Жизнь после травмы спинного мозга

ГЛАВНАЯ | ЛЕЧЕНИЕ | РЕАБИЛИТАЦИЯ | СОЦЗАЩИТА

 

Определение базы исследования и формирование выборки при написании дипломной работы

формирование выборкиСтудент-выпускник (впрочем, как и любой другой научный исследователь), при выполнении дипломной работы и ее защите проходит (или, по крайней мере, должен пройти) основные этапы, в которые входит выбор темы и постановка проблемы, сбор библиографии и изучение литературы по проблеме, формулировка гипотез и формирование выборки, подбор методик и проведение пилотажного и основного исследований, математическая обработка данных и анализ результатов, написание и оформление текста, подготовка выступления и выступление перед комиссией. Разберем более подробно этап, заключающийся в определении базы исследования и формировании выборки при написании дипломной работы.

Опытный педагог и психолог Т.В. Бендас, давая советы студентам выпускникам, подчеркивает, что этапы не обязательно следуют хронологически друг за другом: ведь если вы задумали провести определенное исследование (скажем, в доме престарелых), а базу для него вы не смогли найти (этот дом закрылся или руководство не разрешило беспокоить своих пациентов), то, возможно, вам придется сменить тему. Поэтому постарайтесь сразу договориться с руководством, возможно, и с испытуемыми, об их согласии принять участие в исследовании. И приступайте к формированию выборки.

Здесь часто у студентов возникают вопросы: Каково минимальное число испытуемых? Какой должна быть продолжительность одной встречи с испытуемыми? Что лучше: за один раз провести все методики с одним испытуемым или, напротив, исследовать всех испытуемых с помощью одной методики, затем с помощью другой и т.п.

«Меня всегда очень удивляет, пишет Т.В. Бендас, - что студенты стараются идти по пути "наименьшего сопротивления" - т.е. стараются сэкономить свои усилия и время. Это часто наносит вред исследованию, и данные получаются недостаточно валидными и надежными. Строго говоря, не существует нормы, сколько именно испытуемых достаточно для ВКР».

Будем исходить из следующих принципов:

  • целей,  задач  и  гипотез  исследования: если  вы берете, к примеру, гендерный аспект, то необходимо включить испытуемых обоего пола;

  • трудоемкости исследования: если вы используете множество методик, или  их  применение  связано  с  большими  временными  затратами,  то  число испытуемых может быть меньшим, чем в случае, когда методик немного;

  • математической обработки данных;

  • минимального числа испытуемых равно 30 (чтобы можно было применять различные средства математической обработки);

  • числа сравниваемых категорий испытуемых: к примеру, если ваш объект исследования - группа, то даже если она состоит из большого числа испытуемых, она не может быть в единственном числе - необходимо изучить несколько групп! Или вы решили сравнить сельских и городских подростков, мальчиков и девочек (включая,  сравнение  таких  категорий,  как  сельские  и  городские  мальчики, городские и сельские девочки и т.п.) - в этом примере содержатся 4 категории испытуемых, и число испытуемых в каждой категории должно соответствовать минимальным требованиям (т.е. 30*4= 120);

  • кратности 10. Строго говоря, это не обязательный принцип, однако, поскольку мы живем в так называемой "десятичной культуре" (когда числа, заканчивающиеся   нулем,   производят   более   благоприятное   впечатление   как "круглые" цифры, чем любые другие: так, число испытуемых, равное 100, не вызывает вопросов, в отличие от числа 99, которое надо объяснять - почему не 100?);

  • пропорциональности выборки. В отличие от социологических исследований, в психологических принято использовать выборку с равными частями различных категорий испытуемых: мальчиков и девочек; школьников и студентов; руководителей и подчиненных; имеющих детей и не имеющих, высоко и низко агрессивных и т.п. Правда, возможны исключения из этого правила (однако, они должны быть специально объяснены - в тексте и на защите ВКР): скажем, число мальчиков было ограниченным, поэтому вы взяли их всех, а девочек - в 2 раза больше; или у вас была специальная процедура отбора испытуемых, поэтому в исследовании у вас оказалось 15 лидеров-юношей и 12 лидеров-девушек.

В любом случае - не жалеть себя ради науки и формировать выборку из достаточно большого числа испытуемых - трудоемкость исследования уже сама по себе может вызывать уважение.

То же самое можно сказать о категории испытуемых, которых вы выбираете для исследования. Если идти по легкому пути, то самыми удобными являются школьники и студенты. Однако именно на них и проведена большая часть исследований. Ваша работа выиграет, если вы выберете для исследования редкие категории испытуемых: очень маленьких детей (до дошкольного возраста) или взрослых испытуемых периода зрелости или старости; лидеров с отрицательной направленностью, асоциальных подростков; женщин-домохозяек; беременных женщин; представителей сексуальных меньшинств; испытуемых с попытками суицида; представителей редких профессий и занятий, или представителей тех профессий, которых психологи еще широко не исследовали и т.п.

Лучше всего беспокоить испытуемых как можно меньше, поэтому, если позволяет время проведения эксперимента (не более 2-х часов), лучше сделать это за один раз. Но и слишком долго ходить к испытуемому - значит, утомлять его. Поэтому лучше всего все методики провести за 1 раз с одним и тем же испытуемым, или разделить число встреч с ним на 2-3 сеанса.

ГЛАВНОЕ МЕНЮ

Реабилитация

Книги для инвалидов
Книги для врачей
Исследования
Фильмы

Адаптация

Обмен опытом
Саморазвитие
Творчество
Образование
Работа
Доступность среды

Типичные недуги

Сердце и сосуды
Мочевая система
ЖКТ
Пролежни
Спастика
Контрактура
Боль
Депрессия
Другие недуги

Здоровье

О здоровье
Питание
Вода
Медицина

Физкультура

Упражнения
Развитие силы
Занятия спортом

Секс

Сексуальность
Дисфункция
Статьи

Семья и дети

Знакомство
Бесплодие
Гос пособия
Дети-инвалиды

Соцзащита

Инвалидность
Законы и акты
Соц поддержка

Без рубрики

Новости Рунета
Полезные ссылки
Об авторе, контакты
.

Реабилитация | Здоровье | Упражнения

© Жизнь после травмы спинного мозга