| |
Как проверить слух у ребенка
Виды
слуховой недостаточности
В медицине различают 2 основных вида недостаточности слуха: тугоухость и
глухоту. При тугоухости возникают затруднения в восприятии речи,
однако в специально создаваемых условиях — приближение говорящего как можно
ближе к уху, усиление голоса,
подбор слухового аппарата и его применение, — восприятие речи возможно.
При глухоте же восприятие речи на слух невозможно при любых перечисленных
выше условиях. Несмотря на это, лишь в очень редких случаях глухота бывает
абсолютной: даже при глухоте есть остаточный слух, который позволяет
человеку воспринимать как очень громкие неречевые звуки (например, звонки,
свистки, гудки и т.п.), так и отдельные звуки речи, а в некоторых случаях
даже громко произнесенные знакомые слова.
В рамках этих основных видов слуховой недостаточности — тугоухость и
глухота — выделяют 3 группы детей с нарушениями слуховой функции:
-
глухие (глухонемые);
-
позднооглохшие;
-
тугоухие.
Каждая из этих групп имеет свои особенности — как клинические, так и
педагогические.
Проверка слуха у детей
Наличие или отсутствие реакции на звук у ребенка можно обнаружить начиная
с его первых дней жизни. Для этого родителям следует использовать
ориентировочную реакцию малыша, которая возникает у него в ответ на любое
звуковое раздражение —громкая музыка или громкая речь, шум за окном,
телефонный звонок и т.п.). В этом случае ребенок, как правило, поворачивает
головку, двигает веками, прекращает сосать грудь при кормлении, изменяет
ритм пульса и дыхания. Такого рода реакции — это врожденные рефлексы
(безусловные рефлексы).
Проверка слуха у детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста
от 2-х до 4-х лет может быть проведена при использовании речи и различных
звучащих игрушек.
Проверка слуха у детей старшего дошкольного возраста (5––6 лет), а также
младшего школьного возраста, от 7 до 8 лет, может быть проведена при
использовании аудиометрии –– специального метода, который применяется для
измерения остроты слуха –– слуховой чувствительности к звуковым волнам
различной частоты.
Проверять слух у детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста
довольно трудно. Дело в том, что маленькие дети легко отвлекаются, они еще
не могут сосредоточиться на каком-то одном виде деятельности. Поэтому
проверка слуха у детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста
должна быть занимательной и носить игровой характер. Отождествление ребенком
элементов речи рекомендуется проводить при помощи картинок: при произнесении
взрослым какого-либо слова ребенок показывает соответствующую этому слову
картинку.
Проверка слуха у детей на речь в том случае, если ребенок еще только
начинает говорить, проводится с применением лепетных слов: «мяу» (кошка), «ам-ам»
(собака), «тпру» (лошадь), «му» (корова), «ту-ту» (автомобиль) и т. д.
Проверка слуха у детей старшего дошкольного возраста и у детей младшего
школьного возраста, касающаяся различения шепотной речи, проводится при
помощи специального, рекомендованного специалистами и приведенного ниже
перечня слов.
1. Слова с низкой частотной характеристикой: ухо, Вова, окно, рыба, море,
город, дым, волк, номер, мыло, бык, урок.
2. Слова с высокой частотной характеристикой: часы, Саша, чай, шашка,
шишка, чижик, птичка, спичка, сеть, час, зайчик, чайка, щи, жесть.
Дата обновления страницы:
04 июня 2021 г.
.
| | |