Психолого-педагогические и медико-социальные проблемы
реабилитации детей с ограниченными возможностями
Сегодня
в мировом сообществе можно наблюдать переход к "культуре
достоинства", в которой рассматривается человек с
ограниченными возможностями как объект
психолого-педагогической, социальной, а также
медицинской помощи, ориентированной на улучшение или
создание благоприятных условий для самореализации
инвалида как личности.
Несомненно, данный подход может быть применим и для России, и это
подтверждает тот факт, что
реабилитация детей-инвалидов в некоторых регионах дает положительный
результат как в социальной защите, так и в образовании.
Согласно данному подходу,
социальная адаптация детей-инвалидов включает в себя комплекс
медицинских, педагогических, психологических, технических и профессиональных
мер, которые направлены на восстановление нарушенных функций организма.
Основные задачи этого комплекса мер заключаются в создании предпосылок для
вовлечения ребенка-инвалида в общественно-трудовую жизнь, а также в
достижении такого состояния, когда ребенок-инвалид способен к выполнению
свойственных здоровым детям социальных функций, т.е. к обучению, трудовой
деятельности, способности к чтению и письму, коммуникативной способности и
т.п.
Упор делается на социальное и психологическое восстановление, поэтому
медицинское восстановление не ограничивается только оперативным
вмешательством, физиотерапевтическим и медикаментозным воздействием, а оно
слагается из многообразных и длительных этапов медицинской, психологической
и социальной корреляции.
Нередко дети-инвалиды имеют различные нарушения в поведении и в психике,
т.к. они зачастую обделены вниманием родителей, которые не понимают в
необходимости ухода за ребенком, в воспитании его как личности, способной
взаимодействовать с обществом. В связи с этим, в настоящее время эффективной
системой реабилитации и оздоровления детей-инвалидов являются
специализированные детские учреждения, которые позволяют использовать
традиционные способы терапии и методы психологической коррекции, лечебной
педагогики в сочетании с адаптацией детей в коллективе. Но следует отметить,
что на сегодняшний день учреждений подобного типа, к сожалению, очень мало.
Следует понимать, что, несмотря на существование большого количества
проблем психолого-педагогического и медико-социального характера у
детей-инвалидов, разрешить эти проблемы и вопросы невозможно без устранения
дискриминации в обществе и без изменения в общественном создании негативного
отношения к людям с ограниченными возможностями.