Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

Специфика семейных отношений у подростков и молодежи, перенесших спинальную травму

Исследователи подтверждают важную роль детско-родительских отношений в успешной адаптации подростков и молодых людей к спинальной травме. Родительская оценка и их поддержка оказывают сильное влияние на психоэмоциональное состояние молодых пациентов (Case, 2000). Хотя в обществе распространено мнение, что родители теряют свое влияние при достижении их ребенком подросткового возраста, исследователи показали , что родительская поддержка после спинальной травмы имеет столь же большое значение, как и поддержка сверстников. (Harter, 1999; Wallander et al., 1989). Так, исследования показали связь между отношением родителей к своему ребенку и его самооценкой. Wolman и соавт. (1994) выявили снижение самооценки у подростков со спинальными нарушениями, родители которых воспринимали их как менее взрослых и ограничивали их социальную активность по причине инвалидности.

B. Antle (2004) показал, что поддержка родителей была важным фактором, предупреждающим развитие эмоциональной дезадаптации в юношеском возрасте. Так, пациенты оценивающие поддержку родителей как недостаточную, имели более низкую самооценку. Хотя для исследователей (Harter, 1999) остается неясным вопрос о направлении связи: поддержка родителей влияет на представления о собственной ценности или восприятие себя как ценных способствует оценки родителей, как поддерживающих. Тем не менее влияние детско-родительского восприятия на процесс адаптации к спинальной травме и инвалидности очевидно.

Исследования показывают наличие расхождений в оценке психологического состояния и качества жизни в оценках подростками и молодыми людьми со спинальной травмой и их родителями. Так, в исследовании K.Garma и соавт. (2011) участвовали пациенты со спинальной травмой и заботящиеся о них взрослые. Участникам предлагалось оценить качество жизни и психоэмоциональное состояние пострадавших. Исследование учитывало возрастные характеристики и наличие симптомов эмоциональной дезадаптации у ухаживающего лица. Результаты показали, что в детском и подростковом возрасте данные оценки более схожи, чем в юношеском. Родители молодых людей оценивали их состояние как более негативное, чем сами пациенты.

Похожее расхождение также отмечалось в исследовании O. Oladeji et al. (2007): родители оценивали психологическое состояние ребенка (участники до 18 лет) хуже, чем он сам. Исследователи объясняли подобное расхождение разницей в восприятии проблемной ситуации : так, дети концентрировались на решении конкретных задач (например, как использовать инвалидную коляску, чтобы вернуться в школу), родители же воспринимали последствия спинальной травмы как глобальное препятствие. Также, отмечалось, что родители сосредотачивались на различиях в том, что делают здоровые дети и недоступно ребенку с инвалидностью. Авторы делают вывод о необходимости учитывать представления о последствиях травмы родителей пострадавших при работе с пациентами.

Выводы к главе 3

  1. Современные концепции посттравматического стресса отражают значение ряда социальных, личностных, интерперсональных и семейных факторов, которые способствуют развитию эмоциональной дезадаптации вследствие воздействия травматичной ситуации.
  2. Инвалидизирующее заболевание ребенка является травмирующим фактором для родителей, обуславливающим их эмоциональную дезадаптацию. Родители пациентов с физической травмой являются группой риска по возникновению симптомов аффективных расстройств. Психоэмоциональное состояние родителей может являться фактором повторной травматизации для ребенка.
  3. Инвалидизация ребенка влияет на коммуникацию в семье. Семьям пациентов с инвалидизирующим заболеваниям свойственны отношения по типу гиперопеки, симбиотические отношения, ограничивающие активность ребенка, не отвечающие его реальным потребностям и возможностям. Дисфункциональная коммуникация способствует возникновению эмоциональных и социальных нарушений у подростка и молодого человека с инвалидизирующим заболеванием.
  4. Исследование психоэмоционального состояния родителей подростков и молодых людей, перенесших травму спинного мозга, является актуальным для выявления мишеней психосоциальной работы с семьями.

Назад | Оглавление | Вперед

Дата публикации (обновления): 15 июля 2017 г.

.



Жизнь после травмы
спинного мозга