Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

Организация исследования

Настоящее исследование проводилось с 31 ноября 2011 г. по 1 сентября 2014 г. на территории МО Алапаевское и г. Алапаевска.

В опытно-экспериментальном исследовании приняли участие 79 человек с травмами позвоночника в грудном и поясничном отделах с повреждением спинного мозга (с нижней параплегией, с Г емиплегией и частичным парезом мускулатуры туловища). Из них были выделены 40 человек (17 мужчин и 23 женщины) для создания опытной группы, где тренировочные занятия проводились по разработанной нами методике двигательной самореабилитации больных с травматической болезнью спинного мозга после выписки из стационара и 39 человек (20 мужчин и 19 женщин) для - контрольной группы, где тренировочные занятия осуществлялись по программе ЛФК, используемой лечебными заведениями. Их возраст составил от 40 до 73 лет.

Все испытуемых имели I группу инвалидности с учетом классификации МСЭК по основному заболеванию (травматическая болезнь спинного мозга) и различные сопутствующие заболевания. Гастро-дуоденит, хронический пиелонефрит и вегето-сосудистая дистония отмечались у всех испытуемых. Пороки сердца отмечались у 2 испытуемых. Нарушения зрения отмечалась у 6 испытуемых. Снижение слуха отмечалось у 2 испытуемых. Внутричерепная гипертензия отмечалась у 3 испытуемых.

У 60 % испытуемых причиной развития заболевания являлись различные травмы, преимущественно дорожно-транспортые и падение с высоты. У 30 % испытуемых причинами заболевания послужили кисты различной этиологии. В остальных случаях причинами заболевания были процессы сосудистой этиологии в области позвоночника.

Как видно из приведенных выше данных, состав обследуемой группы был неоднородным в клиническом и возрастном аспекте, что естественно сказывалось на методике организации исследования и его результатах.

На констатирующем этапе педагогического исследования осуществлялась разработка структуры, содержания, условий функционирования методики двигательной самореабилитации больных с травмами позвоночника в грудном и поясничном отделах с повреждением спинного мозга после выписки из лечебного учреждения и их апробация.

Формирующий педагогический эксперимент проводился для проверки разработанной методики двигательной самореабилитации больных травмами позвоночника в грудном и поясничном отделах с повреждением спинного мозга после выписки из лечебного учреждения в домашних условиях на основе персонального тренинга с 1 августа 2012 по 1 сентября 2014 год. В процессе исследования оценка изменений осуществлялась в определенной последовательности (прил. 8) и по следующим показателям (табл. 1). Полученные результаты заносились в дневник самоконтроля (прил. 1).

Программа деятельности строится посредством индивидуальных запросов, ориентированных на восстановление утраченных функций, активный стиль жизни, профессиональную и социальную дееспособность. Проводится в рамках следующих периодов (восстановительный (постстационарный), переходный, тренировочный) и этапов физической реабилитации. Подробней см. параграф 3.2.

Двигательные тесты являются эффективным способом контроля над ходом реабилитационного процесса и динамикой изменения функционального состояния. Тестирование больных проводилось в процессе двигательной самореабилитации больных с травмой позвоночника в грудном и поясничном отделах с повреждением спинного мозга. Первое исследование до начала эксперимента, второе - спустя 6 месяца, третье - 12 месяца, четвертое - спустя 18 месяца, пятое - 24 месяцев после начала эксперимента.

Для реализации задач исследования занятия с больными проводились по разработанной нами программе обучения двигательной самореабилитации, представленной подробно в параграфе 3.2. (табл. 2).

Таблица 1. Организация экспериментальных исследований и оценка измеряемых показателей

Таким образом, двигательная самореабилитация больных с травмами позвоночника в грудном и поясничном отделах с повреждением спинного мозга должна быть настолько эффективной, чтобы обеспечить получение должного уровня физического развития, теоретико-методической, физической подготовленности.

Штоколок В.С. Методика обучения двигательной самореабилитации...

Назад | Оглавление | Вперед

Дата публикации (обновления): 18 апреля 2016 г. 14:28

.



Жизнь после травмы
спинного мозга