|
ВОЛЕЙБОЛ КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ С ЛЮДЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТАКандидат педагогических наук, доцент Н.В. Луткова Кандидат педагогических наук, доцент К.М.
Комиссарчик Ключевые слова: волейбол, тренер, реабилитация, уровень физической подготовленности, опорно-двигательный аппарат, эмоциональные мотивы, инвалиды По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), каждый десятый человек на Земле - инвалид. В работах В.С. Дмитриева, А.В. Сахно (1993) убедительно доказано, что проблема инвалидов в нашей стране всегда была в тени, а советская статистика сознательно уменьшала их действительную численность, делая реальность более привлекательной. В настоящее время проблемы обеспечения полноценной жизнедеятельности особой категории населения страны - инвалидов, создания для них нормальных условий участия в доступной им трудовой деятельности, расширения диапазона и глубины проявления ими своих жизненных потенций - одни из наиболее важных. По мнению С.П. Евсеева, С.Ф. Курдыбайло, О.В. Морозова, А.С. Солодкова (1996), одним из важнейших пластов необходимой инфраструктуры для инвалидов являются предпосылки и условия для организации и осуществления физкультурно-спортивной деятельности. Целью нашего исследовании, проводимого на базе Профессионального реабилитационного центра города Санкт-Петербурга, было определить влияние волейбола как средства реабилитации на людей, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата (ОДА). Для реализации поставленной цели необходимо было определить влияние волейбола на людей с нарушением функций ОДА:
Возрастная категория исследуемых - 26-43 года. Все они имеют высшее, по преимуществу медицинское, физкультурное и техническое образование, 50% - два высших образования. Для решения первой задачи нами использовалась психологическая концепция личности, разработанная К.К. Платоновым. Согласно этой концепции, личность человека состоит из четырех подструктур: I. Социальная направленность -
мотивы, взгляды. Для определения влияния игрового вида спорта, в частности волейбола, на каждую из четырех подструктур нами была определена батарея тестов: для подструктуры I - тесты по мотивации (Л.Н. Данилина, В.М. Мельников, 1990); для подструктуры II - тесты по определению материальных и духовных ценностей (Д.Я. Богданова, И.П. Волков, 1989); для III - тесты, определяющие уровень эмоциональной уравновешенности и личностной тревожности (К. Спилбергер, Дж. Тейлор, Г. Айзенк, Б.Н. Смирнов); для IV - тесты, определяющие и оценивающие тип темперамента (Г. Айзенк, Б.Н. Смирнов). В опросе приняли участие 11 человек, среди них пять - имели стаж травмы 5 лет, три -10 лет, три - с рождения. Двенадцатый участник команды не имел травм ОДА, что предусматривается правилами соревнований, поэтому он не принимал участия в опросе. Результаты, представленные в табл. 1, позволяют сделать заключение, что у людей с нарушениями ОДА имеется высокая мотивация к занятиям спортом, в частности волейболом, так как они сознательно хотят укреплять свое здоровье, общаться с людьми, имеющими схожие травмы, и здоровыми людьми, раскрепощаться и самоутвер ждаться посредством физической культуры. Таблица 1. Показатели мотивации при занятиях волейболом улиц, с нарушением функций ОДА
Таблица 2. Показатели отношения к ценностям жизни, %
Таблица 3. Суммарный показатель уровня личностной тревожности улиц с нарушением ОДА, %
Таблица 4. Показатели психологических характеристик темперамента, %
Результаты, представленные в табл. 2, свидетельствуют о высоких нравственных качествах этой категории занимающихся волейболом. Анализ показателей, представленных в табл. 3, свидетельствует, что у лиц с нарушением функций ОДА до занятий волейболом были высокие показатели уровня личностной тревожности, этот показатель в период регулярных занятий спортом снижается до среднего и низкого уровней. Изучение взаимоотношений между тренером и спортсменом позволяет определить высокий показатель оценки тренера по трем параметрам: гностическому, который выявляет уровень компетентности тренера, как специалиста, с точки зрения спортсмена; эмоциональному, который определяет, насколько тренер симпатичен спортсмену как личность, и поведенческому, который показывает, как складывается реальное взаимодействие тренера и спортсмена. На основании полученных результатов можно сделать заключение, что тренер на практике продемонстрировал спортсменам профессиональный подход к подбору конкретных упражнений и изучению элементов игры; взаимоотношения тренера и спортсмена не ограничиваются тренировочными занятиями и не являются чисто деловыми; тренер как личность симпатичен спортсмену, что позволяет им поддерживать доверительные и дружеские отношения друг с другом. Результаты, представленные в табл. 4, свидетельствуют, что исследуемые обладают высокими показателями экстраверсии, пластичности, эмоциональной уравновешенности, темпа реакции и активности. У 18% спортсменов определен высокий показатель интроверсии, эмоциональной возбудимости и низкий показатель темпа реакции и активности. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что волейбол как игровой вид спорта, вполне может служить средством психологической реабилитации людей, имеющих нарушения ОДА. Высокие показатели мотивации, отношения к жизненным ценностям, уровня эмоциональных процессов являются ведущим мотивом в достижении оптимальной спортивной формы. Для решения второй задачи исследования нами использовались тесты по ОФП и СФП. Тесты на ОФП: бросок набивного мяча весом 2 кг - 10 м; сгибание-разгибание рук в упоре лежа - 28 раз; сгибание-разгибание туловища из положения лежа на спине - 24 раза; "елочка" - бег 92 м (с опорой на руки) - 42 с. Их результаты свидетельствуют о высоком уровне физической подготовленности лиц, имеющих нарушения функции ОДА и систематически занимающихся спортом. Показатели СФП в тестах (передача мяча двумя руками сверху из положения сидя - 63 раза за 1 мин, передача мяча двумя руками снизу из положения сидя - 53 раза за 1 мин, результативность нападающего удара - 7 из 10 попыток, результативность подачи - 8 из 10 попыток) также можно охарактеризовать как высокие. Уровень физической подготовленности реализовался в соревновательной деятельности, результат которой - призовые места на чемпионатах России за последние несколько лет. Следует отметить, что высокие результаты психологической и физической реабилитации помогают в социальной реализации этих людей. Подтверждение этому - высокий процент трудоустройства (80% наших исследуемых нашли работу по различным специальностям). На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что волейбол является комплексным средством реабилитации лиц с нарушением функций ОДА и позволяет им самореализовываться как в спорте, так и в жизни. Источник: Журнал "Теория и практика физической культуры" 2001, № 6. Обновлено: 05 августа 2023 г. |
|