Меню
сайта

Жизнь после травмы спинного мозга
Реабилитация и социализация инвалидов

 

Преддипломная практика: анализ результатов исследования

преддипломная практикаМногих студентов-выпускников тревожат вопросы, связанные с квалификационной работой. Как проводить исследование, проведенное на преддипломной практике, как оформлять дипломную работу, какие вопросы будет задавать комиссия на защите диплома — вот те основные вопросы, которые обычно возникают.

Тревога, как правило,  связана с неопределенностью. В данной статье мы постараемся уменьшить неопределенность, касающуюся анализа результатов исследования, проведенного на преддипломной практике.

Обычно у студента возникают следующие вопросы: Как анализировать результаты? Можно ли где-нибудь списать анализ? Можно ли обратиться к своему научному руководителю с просьбой помочь написать анализ, так как вы не знаете, что означают ваши результаты, которые дала пройденная преддипломная практика. Ниже приводятся несколько советов по основным моментам анализа результатов психологического исследования.

Запоминайте и записывайте все подходящие идеи — реакции испытуемых, обобщения и закономерности в получении данных. Однако настоящий анализ вы будете делать после того, как закончена математическая обработка данных. Собственно говоря, анализ результатов — это самая сложная и самая творческая часть вашей работы. Его уж точно нельзя откуда-нибудь списать или проконсультироваться у руководителя, что означает каждая закономерность. Если руководитель пойдет вам навстречу и продиктует вам анализ — значит, он выполнит за вас вашу работу и, значит, вы не использовали шанс научиться делать его самим.

В целом эта часть работы включает 4 необходимых элемента:

1) вы должны описать полученные результаты;

2) затем объяснить их;

3) отметить их значение для развития психологии (теоретическое их значение);

4) дать рекомендации практикующим психологами и всем работникам прикладных областей по тому, как им использовать ваши результаты в своей практике.

Причем, рекомендуется все эти четыре элемента использовать одновременно — по отношению к какой-то закономерности или результату (к примеру, вы описали какой-то результат, тут же должны объяснить его, сравнить с данными, полученными другими исследователи до вас и дать рекомендации практическим работникам). Разберем эти элементы более подробно.

Вариантов описания данных может быть достаточно много, поэтому ниже приводятся примеры некоторых из них.

1. Самый  простой  и  не  слишком  эффективный  вариант  —  описывать результаты, полученные по отдельным методикам. Если при этом студент так и не выходит   на   более   обобщенный   уровень,   которая дала преддипломная практика, то работа   производит   впечатление распадающейся на отдельные части, не связанные друг с другом, а ее автор — не вполне понимающий, что же он исследовал и что получил. Однако, если не приходит   в   голову ничего лучшего, начните с этого варианта описания результатов — иногда в ходе этого процесса появляется обобщающаяся идея.

2. Можно идти таким путем: сначала описать те данные, которые являются статистически   значимыми, затем — те, которые приближаются к уровню значимости (здесь  можно  говорить  о  тенденциях) и, наконец,  незначимые результаты (последнее не обязательно, но иногда именно последние дают идею о существовании какой-то закономерности — к примеру, отсутствие гендерных различий по некоторым личностным характеристикам у мужчин и женщин-менеджеров может быть свидетельством наличия мощного "лидерского, или менеджерского,  эффекта",  который  затушевывает  менее  мощный  гендерный эффект — в самом деле, роль менеджера требует общих для мужчин и женщин определенных  личностных  качеств;   поэтому  не  стоит  расстраиваться,   если результаты незначимы, надо подумать, как их объяснить).

3. Хороший путь — отталкиваться от основной гипотезы: подтвердилась ли она или нет, и какова конкретизация ее в данных (она, к примеру, может подтвердиться лишь частично - проанализируйте это).

4. Можно сравнивать те части выборки, которые у вас имеются: мужчин и женщин; представителей различных этнических групп; испытуемых различного возраста;  занимающихся различными  видами  деятельности;  высоко  и  низко агрессивных и т.п.

Очень трудно дать рекомендации по поводу объяснения результатов, полученных на преддипломной практике, не зная их. В самом общем виде данные могут объясняться следующими причинами:

  • возрастными особенностями испытуемых;

  • их гендерными особенностями;

  • характером их деятельности;

  • культурными и этническими закономерностями;

  • специфическими проявлениями, характерными именно для данной группы испытуемых (к примеру, особенностями современной молодежи, современных женщин, поколения пенсионеров);

  • нечистотой эксперимента, проведенного на преддипломной практике, и т.п.

Не бойтесь объяснять результаты с позиции здравого смысла — такова специфика психологии. Обязательно подумайте, как ваши данные согласуются с данными других исследователей: совпадение свидетельствует о надежности результатов, а несовпадение — о новизне. В последнем случае постарайтесь объяснить полученную картину — возможно, ваши условия эксперимента чем-то отличались от тех, что были у других авторов. Это будет ваш вклад в развитии теоретической части психологии.

Практические рекомендации надо давать сразу после объяснения конкретного результата, чтобы было понятно, откуда взялась данная рекомендация. Анализ результатов выглядит более убедительно, если вы используете в тексте таблицы, рисунки, графики.

.

paralife.narod.ru