Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

Особенности методики и специфика лечебной гимнастики при вялом периферическом параличе с использованием персонального тренинга в домашних условиях

Процесс самореабилитации осуществляется на основе персонального тренинга. Персональный тренинг представляет собой совместную деятельность инструктора-методиста и больного. Этот процесс состоит из следующих фаз: подготовка, диагностика, планирование действий, реализация, завершение. Каждая фаза имеет конкретное содержание (рис. 3).

Методика применения лечебной гимнастики в сочетании с самомассажом в процессе двигательной самореабилитации для больных после выписки из стационара осуществляется с использованием специальных физических упражнений, методов (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемного изложения) и приемов, способствующих овладению методическими, двигательными, бытовыми, профессиональными умениями и навыками, их восстановлению и укреплению.

Лечебная гимнастика включает целенаправленные физические упражнения: дыхательные и силовые упражнения; упражнения на формирование и закрепление навыка правильной осанки, координацию движений парализованных конечностей, из которых формируются комплексы физических упражнений.

Важным дополнением к лечебной гимнастике является выполнение самомассажа с применением следующих приемов: поглаживание, растирание, разминание, потряхивание. Самомассаж выполняется после лечебной гимнастики [60].

Рис. 3. Содержание персонального тренинга

Особенность методики заключается в постепенном переходе от специальных упражнений, применяемых в лечебной гимнастике, к упражнениям на блоках, разработанным В.И. Дикулем [34]. Тренировочные занятия на блоках основываются на принципах построения силовой тренировки с отягощениями на начальном этапе для лиц с низким уровнем физической подготовленности:

  • а) развить общие физические качества (силу, быстроту, ловкость, гибкость) при помощи физических упражнений;

  • б) усвоить отдельные детали выполнения техники упражнений, сформировать новые или восстановить ранее имевшиеся специальные навыки;

  • в) увеличить силу отдельных мышечных групп, особенно отстающих в развитии;

  • г) повысить уровень специальной выносливости посредством постепенного увеличения общего количества подъемов на занятиях [58].

В разработанной нами методике двигательной самореабилитации больных после выписки из стационара комплексы упражнений В.И. Дикуля динамического характера дополняются статическими упражнениями (удержание определенной позы или положения). Исключаются физические упражнения, способные вызвать повторение травмы. К ним мы относим упражнения, при выполнении которых происходит значительная вертикальная нагрузка на позвоночник (травмированные позвонки). Содержание лечебной гимнастики предполагает последовательное выполнение комплексов физических упражнений в конкретном периоде и этапе с определением цели.

При выполнении упражнений на координацию не допускается значительное утомление парализованных конечностей.

Продолжительность занятия 20-25 минут: 1 подход по 5-6 повторений в каждом упражнении, темп средний. Содержание разработанной методики направлено на повышение функциональных возможностей дыхательной и сердечнососудистой систем, восстановление основных физических качеств, формирование навыков правильной осанки больного после полученной травмы с помощью комплексов физических упражнений лечебной гимнастики и силовых упражнений на блоках. Направленность упражнений и компоненты физической нагрузки зависят от цели периода и задачи конкретного этапа (табл. 7).

Первый период (восстановительный-постстационарный). Все упражнения выполняются в исходных положениях лежа на спине и животе. Частота занятий - 3 раза в неделю.

Первый этап (до 30 дней)

На данном этапе выполняются упражнения лечебной гимнастики (общеразвивающие, специальные дыхательные упражнения, упражнения на осанку). Продолжительность занятия на первом этапе курса реабилитации составляет 10-15 минут: 1 подход по 2-4 раза в каждом упражнении, темп медленный.

Большое внимание уделяется обучению больных правильному дыханию: грудному и брюшному для устранения изменений, связанных с длительным нахождением больного в положении лежа. Не допускается подъем ног выше 45 °.

Таблица 7. Содержание лечебной гимнастики при вялом периферическом параличе конечностей

Второй этап (31-60 дней)

К упражнениям первого этапа добавляются упражнения на развитие координации поврежденных конечностей: ходьба с сохранением правильной осанки (ходьба с высоким подыманием бедра, поворотами на 90°, прохождение по прямой линии и т.д.); выполнение двигательных действий на развитие моторики рук (ловля и броски предметов, лепка из пластилина, поделки из бумаги и т. д.).

Второй период (переходный). Упражнения выполняются в исходных положениях: лежа на спине, животе, коленно-кистевое, на коленях, стоя. При выполнении упражнений в исходном положении коленно-кистевое спина должна быть прогнута, т. к. в этом положении происходит разгрузка позвоночника.

Частота занятий - 3 раза в неделю. Характеризуются возрастанием продолжительности занятия до 45 минут. Упражнения лечебной гимнастики, используемые в предыдущих этапах выполняются по 2 подхода в среднем темпе, на блоках - по 1-3 подхода в медленном темпе.

Третий этап (61-120 дней)

К упражнениям первых двух этапов добавляются 7 упражнений на блоках, которые выполняются в положении стоя. Упражнения на блоках необходимо начинать с 1 подхода и постепенно доводить до 3-х к концу этапа. Отдых между подходами 2-3 минуты. Упражнения выполняются с опорой о стену, стул, вес подбирается так, чтобы больной не испытывал значительного напряжения. Не рекомендуется допускать болевых ощущений в месте травмы во время выполнения упражнений.

При работе на блоках обратить внимание на правильность осанки (при осмотре сбоку правильная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой и подтянутым животом, выпрямленными нижними конечностями, умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночника. Ось тела проходит через ухо, плечевой и тазобедренный сустав и сер едину стопы) [90,65].

Продолжительность занятия 30-35 минут. Каждое упражнение выполняется 6-8 раз. Темп медленный и средний.

Четвертый этап (121-180 дней)

К упражнениям на блоках, кроме выполнения в исходном положении стоя, добавляются 2-3 упражнения в положении лежа. Они выполняются по той же схеме третьего этапа. Продолжительность занятия 40-45 минут. Упражнения выполняются по 810 раз. Темп медленный и средний.

Во втором периоде упражнения лечебной гимнастики по мере адаптации к нагрузкам необходимо усложнять. Некоторые упражнения можно усложнять путем соединения различных простых упражнений в одно, другие упражнения выполняются с гантелями разного веса, утяжелителями, с сопротивлением, создаваемым инструктором.

В восстановительный и переходный периоды выполнение лечебной гимнастики в процессе тренировочных занятий осуществляется в следующей последовательности:

  1. комплекс целенаправленных физических упражнений;
  2. комплекс упражнений на формирование и закрепление навыка правильной осанки;
  3. комплекс упражнений на восстановление координации движений в поврежденных конечностях.

Направленность физических упражнений в занятиях в течение недели распределяется следующим образом: занятие 1 - мышцы ноги; занятие 2 - мышцы руки; занятие 3 - мышцы спины.

Третий период (тренировочный). Исходные положения для выполнения упражнений усложняются. Увеличивается объем нагрузки до 10-12 повторений в каждом упражнении. Частота занятий (3 раза в неделю) и продолжительность занятия (40-45 минут) остаются такими же, как и на 4 этапе.

Пятый этап (181-240 дней)

Вводятся упражнения, выполняемые в положении сидя, при выполнении упражнений лежа ноги рекомендуется поднимать до 90°.

Комплексы упражнений лечебной гимнастики выполняются по 2 подхода, а на блоках - в исходном положении стоя и лежа - 3 похода, сидя - 1-3 подхода. Темп медленный и средний.

Шестой этап (241-360 дней)

В процессе рассматриваемого этапа выполняются упражнения только на блоках и количество подходов увеличивается до 5. Темп средний.

Занятия проводятся 3 раза в неделю по одному из предложенных вариантов:

  1. понедельник, среда, пятница;
  2. понедельник, вторник - выполнение упражнений на блоках; среда - отдых;
  3. четверг, пятница - выполнение упражнений на блоках; суббота - отдых.

Для снижения физической нагрузки необходимо все упражнения одного занятия разделить на два комплекса по воздействию на группы мышц: мышцы ног и спины; мышцы живота и рук.

При занятиях по предложенной методике вес отягощений необходимо подбирать так, чтобы упражнение не вызывало трудности при выполнении и не было болевых ощущений в области травмы; не допускается вертикальная нагрузка на позвоночник, т. к. велика вероятность повторения полученной травмы; по мере тренированности организма необходимо увеличивать долю выполняемых упражнений, а в дальнейшем полностью перейти на блочные упражнения, потому что упражнения, применяемые на начальных этапах методики, становятся малоэффективными.

Комплексы упражнений на формирование и закрепление навыка правильной осанки необходимо выполнять не реже 3 раз в неделю, выполнение данных упражнений менее 3 раз в неделю снижает приобретенный оздоровительный эффект.

Комплексы упражнений на восстановление координации парализованных конечностей применяются со 2 этапа реабилитации и после упражнений на осанку.

Если движения выполняются со значительным усилием и практически не контролируются больным, то используются на парализованную конечность пассивные, изометрические упражнения и добавляются дыхательные упражнения.

После того как больной начинает контролировать выполняемые действия больной конечности, применяются упражнения со скольжением конечности по гладкой поверхности, а также упражнения, выполнение которых облегчается путем сгибания конечностей.

При самостоятельном передвижении больного используются упражнения, направленные на улучшение координации движений (упражнения на осанку с постепенным усложнением: ходьба с остановками, выполнение полуприседов с сохранением правильной осанки), на восстановление координации парализованной руки, эффективны упражнения с ловлей и метанием предметов (клубок ниток или мячик). Обязательное условие усложнения - выполнение бросков, увеличение веса предмета и уменьшение его размеров по мере выздоровления больного (прил. 2).

Анализ научно-методической литературы [8, 34, 41, 91] и исследования констатирующего эксперимента позволили выявить, что практически все упражнения, воздействующие на мышцы спины и брюшного пресса, должны выполняться с задержкой положения в крайней точке движения. Время задержки по мере тренированности возрастает с 1-2 секунд до 15-20 секунд.

Организационно-педагогические условия:

  • самопознание (стимулирование и развитие у больного опыта самодиагностики);

  • формирование внутренней и внешней мотивации к восстановлению профессионально-важных способностей;

  • учет индивидуальных особенностей полученной травмы, возможных затруднений и способов их преодоления;

  • наличие четко заданной цели и программы ее достижения;

  • обучение больного теоретическим знаниям, практическим умениям и навыкам самоконтроля в области физической реабилитации.

При составлении комплексов физических упражнений по возможности не включать упражнения, способствующие развитию силы мышц рук. Таким путем устраняется возможность развития заместительной функции рук и ног.

При выполнении пассивных упражнений: пассивная разработка проводится по направлению от центра к периферии (тазобедренный, коленный, голеностопный, пальцы - это для нижней конечности). В последующем, кроме проработки суставов от центра к периферии, присоединяется проработка и от периферии к центру. Темп выполнения медленный[91]. Обязательное условие при выполнении пассивных упражнений - следить за дыханием [60]. При выполнении движений необходимо проговаривание выполняемых действии.

Прежде чем рассмотреть особенности организации двигательной самореа- билитации больных пожилого возраста после выписки из стационара необходимо определить возрастные рамки и особенности организма данного периода жизни. Пожилой возраст: 55-60 до 75 лет у женщин и мужчин. Характеристикой данного возраста является неуклонное снижение возможностей организма, таких как физиологические качества, работоспособность, максимальные возможности кровообращения и дыхания уменьшаются до 70 и даже до 50 % тех значений, которые были у того же человека в 25-35 лет, даже если он оставался всё время здоровым [30].

Методика двигательной самореабилитации больных пожилого возраста с травмами позвоночника с повреждением спинного мозга после выписки из лечебного учреждения включает трудотерапию, комплексы целенаправленных физических упражнений в комплексе с самомассажем и специальным питанием.

При составлении комплексов физических упражнений необходимо учитывать не только особенности травмы и нарушения функций организма вследствие ее получения, но и происходящие возрастные изменения в организме в данном возрасте. Одним из серьезных осложнений, возникающих при двигательной само- реабилитации больных пожилого возраста с травмами позвоночника с повреждением спинного мозга, является развитие такого заболевания как остеопороз. Необходимо включить в рацион питания больных продукты богатые витаминами и микроэлементами. Особое внимание следует уделить восстановлению потребности организма в кальции и витамина D [86]. В молоке кальций находится в наилучшей форме для усвоения [88].

Как указано выше, одной из особенностей данного возраста является снижение работы сердечно - сосудистой и дыхательной систем, в результате травмы наблюдается резкое снижение ЖЕЛ вследствие нахождения больного в условиях гиподинамии. Это способствует еще большему негативному влиянию на организм больного. Поэтому необходимо в течение дня выполнять дыхательные упражнения [90]. Для увеличения эффекта от выполнения дыхательных упражнений необходимо перед ними выполнить самомассаж груди и живота. Кроме этого самомассаж живота способствует нормализации деятельности внутренних органов.

Важным дополнением к вышеуказанным средствам двигательной самореа- билитации является применение солнечных и воздушных ванн. Особенно полезны занятия на свежем воздухе. Некоторые авторы рекомендуют проводить больному весь день на свежем воздухе[60,61]. Воздух и солнечное излучение благотворно влияют на организм больного. Солнечные лучи способствуют образованию в организме витамина D, вследствие чего происходит заживление ран (пролежней). Кроме этого, солнечные и воздушные ванны способствуют повышению сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Во избежание ожогов от воздействия солнечных лучей то можно надевать на больного легкую одежду, через которую может проходить до 50-70 % солнечных лучей, особенно хорошо пропускают ультрафиолетовые лучи ткани из капрона и нейлона. Необходимо учитывать следующие условия комфортного применения воздушных ванн: температура воздуха летом + 23-25 ° C, скорость движения воздуха 0,2-0,4 м/с. относительная влажность воздуха 50 % [66].

Не рекомендуются перерывы в занятиях, если нет особых противопоказаний: высокая температура, давление, невыносимые боли и т.д. В случае, если тяжело справиться с нагрузкой, можно снизить интенсивность занятий, количество повторений, но ни в коем случае не прекращать заниматься ни на один день. Также необходимо рациональное лечебное питание. Только такое отношение к процессу двигательной самореабилитации позволит в максимально короткие сроки восстановить утраченные функции.

Таким образом, разработанная методика лечебной гимнастики, включающая комплексы физических упражнений, позволяет эффективней восстановить ослабленные функции организма, устранить побочные явления травмы: снижение мышечного тонуса, сухожильных, периостальных и кожных рефлексов, чувствительности и нарушения трофики; укрепить сердечно-сосудистую и дыхательную систем.

Штоколок В.С. Методика обучения двигательной самореабилитации...

Назад | Оглавление | Вперед

Дата публикации (обновления): 17 апреля 2016 г. 14:08

.



Жизнь после травмы
спинного мозга