|
Большой всплеск: эмоциональное воздействие воды на человекаИз этой книги вы узнали много доказательств того, как полезна вода для человека с точки зрения физической, когнитивной, чувственной, материальной, творческой, продуктивной, духовной и, конечно же, пользы для здоровья, — даже в тех случаях, когда мозг воспринимает эту пользу только косвенно, через искусство, звуки, слова, росчерк карандаша или текстуру предметов. Но лично для меня и миллионов других людей наилучшая и величайшая польза воды заключается в ее воздействии на эмоции (не считая моментов, когда нас мучает жажда). Мы любим находиться в воде, на ней, под ней и рядом с ней. Мы планируем проводить свой отпуск у воды. Мечтаем о возможности оседлать доску для серфинга или запрыгнуть в лодку, сходить на пляж, прогуляться по берегу озера или хотя бы у городского фонтана, а может, просто принять душ или полежать в гидромассажной ванне в конце долгого трудового дня. И никакие научные данные, МРТ-сканирование, показания электроэнцефалографа, тщательно разработанные научно-исследовательские проекты не могут точно передать, что мы чувствуем в такие минуты. Разумеется, агенты по недвижимости и экономисты могут буквально до копейки рассчитать доплату за воду, а экологи уже научились отслеживать движения молекул воды, но никто не способен назвать цену тех моментов, во время которых мы видим и чувствуем красоту воды. «Если хотите, чтобы люди бережно относились к воде, просто возьмите их на пляж, — говорит Майкл Мерцених. — И сделайте это не единожды, а двадцать или тридцать раз, хотя бы пока они не стали взрослыми. Каждый раз во время таких поездок вы будете вызывать у них позитивные эмоции по отношению к воде, что непременно скажется на формировании их личностей». Несколько лет назад психологи из Торонтского университета провели довольно-таки «разоблачительный» эксперимент: они разделили добровольцев на две группы и, сымитировав условия работы колл-центра, дали каждой группе инструкции о том, как следует просить пожертвования у разных людей. Инструкции для обеих групп были практически одинаковыми, за исключением одного момента: на листке первой группы была фотография бегуна, только что победившего в забеге, а у второй — такого изображения не было. «К моему огромному удивлению, группа, которая видела фотографию, собрала значительно больше денег, чем контрольная», — сказал один из психологов-организаторов исследования. Удивление было настолько огромным, что ученые решили повторить эксперимент, причем сделали это неоднократно — и каждый раз результат был таким же. И самое потрясающее, когда членов группы, собравшей больше средств, спрашивали, помогла ли им фотография счастливого бегуна-победителя они, как правило, недоумевали: «Какая фотография?». Вот так и вода вызывает определенные эмоции, а нам и невдомек, что именно голубая стихия включает в мозге соответствующие нейрохимические реакции. То же самое сделают радость и счастье, которые ощущаются рядом с водой, особенно если нам понадобится убедить людей в том, что защищать и охранять воду очень и очень важно. Если в нашем мозге хранится образ прекрасного лета, проведенного на реке; дельфинов, резвящихся в море; полных блаженства часов, проведенных под теплыми лучами солнца в лодке; острых ощущений от близости грохочущего водопада в лесной чаще; зависшей над коралловым рифом радужной рыбки, к которой подплываешь, чтобы полюбоваться через маску, — то наш «сбор средств» станет намного успешнее, даже если мы не осознаем этого. Такие обращения к личному чрезвычайно важны для преодоления обобщений, резко снижающих эффективность стандартных призывов. В своей книге «Брать или отдавать?»* профессор Уортонской школы бизнеса Адам Грант рассказывает об исследовании израильских ученых, которое продемонстрировало, что прикрепление фотографии пациента к результатам компьютерной томографии увеличивало точность диагностики рентгенолога на 46 процентов. Иными словами, «надевание» на неясный образ конкретного «лица» заставляло врача чувствовать более сильную связь с пациентом. Но, увы, вода не человек, и, показывая фотографии загрязненных пляжей или мертвых птиц, трудно добиться того же эффекта, какой обеспечивает фотография на результатах компьютерной томографии. «Известно, что человеческая привязанность сильнее к отдельным людям, чем к группам людей, поэтому, возможно, нам стоит, прежде всего, научиться думать об океане как о человеке», — предложил Петр Джаната на второй конференции, посвященной проекту «Голубой разум». А рассказывая истории о своем взаимодействии с водой, мы как раз и превращаем ее в личное, индивидуальное переживание и незабываемое воспоминание. Здесь нам опять может помочь Голубой разум. В 2013 году исследователи из Великобритании наблюдали за ста четырьмя посетителями Национального морского музея-аквариума в Плимуте, чтобы определить, как посещение этого места сказывалось на их настроении и намерениях. Половине людей у входа раздали информационные буклеты с описанием решений проблемы перелова рыбы, а другая половина просто посетила музей. Опрос, сделанный до и после экскурсии, показал, что время, проведенное в Аквариуме, подвигло всех участников эксперимента стать более убежденными сторонниками рационального использования водных ресурсов, но буклет внес в их решение дополнительную лепту. «Посещение аквариума помогает развить то, что мы называем морским образом мышления, то есть дружественное, разумное отношение человека к водной среде», — отметили авторы исследования. Непосредственный опыт вкупе с эмоциональной вовлеченностью, которую обеспечивало посещение музея-аквариума, стал первым важным шагом, а раздача людям конкретных предложений по возможному решению проблемы стала бесценным вторым шагом. Конечно, посещение Аквариума не сравнить с ощущением теплой морской волны, вымывающей песок между пальцами ног, но это все равно отличный катализатор. Нам нужно рассказывать свои истории простым языком, не отягощенным научной терминологией. Люди не глупы, они способны понять даже самые сложные идеи, описанные четкими, доступными словами. Даже когда мы рассуждаем о сложнейшем взаимодействии океанов и рек и нашей любви к воде с точки зрения нейробиологии, мы должны донести все идеи максимально доступно, а также наглядно показать, как они касаются каждого конкретного человека. Психолог Дэрил Бем выдвинул предположение, что наше самосознание зависит не просто от восприятия себя, а формируется на основе нашего поведения. Например, каждый раз, когда мы решаем бросить мусор в урну, а не на землю, это становится для нас очередным подтверждением того, что мы заботимся об окружающей среде. Мы строим образ своего я, опираясь на свои действия и поступки. И судя по всему, в этом есть доля истины, ведь, как уже известно, последовательные, повторяющиеся действия изменяют нейронную карту мозга. Предлагая истории, включающие призыв к действию, мы помогаем этим действиям формировать экологическую самоидентичность, что влияет на наши ценности и выбор. Каждый успешный, пусть и не слишком значительный, поступок, если его замечают и отмечают, заставляет нас чувствовать себя хорошо и стремиться к этому снова. Со временем такие последовательные действия входят в привычку, и нам больше не приходится задумываться о том, стоит ли, отправляясь на пикник, отказаться от одноразовой пластиковой бутылки в пользу жестяной. Недолго думая мы отказываемся от блюд из редких морепродуктов в ресторане и по мере возможности едем на работу на велосипеде. В Сан-Франциско есть замечательный вьетнамский ресторан Slanted Door. Он принадлежит Чарльзу Фану, эмигрировавшему с семьей из Вьетнама в далеком 1977 году. У Чарльза семь ресторанов в районе залива — он один из лучших американских рестораторов. Некоторое время назад Фан решил сделать свои рестораны дружественными к окружающей среде. Он ограничил использование пластиковой тары, начал закупать по большей части натуральные ингредиенты, компостировать отходы и подавать только рациональные с точки зрения экологии морепродукты. Когда я спросил его: «Как вам удалось так много сделать в этом направлении?», он ответил: «Я не специалист в вопросах рационального использования природных ресурсов, но я советуюсь с такими людьми. Услышав хороший совет, я непременно ему следую. Кстати, каким образом, по-вашему, я могу сделать свой ресторан еще лучше?» В этот момент мимо нас проходил официант с целым подносом напитков с пластиковыми соломинками. Указав на него, я сказал Чарльзу: «На вашем месте я приносил бы клиентам соломинки только в тех случаях, когда они об этом просят». В ответ ресторатор воскликнул: «Начнем с понедельника!» Как же иногда бывает просто сделать выбор, руководствуясь Голубым разумом. Уоллес Николс. Ближе к воде. Удивительные факты о том, как вода может изменить вашу жизнь Похожие материалы Дата публикации: 15 января 2017 . |
|