Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

Вспомогательные приспособления для детей с ДЦП

ходункиВ настоящее время в России накоплен достаточно большой опыт по физической реабилитации детей с ДЦП (детским церебральным параличом).  Практика кинезотерапевтов и специалистов по ЛФК показывает, что для получения положительных результатов нужно как можно больше разнообразить двигательную активность (ДА) детей.

В процессе реабилитации не следует ограничиваться только одним, пусть и довольно эффективным, методом, а пытаться максимально приблизить ДА детей с церебральным параличом к двигательной активности здоровых детей.

Необходимо стимулировать произвольную двигательную активность, поскольку только самостоятельно выполненное движение способствует выработке устойчивого двигательного стереотипа.

Кресло-подушка и ходунки

Для коррекции положения тела ребенка ДЦП применяются специальные вспомогательные приспособления: мягкие терапевтические валики, ортопедические подушки, различные повязки и устройства, опоры-ходунки и кресла-подушки, фиксирующие положение тела, а также специальные жилеты, шорты, маты с мягким наполнителем и т.д.

Могут применяться мягкие модули различной формы для позиционирования детей, например затылочный валик, который помогает осуществлению контроля положения головы, ограничивает запрокидывание головы назад.

Опоры - ходунки могут быть как шагающими, так и универсальными. На http://au-med.ru/xodunki-opory/detskie_rolyatory-xodunki/ подробно рассмотрены вопросы о том, какие бывают ходунки для детей с ДЦП, каково их предназначение, как выбрать именно то, что необходимо конкретному ребенку.

кресло подушкаЗаполненные мягким наполнителем кресла-подушки способствуют расслаблению, позволяют поддерживать симметричное положение всего тела, снижают избыточное возбуждение, ограничивают неконтролируемые движения. Мягкие модули различной формы используются для позиционирования и ортопедических укладок.

Сухой шариковый бассейн

В реабилитационном процессе используются сухие шариковые бассейны. В таком бассейне ребенок может свободно двигаться, ощущая постоянный контакт кожи с наполняющими бассейн пластмассовыми шариками различного диаметра. Таким образом происходит постоянный массаж всего тела, идет стимуляция проприоцептивной и тактильной чувствительности.

Шариковый бассейн способствует развитию общей двигательной активности, координации движений, равновесия, локомоторной функции руки и мелкой моторики кисти. Используя принцип сенсомоторной интеграции с учетом возрастных и индивидуальных возможностей больного, сухой бассейн можно с успехом применять для развития двигательных функций и других качеств.

Примерный комплекс физических упражнений в сухом шариковом бассейне

  1. И.п. - полулежа на спине, упор лопатками в борт бассейна. Тянуться выпрямленными во всех суставах руками за голову 10-15 секунд, затем расслабиться.

  2. И.п. - то же. Приподнимание головы и туловища.

  3. И.п. - то же. Руки вверх, повороты со спины на живот и обратно.

  4. И.п. - то же. Совершая колебательные движения туловищем, помогая себе руками и ногами, закопаться в шарики.

  5. И.п. - лежа на животе, сохраняя правильное положение головы. Зарыться руками и достать шарик со дна бассейна.

  6. И.п. - то же. Переложить шарик из правой руки в левую на дне бассейна, следить за положением большого пальца, который должен быть отведен и противопоставлен остальным.

  7. И.п. - то же. Имитация движений плавания брассом, отгребая шарики в стороны.

  8. И.п. - на четвереньках. Ходьба по бассейну, следить за правильностью опоры на кисти с отведением большого пальца и за правильным положением головы.

  9. И.п. - сидя, руки заведены за борта бассейна, опираясь спиной о бортик бассейна. Поднять прямую ногу, опустить. То же движение другой ногой.

  10. И.п. - то же. Отведение-приведение прямой ноги с оттягиванием носка стопы на себя. То же другой ногой.

  11. И.п. - то же. Поочередное сгибание-разгибание ног в тазобедренных и коленных суставах с одновременным передвижением пальцами стоп по дну бассейна («гусеничка»).

  12. И.п. - то же. Движения типа «велосипед» ногами, погруженными в массу шариков.

  13. И.п. - то же. Ладонями обеих прямых рук отгребать шарики вправо и влево, избегая поворотов головы.

  14. И.п. - сидя. Бросание шариков разного цвета в корзину, друг другу, в центр бассейна и т.п. одной рукой, затем другой, двумя руками одновременно.

Используя метод сенсомоторной интеграции возможно проведение в шариковом бассейне обучающих занятий, направленных на развитие мышления, памяти, познавательной деятельности. Например, используя ароматерапию с созданием запаха моря, соответствующее звуковое сопровождение (шум волн, крик чаек) и светоэффекты, проводят физические упражнения с одновременным произношением определенных фраз, стихов (для развития речи) или изучением счета и т.п.

Такие занятия хорошо запоминаются, дети с удовольствием осваивают новые движения и стараются их правильно выполнять.

Дата публикации: 09 октября 2020

.



Жизнь после травмы
спинного мозга