Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

Поддержание порядка в доме

Марина ЯрославцеваСегодня мы поговорим о порядке в доме. В конце этой главы вам нужно будет проанализировать, на что из уборки у вас уходит больше всего времени, что вы не успеваете убирать и почему. Ниже я приведу наблюдения и рекомендации, которые помогут вам лучше понять организацию вашего быта и выделить причины, по которым вы не успеваете поддерживать желаемый порядок.

Порядок совершенно не означает, что дом должен превратиться в музей. Если вы убрали и пропылесосили в детской, а через пять минут по полу разбросаны игрушки — это значит, в детской порядок. Там чисто и все на местах (место игрушек в данный момент на полу вокруг играющего ребенка). Если вы это примете, вам станет гораздо легче. Не надо мучить себя и ставить слишком трудные задачи, затем нервничать, торопясь их выполнить.

Многие женщины впадают в настоящее уныние, если не выполняют все, что запланировали. Спросите себя — а что изменится, если я не выполню пятый пункт? Ведь вы сначала делаете то, что более важно, — например, готовите еду. А на пятом месте в списке стоит мытье холодильника, и — о ужас! — вы не успели это сделать. У вас портится настроение, а стоит ли огорчаться? Если вы действительно выложились, не лентяйничали, но что-то не успели, подумайте — есть ли причины портить себе нервы из-за этого?

Похвалите себя за то, что уже сделали. Да, не протерли полы, зато погладили мужу рубашку. Могли вы одновременно гладить и убирать? Конечно, нет, а это значит, вам не за что себя упрекать. Это не просто. Есть люди, которые категорически не хотят видеть то, что они сделали!

Например, мой муж — типичный самоед. Он может прийти домой, принести зарплату, по пути купить продукты и подарки для меня и детей, дома все это разложить по шкафам и холодильнику, помочь повесить белье, поиграть с детьми, а потом вспомнить, что у него недоделана розетка. Этим он перечеркивает все, что сделал: «Я плохой хозяин». На вопрос «Как ты не видишь, что делаешь столько всего полезного, нужного и важного?» отвечает, что «это ерунда, это каждый сделать может».

Я думаю, такое отношение к себе складывается еще в детском возрасте. Поэтому чаще хвалите своих детей, радуйтесь всему, что они сделали, любым их успехам, чтобы потом, во взрослой жизни, им жилось лучше и легче, чем нам.

Приведу еще один пример. На тренинге нужно было выполнить задание — расписать день и поставить баллы домашним делам по трудности. Молодая мама с двумя маленькими детьми пишет:

Мои ежедневные дела: пропылесосить полы — 2 балла, помыть — 3 балла, реже — протереть пыль и зеркала — 2 балла. Днем: опять же, полы, которые утром не успела домыть из-за детей, туалет — 7 баллов, ванная — 7 баллов, пытаюсь разбирать шкафы хотя бы по чуть-чуть — 5 баллов, помыть окна и подоконники — 6 баллов, плюс приготовить еду — 4 балла. Вечером: погладить, убрать на кухне — 2 балла. По два-три раза в день, наверное, только мою посуду — 1 балл за каждый подход к раковине. И в течение всего дня раскладываю по местам все вещи, что попадаются под руки, — 1 балл. А вот что не успеваю — это по 10 баллов: помыть холодильник, микроволновку, место, где стоит помойное ведро, плита. Похоже, это все лень-матушка.

Весь день она работает по дому, к тому же с малышами на руках, и в итоге делает вывод, что невыполненные большие дела, на которые не хватает физических и моральных сил, — это лень. Поверьте, вы не обязаны обладать волшебными способностями. На занятиях были женщины, которые с удивлением понимали, что предъявляют к себе такие требования, какие реально выполнить только уборщице, приглашенной на полный рабочий день. А у них были еще маленькие дети и приготовление завтрака, обеда и ужина.

Я почти год пыталась приучить себя вставать рано, очень уж меня вдохновляли эти милые истории «Я встаю в 5 утра и все успеваю», заработала только невроз. Плюнула и поняла, что надо жить так, как удобно и комфортно мне, и стала просыпаться в разное время.

Многие женщины часто сравнивают себя с другими, и очень часто другие — лишь воображаемые люди. Можно выложить в блоге снимок детей, играющих в настольную игру, где все будет идеально. Но вы можете не знать, что на ужин у них магазинные пельмени или что в кадр не попала гора непоглаженного белья, а за пять минут до снимка был скандал с детьми из-за компьютера.

Это похоже на образ фотомодели. Шпильки, живот втянула, ретушь — идеальная картинка. Фотограф убирает камеру, и устало сутулятся плечи, туфли летят в угол и стирается макияж. Вы можете прочитать тысячи книг по управлению временем, но помните, что их авторы — такие же иллюзорные модели, а в жизни — обычные люди со своими трудностями.

Часто идиллия обманчива. Женщины, которые успевают все, живут одни, без детей, или у них есть прислуга. Все остальные имеют полное право быть нормальными хозяйками без волшебных способностей.

Вы знаете, я очень долго чувствовала себя плохой мамой, когда моя свекровь мне постоянно твердила, что ее дети были развиты более моих, а сама свекровь работала с 8 до 8 и писала диссертацию, и дома был порядок и... много чего еще. А вот у меня ни на что времени не хватает — хоть и встаю я в 5 утра... наверное, не туда его трачу. Но однажды я поговорила с ее старшей сестрой, и... все у меня встало на свои места! Просто свекровь, наверное, забыла, что воспитанием ее детей занималась... бабушка.

Конечно, я не призываю вас оставить все домашние дела и жить в полном хаосе. Нужно научиться меньше восхищаться «идеальностью» других и перестать корить себя за свою «ущербность». Бывают хозяйки, которые действительно день и ночь прибирают дом, и у них все блестит до последнего сантиметра пола под диваном. Но уверены ли вы, что это нормально, если несчастная крошка на ковре способна довести их до нервного срыва?

Самое главное — расставить правильно приоритеты и не жертвовать своим здоровьем или нервами домашних ради порядка.

Моя история

Когда у меня родился четвертый ребенок и в доме оказалось трое маленьких погодков, про идеальный порядок можно было забыть. Только я успевала убрать в одном месте — что-то раскидывали в другом. Это была бесконечная карусель неплодотворной уборки.

Зачем тратить столько усилий на почти бессмысленное занятие? Зачем три раза в день драить кухню и постоянно убирать игрушки? Я попыталась найти ответ и поняла — несмотря на то, что сама люблю порядок, я делала это для мужа. Ему нравится приходить в чистый дом, он гордится тем, что я, несмотря на загруженность, создаю уют. С этого дня я сократила свою дневную работу и подбирала все «хвосты» за час до возвращения мужа с работы. Результат был тот же, а усилий на него тратилось гораздо меньше. Кроме того, мою совесть мучили неразобранные шкафы. И силы, которые тратились на бесконечную уборку разбросанных детьми вещей, я смогла направить на давно отложенные дела. Это пример ситуации, когда приходится чем-то жертвовать. В данном случае я жертвовала порядком в течение дня.

Меня часто спрашивали, какой распорядок жизни был у меня, когда трое погодков были совсем маленькими? Это запись из моего дневника 2009 года. Яне пять лет, Вове три года, Яше меньше двух лет. Опишу систему работы, которая помогает мне справиться с домашними делами.

Проснувшись и на автопилоте отправив всех, кто уходит в сад, школу и на работу, я беру тайм-аут — наливаю чай и сажусь за компьютер. Мне хватает получаса, чтобы проснуться окончательно. Теперь надо привести себя в порядок — умыться, причесаться и одеться в удобную для работы одежду, стать красивой — от этого поднимается настроение и появляется энергия для подвигов. Теперь — на старт!

Уборка

Перед началом домашних дел запускаю все, что может работать само, — посудомойку, стиральную машину, хлебопечку, мультиварку и т. д.

Кухня. Убираю со столешницы, стола и открытых пространств все, кроме необходимого минимума. Поверхности должны быть свободными, никаких баночек и коробочек. В ближней досягаемости в ящиках и на полках оставляю только то, чем пользуемся каждый день. У меня поднято на самые отдаленные полки кухни то, чем пользуемся раз в месяц, а все, что используется реже, — убрано в верхние ящики или вообще вынесено в гараж. Убираю кухню каждый день всю — до места для мусорного ведра и подоконника. Последнее — мою полы и ухожу оттуда. Теперь делаю перерыв, с чистой совестью полчаса уделив себе, — например, могу посидеть в интернете.

Комнаты. Выбираю среди оставшихся комнат ту, где убирать не хочется, и навожу там порядок, в последнюю очередь мою пол. Включаю что-нибудь во время уборки. По ходу проверяю вещи на предмет «чем мы не пользовались последний год» и выкидываю все, что не жалко, — что жалко, убираю прочь из комнаты (чаще выношу в гараж, оттуда выкидывать проще). Делаю перерыв минут на десять и перехожу к следующей по сложности и «нелюбимости» комнате. И так — пока все не будет убрано, вместе с прихожей. Все места, где любит заводиться хлам, контролирую — под кроватью, в шкафах прихожей — и ежедневно опустошаю. Начинаю уборку в комнате с той работы, которую люблю меньше всего, — у меня это подоконники.

Еда

Если надо приготовить еду к 12 часам, то начинаю готовить сразу после уборки кухни, в другом случае — после уборки дома. Меню планирую с вечера, достаю размораживаться все, что нужно разморозить, и замачиваю то, что нужно замочить. Если делаю то, что можно заморозить (перцы, голубцы, тефтели, зразы и т. д.), — готовлю в два-три раза больше и замораживаю. Завела книжку со списком блюд от гарниров до мясных и горячего, и если нет плана, что приготовить, — листаю ее для вдохновения, это позволяет разнообразить питание семьи. Стараюсь минимум раз в неделю экспериментировать с новым блюдом и что-то печь, удачные опыты вношу в книжку.

Если до вечера осталось много времени и я решаю что-то сделать по дому, а не отдохнуть, то планирую не более одного дела. Все это я делаю за три часа дневного детского сна или их игр. Время после того, как они уснут вечером, неприкосновенно — только для нас с мужем, никаких домашних дел.

Полезные советы

  • Избавьтесь от привычки оставлять одежду там, где ей быть не положено: на кресле, стульях и прочей мебели, — вещи должны жить только в шкафу.

  • Не убирайте все «с глаз долой» — только аккуратно складывайте и кладите на место.

  • Не допускайте, чтобы пакеты и коробки по углам стали нормой.

  • Заведите список необходимых дел — разбор шкафов, сортировка игрушек и т. д.

  • Планируйте на каждый день только одно большое дело, итого — пять больших дел на неделю. На субботу — одно большое дело для мужа (чисто мужское).

  • Оставляйте выходные максимально свободными от дел — только время для детей и семьи в целом.

Задание

Посмотрите на свой обычный день и подробно распишите его в таблице — когда, как, где и сколько времени вы убираете, сколько сил тратите, по 10-балльной шкале. Лучше всего прожить этот день с книгой под рукой, делая пометки о затраченном времени на каждый участок вашего дома.

Поддержание порядка в доме

Работа

Длительность,минут

Сколько раз в день

Затраченные силы (max 10 баллов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Несделанные дела

До чего никак не дойдут руки

Как давно собираетесь это сделать

Нервотрепка (max 10 баллов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отзывы участников тренинга

Подумала, посчитала и впала в прострацию: то есть из всего, что я понаписала, вытекает, что все дела, если их делать быстро-быстро (к сожалению, копуша я еще та), то их можно сделать за утро — 4 минуты в ванной, 4 минуты в прихожей, 15 минут на кухне (даже много, ну ладно, пусть будет 15), 15 минут в комнате, итого — 38 минут (упала под стол). Далее, 38 минут утром, 38 минут вечером и плюс днем два раза по 10 на комнату. Итого 96 минут, плюс 1,5 часа на готовку. ВЫВОД: на хозяйственные дела тратится в среднем 3 часа... а куда девается остальное время?! Никуда!!! Да, все подсчеты грубые, не учтено время на прогулку, посещение поликлиник, магазинов и т. д., но если все пересчитать, то все равно остается куча времени. Нужно все делать быстро, а не растягивать на целый день. Америку, конечно, не открыла, но для себя сделала огромный вывод, может, кому-то еще пригодится.

Что я делаю два, а то и три раза в день? Мою посуду. Потом посуду мою. Потом снова мою посуду. Муж против покупки посудомоечной машины, говорит — что там делать, я да малыши, а он, мол, почти тарелки не пачкает. Теперь решила — с этого дня договоримся, что либо он моет сам, либо ест из тех, которые почти не пачкает. Ему денег жалко — а меня?

Раньше я постоянно гладила, потом стала покупать только те вещи, которые отлично сушатся, достаточно их хорошо встряхнуть, расправить и повесить. И — какое чудо! У меня постепенно ушла моя ежедневная глажка. Это минус одна проблема быта!

Мой обычный день. Мне стало грустно, потому что все время казалось, что я занята целый день чем-то полезным, а тут обратила внимание на свои дела... и... я в ужасе... оказывается, я круглый лентяй! Я думала, конечно, что работаю не на 100 КПД, но что все так плохо, и не подозревала...

Не могу жить в системе. Я сама создаю завал — во всем. Например, к вечеру у меня целая коллекция грязных кружек у компьютера. Стоит оказаться там всего одной, и пошло-поехало... Или шкаф. Пока на нем пусто — я ничего на него не брошу. Но стоит оставить хотя бы расческу... Я не смогла переделать себя под быт, а быт под себя подстраивать не хочу. Поэтому внимательно присматриваюсь к себе и ищу особенности. Вот, к примеру, на шкаф поставила рамки с фото — кинуть что-то между ними не поднимается рука. А кружку купила себе новую, очень красивую и любимую, чтобы хотелось пить только из нее, а не таскать каждый раз новую.

Как все успеть: тайм-менеджмент для мам. Шаг 2. Первый Вторник. Порядок в доме, или все в порядке / Марина Ярославцева. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015. Опубликовано с разрешения издательства

Похожие материалы:

Дата публикации: 27 июля 2015 г.

.



Жизнь после травмы
спинного мозга