. А. Епифанов, А. В. Епифанов. М.: Гэотар-медиа, 2014. 416 с.

Похожие материалы

Дата публикации: 27 июля 2015

.



Жизнь после травмы
спинного мозга