Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

Все дела не переделаешь

Свобода означает ответственность.
Вот почему большинство людей боится свободы
Джордж Бернард Шоу

У вас никогда не получится переделать все дела из списка. Вам не удастся добиться того, чтобы первая гора дел исчезла полностью. Выбросьте эту мысль из головы раз и навсегда: это просто невозможно.

Как только вы примете эту истину, случится кое-что интересное.

  • Высвобождение

Например, вы наконец осознаете, что совершенно нормально уходить с работы, даже если не все еще сделано. И что вы не должны чувствовать себя виноватым. Потому что если бы вы все сделали, случилось бы чудо. Это «высвобождение» еще и в том смысле, что у вас появляется свободное время.

  • Ответственность

Теперь, когда вы решили не выполнять все дела, вам предстоит принять несколько важных решений. Если вы не собираетесь делать все, тогда что именно вы оставите в списке? А что из него вычеркнете? Очень непростой выбор...

Большинство людей пытаются «сделать все из списка». И очень скоро понимают, что это не получается — просто не может получиться.

Тогда они перестают делать:

И делают только:

На этом этапе они и теряют баланс между работой и личной жизнью. Они работают, работают, работают, но ведь и семейная жизнь наполнена бесконечным трудовым «шумом» — готовкой, уборкой, покупками, необходимостью совершать все то, что поддерживает привычное существование.

Потом становится только хуже. Они продолжают действовать в соответствии со списком, окончательно сводя к нулю те драгоценные часы личной жизни, которые у них еще оставались. А результатов — никаких! Потому что не получится переделать все, что значится в списке. Это бессмысленная гонка, победить в которой невозможно.

Если вы это понимаете, тогда должны принять и тот факт, что некоторые задачи никогда не будут выполнены. Даже если вы их отложите на тот прекрасный день, когда у вас появится время, — они все равно не будут выполнены. Они так и останутся брошенными. Оставленными. Отвергнутыми. Навсегда.

Вместо бессмысленного выполнения всех задач из списка старайтесь решать только самые важные.

Каким образом? Есть только один способ.

Если вы сможете этого добиться, то всегда будете доводить до конца нужную работу. Под «нужной работой» я подразумеваю уникальное сочетание дел из каждой из четырех категорий, верное именно для вас:

Бьюсь об заклад, что такое вам предлагают впервые. А ведь это просто навык, но именно его вам и не хватает. Потому что с того момента, как вы пошли в школу — или даже раньше, — вас программировали поступать прямо противоположным образом: вам говорили, что вы должны делать то-то и то-то, и вы делали.

Помните ли вы свой первый день в детском саду? Мама вручила вас воспитательнице, та дала вам кубики, пластилин или раскраску и сказала, что с этим сделать. Будучи воспитанным ребенком, вы их не выбросили, а выполнили то, о чем вас попросили. Так было и в школе: вы решали задачи, делали домашнюю работу и писали контрольные — то есть делали то, что вам говорили. В университете происходило то же самое — лекции, семинары, курсовые работы, диплом, диссертация. Возможно, во время учебы вы где-то подрабатывали, вам опять говорили, что делать, и вы выполняли — мыли посуду, обслуживали посетителей кафе и т. д.

А потом вы пошли на свою первую «настоящую» работу. И там-то что? Должностные инструкции, отчеты, основные показатели деятельности — вам по-прежнему говорят, что делать, — и так до конца жизни. Как правило, таким образом вы представляете работу. Вам дают указания, и вы думаете одну и ту же грустную думу: «Как мне втиснуть это в мою и без того загруженную жизнь?»

Но если вы обретете навык делать меньше — такой же навык, как пользование компьютером, управление проектами или координирование встречи, — вы перестанете с тоской размышлять над проблемой «слишком много дел — слишком мало времени». Вы сможете решить ее.

Как, делая меньше, можно стать сильнее? Говоря «сильнее», имею в виду сильных мира сего — людей, которые своей деятельностью изменяли этот мир. Их жизнь всегда была наполнена действиями, мы помним их благодаря этим действиям, к каким бы результатам — положительным или отрицательным — они ни приводили. Так каким образом в бездействии может заключаться сила?

Что ж, вот вам пища для размышлений. Существует общепринятое мнение, что успех организации, когда у нее появляется новый CEO*, полностью зависит от результатов его деятельности «в первые 100 дней». В 2012 году Harvard Business Review опубликовал статью «Пять мифов о первых 100 днях работы CEO». Ее основной посыл такой: куда более эффективным в течение первых 100 дней работы оказывается иной метод — размышлять побольше, а действовать поменьше.

Или возьмем, к примеру, блогера, который заставляет себя писать по одному посту каждый день — просто потому, что так советуют эксперты по социальным сетям. Но, возможно, для этого блогера будет куда лучше размещать по одной содержательной статье в неделю, вместо того чтобы засорять свою (и наши) жизни второсортной чепухой.

Мы сами виноваты в своей высокой загруженности. Классический пример — машинальная проверка электронной почты. Какой в этом смысл? Ведь важные сообщения от этого не придут быстрее.

Все мы очень занятые люди. И по вечерам валимся с ног от усталости, чувствуя при этом, что за день удалось сделать многое.

  • Но до какой степени необходимы все эти дела?
  • Или это просто какие-то дела?

Впрочем, разве важно, какие именно задачи вы выполнили? Вы ведь довели до конца начатое и неуклонно продираетесь сквозь этот кажущийся бесконечным список дел.

  • Ну что вы, конечно же важно.

Вы обладаете силой, с помощью которой можно преодолеть усталость, силой, которая не позволит вам чувствовать себя жертвой времени и обстоятельств.

  • Вам достаточно просто ею воспользоваться.
  • Эта сила заключается в том, чтобы делать меньше.

Делайте меньше: перестаньте думать, будто вам удастся переделать все дела

Пора привыкать к мысли, что некоторые — а на самом деле многие — дела вы просто не станете делать.

Скажите себе прямо сейчас: «Многого я просто не стану делать».

Повторите несколько раз. Затем произнесите это вслух: «Многого я не стану делать».

А теперь, прямо сейчас, встаньте со стула или дивана. Представьте себе, что перед вами — в паре шагов — находится закрытая дверь. Здесь, где вы пребываете сейчас, — мир бесконечной занятости. Здесь всегда пасмурно и уныло — эдакая урбанистическая тоска. Крутится колесо, внутри которого бежит несчастный хомяк. Этот хомяк — вы.

Теперь вытяните руку — давайте, не бойтесь! — и чуть толкните дверь. Дверь без труда приоткрывается. И вы видите, что там, за нею, солнечный свет, зеленые лужайки. Вы слышите смех, чувствуете приятные ароматы — моря, свежескошенной травы.

Эта сторона, этот мир, где вы находитесь сейчас, называется «Как-мне-вместить-это-в-и-без-того-перегруженную-жизнь?» А теперь сделайте шаг вперед — можете и вправду сделать несколько шагов — и пройдите сквозь дверной проем, на другую сторону, войдите в мир, который называется «Почему-я-должен-тратить-на-это-свое-время?»

Ну что, справились? Это ведь было совсем не трудно.

А теперь нарисуйте в воображении еще одну картину. Вы сидите за своим рабочим столом — нет, не сидите, а навалились на него, распростерлись на нем. И представьте, что вы со своим рабочим столом находитесь внутри огромной цилиндрической емкости, а все, кому не лень, что-то в эту емкость сбрасывают. Представили?

Вот сбросил какие-то дела ваш руководитель — просьбу сделать что- то, что «займет лишь минутку». Что-то сбрасывают в емкость ваши подчиненные, коллеги, партнеры. Сотрудники из других отделов. Дома в ту же емкость что-то бросают ваши жена, муж, подружка, парень, партнер, сосед по квартире. Кто только каких дел туда не сваливает — семья, соседи, сообщество, правительство. И все это добро летит вам на голову. Что ж удивляться, что вы не выдержали и завалились на стол! Странно, что у вас вообще получается вставать по утрам.

Но можно представить и другую картину. Вообразите вместо емкости, так похожей на мусорный бак, огромную воронку.

нужные дела

В воронке — в которую все сбрасывают всё, что не лень, — имеются два фильтра. Что-то застревает в первом фильтре, поэтому дальше просачивается меньше дел. Что-то отсеивается вторым фильтром, и до вас доходит только то количество дел, с которыми вы можете справиться, — «нужные дела».

Куда делись ваши сгорбленные плечи? Вы сидите прямо, на лице улыбка, потому что у вас появилась жизнь. Теперь вы занимаетесь только «нужными делами»! Представьте, как вы будете счастливы!

Разумеется, нам нужно понять, что это за фильтры, и мы это сделаем — в главах 5 и 6. Но сначала обсудим, что же это такое — «нужные дела».

Делайте меньше: в течение половины дня отказывайтесь от всех дел

Ваша задача — полдня отказываться от всех новых рабочих заданий — кто бы и о чем бы вас ни попросил. Вы можете отвечать отказом в первой половине дня (до обеда) или во второй половине (после обеда) — это неважно.

До обеда можно говорить: «Это может подождать до второй половины дня?» После обеда: «Отложим до завтра?»

С помощью такого приема вы не категорически отказываетесь от выполнения задачи, а лишь на время ее откладываете. И всегда есть вероятность, что приоритеты изменятся и вам вовсе не придется выполнять эту задачу (о ней могут просто забыть! Вот и прекрасно).

Играйте в игру «отказываюсь» весь день

В течение всего дня отказывайтесь от выполнения каждой второй просьбы. Для этого вы можете использовать уже выработанные приемы или попробовать новые. Какие именно? Вы можете придумать их сами либо расспросить коллег за чашечкой кофе или во время обеденного перерыва. Узнайте у друзей или членов семьи о том, как они ухитряются говорить «нет».

А что вы будете делать, если к вам направляется самый грозный из руководителей и эта его просьба будет «каждой второй», то есть той, от которой нужно вежливо отказаться? Струсите или будете действовать по плану? Решать вам.

* CEO — Chief Executive Officer (англ.) — высшая исполнительная должность в компании. В принятой в России иерархии аналог генерального директора. Прим. ред.

Из книги Фергус О'Коннел ‘Делай меньше. Как избавиться от желания все успеть

Похожие материалы:

Дата публикации: 27 июля 2015 г.

.



Жизнь после травмы
спинного мозга