Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

2.2.2. Второй этап исследования

На втором этапе исследование проводились на 23 спинальных больных с различной локализацией травм.

В первой серии исследования выявлялись особенности БОС-обучения по параметрам термометрии и миотонометрии. Пациентам предлагалось выполнить комплекс упражнений, в который входили пассивные, изотонические, изометрические и идеомоторные упражнения.

С целью профилактики суставных контрактур, для поддержания эластичности мышц, сухожилий, связок и суставных сумок, предупреждения дегенерации суставных хрящей, увеличения притока крови к мышцам и улучшения их трофики использовались пассивные упражнения. Начинали с движений в проксимальных суставах верхних и нижних конечностей, затем в дистальных отделах конечностей и снова возвращались к крупным суставам. Каждое упражнение повторялось по 10-20 раз с промежутками отдыха 4-6 минут.

Изометрические упражнения рекомендовали больным как для укрепления мышц шеи и плечевого пояса, так и для мышц нижних конечностей продолжительностью вначале 1-3 секунды, затем доводили до 5-7 секунд с количеством повторений от 3 до 7 раз и промежутками отдыха 3-5 минут.

Изотонические упражнения для мышц, иннервируемых сегментами выше уровня повреждения спинного мозга (травма в грудном отделе позвоночника), применяли для предупреждения вторичных изменений, происходящих в мышцах и других системах организма в результате сниженной двигательной активности. Рекомендовалось выполнять упражнения по 10-15 раз на каждую мышечную группу с промежутками отдыха 5—7 минут.

Перед выполнением упражнений у больных измеряли температуру в подмышечной области и над мышцами нижних конечностей (в частности, мышц передней поверхности бедра), после чего пациентов инструктировали о том, что повышение температуры в исследуемых участках является свидетельством правильного их исполнения, и обеспечивает появление положительной динамики физиологических изменений. После выполнения каждого упражнения пациента информировали об успешности выполненной нагрузки. Данный оперативный контроль осуществлялся с помощью термометра с акустическим сигналом (звуковой канал обратной связи). Кроме того, пациенту предоставлялась вербальная и визуальная информация об изменении величины температуры исследуемых участков. Наличие положительной динамики изменения температуры способствовало повышению мотивации у пациентов на последующих этапах исследования. Текущий контроль проводился методом миотонометрии на завершающей каждый период реабилитации процедуре.

Во второй серии исследования изучались особенности обучения с помощью визуальной БОС. Обучение проводилось при помощи прибора с визуальной обратной связью по кожно-гальванической реакции (КГР). Электроды прибора устанавливались на дистальных отделах правой верхней конечности пациента. Больному давалась установка акцентировать внимание на достижение состояния мышечного напряжения (сгибание нижней конечности в коленном и тазобедренном суставах) и, наблюдая за движением стрелки прибора, достигать наиболее высоких значений КГР. При этом возникающие мышечные ощущения напряжения закреплялись в памяти с помощью БОС. Изменение электропроводности кожи служило оценкой изменения напряжения мышц. Текущий контроль за процессом обучения осуществлялся методами термометрии и миотонометрии.

В третьей серии исследования определялась эффективность БОС-обучения при ортостатических нагрузках. Обучение проводилось на ортостатическом столе через 3-6 месяцев после получения травмы. Больного укладывали на плоскость и фиксировали ремнями в области грудной клетки и бедер. В горизонтальном положении измеряли частоту сердечных сокращений и артериальное давление (систолическое и диастолическое), после чего пациента переводили в вертикальное положение с изменением угла подъема лечебного устройства сначала на 45°, затем на 75°. Пациенту с помощью сигнала на световом табло прибора давалась информация об изменении артериального давления и частоты сердечных сокращений. Текущий контроль за динамикой ЧСС и АД осуществлялся в режиме дискретного исследования с сообщением пациенту о результатах по мере необходимости (вербальная БОС).

При оценке конечных эффектов БОС-обучения использовали показатели силы мышц, уровень мотивации достижения и психоэмоциональный статус.

См: Ахундова Р.Е. Физиологическое обоснование программ реабилитации после травм спинного мозга методами лечебной физкультуры и миофасциального расслабления с использованием биологических обратных связей

Предыдущая страница | Следующая страница

Похожие материалы:

 

 



Жизнь после травмы
спинного мозга