|
Как проверить слух у ребенкаВиды слуховой недостаточностиВ медицине различают 2 основных вида недостаточности слуха: тугоухость и глухоту. При тугоухости возникают затруднения в восприятии речи, однако в специально создаваемых условиях — приближение говорящего как можно ближе к уху, усиление голоса, подбор слухового аппарата и его применение, — восприятие речи возможно. При глухоте же восприятие речи на слух невозможно при любых перечисленных выше условиях. Несмотря на это, лишь в очень редких случаях глухота бывает абсолютной: даже при глухоте есть остаточный слух, который позволяет человеку воспринимать как очень громкие неречевые звуки (например, звонки, свистки, гудки и т.п.), так и отдельные звуки речи, а в некоторых случаях даже громко произнесенные знакомые слова. В рамках этих основных видов слуховой недостаточности — тугоухость и глухота — выделяют 3 группы детей с нарушениями слуховой функции:
Каждая из этих групп имеет свои особенности — как клинические, так и педагогические. Проверка слуха у детейНаличие или отсутствие реакции на звук у ребенка можно обнаружить начиная с его первых дней жизни. Для этого родителям следует использовать ориентировочную реакцию малыша, которая возникает у него в ответ на любое звуковое раздражение —громкая музыка или громкая речь, шум за окном, телефонный звонок и т.п.). В этом случае ребенок, как правило, поворачивает головку, двигает веками, прекращает сосать грудь при кормлении, изменяет ритм пульса и дыхания. Такого рода реакции — это врожденные рефлексы (безусловные рефлексы). Проверка слуха у детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста от 2-х до 4-х лет может быть проведена при использовании речи и различных звучащих игрушек. Проверка слуха у детей старшего дошкольного возраста (5––6 лет), а также младшего школьного возраста, от 7 до 8 лет, может быть проведена при использовании аудиометрии –– специального метода, который применяется для измерения остроты слуха –– слуховой чувствительности к звуковым волнам различной частоты. Проверять слух у детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста довольно трудно. Дело в том, что маленькие дети легко отвлекаются, они еще не могут сосредоточиться на каком-то одном виде деятельности. Поэтому проверка слуха у детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста должна быть занимательной и носить игровой характер. Отождествление ребенком элементов речи рекомендуется проводить при помощи картинок: при произнесении взрослым какого-либо слова ребенок показывает соответствующую этому слову картинку. Проверка слуха у детей на речь в том случае, если ребенок еще только начинает говорить, проводится с применением лепетных слов: «мяу» (кошка), «ам-ам» (собака), «тпру» (лошадь), «му» (корова), «ту-ту» (автомобиль) и т. д. Проверка слуха у детей старшего дошкольного возраста и у детей младшего школьного возраста, касающаяся различения шепотной речи, проводится при помощи специального, рекомендованного специалистами и приведенного ниже перечня слов. 1. Слова с низкой частотной характеристикой: ухо, Вова, окно, рыба, море, город, дым, волк, номер, мыло, бык, урок. 2. Слова с высокой частотной характеристикой: часы, Саша, чай, шашка, шишка, чижик, птичка, спичка, сеть, час, зайчик, чайка, щи, жесть. Дата обновления страницы: 04 июня 2021 г. . |
|