Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

Уход за ребенком до 1 года

Уход за ребенком день за днем
Как брать ребенка на руки
Купание
Смена памперсов
Одевание ребенка
Кормление
Кормление грудью или из бутылочки
Ночные кормления
Отлучение от груди
Кормление на коленях у родителя
Кормление на складном столике-подносе
Кормление за маленьким столиком с табуреткой

Ребенок чувствует вашу любовь через вашу манеру ухаживать за ним.
Магда Гербер и Эллисон Джонсон. Ваш уверенный в себе ребенок

Каждодневные обязанности вроде смены памперса, купания и кормления малыша часто воспринимаются как дела, которые нужно закончить поскорее, чтобы заняться чем-нибудь еще. Но ведь из них, вместе с периодами игры и сна, и складывается жизнь ребенка. Так зачем же спешить? И что мы сообщаем малышу тем, что торопимся поскорее покончить с ежедневными заботами по уходу за ним, выполняем их механически и не уделяем всего своего внимания любимому чаду, хотя на самом деле это уникальные моменты нашего сокровенного общения? Гербер учила, что уход за ребенком — это возможность выстраивать с ним отношения. Если мы верим в то, что это важно, мы общаемся с ребенком по-другому. Мы перестаем спешить. Уделяем ему все свое внимание. Просим его разделить с нами заботы по уходу за ним, сотрудничаем с малышом. Уход и забота — это то, что мы делаем вместе с ребенком, а не для него.

Курсы «Воспитывай наблюдая» научили меня тому, что забота о ребенке (смена памперса, приготовление еды) — это возможность установить с ним контакт. Это совершенно изменило всю картину: вместо обязанности ухаживать за кем-то (читай: рабства) я получила возможность разделить значимые моменты с тем, кого я люблю.
Чет Каллахан

Чувство доверия у ребенка начинается с его телесных ощущений. Чувствует ли он себя в безопасности, когда его берут на руки, кладут в кроватку или ходят с ним по комнате? Доверяет ли он рукам, которые его держат, или он напряжен и не может полностью расслабиться? Какие руки касаются его: мягкие и надежные или грубые, враждебные, безразличные? Чувствует ли малыш, глядя в глаза человеку, который о нем заботится, что с ним общаются, его видят, понимают? Или он видит отсутствующий, отчужденный взгляд? То, как мы заботимся о детях: прикосновения, тон голоса, жесты, — все это выражает наши чувства по отношению к ним, говорит им, насколько мы их ценим и любим. Благодаря тому, что сообщают ему взрослые таким образом, малыш осознае´т самого себя и собственную значимость в минуты особой близости с родителями и близкими, которые о нем заботятся.

Взрослый, считающий ребенка совершенно беспомощным, ухаживает за ним совершенно иначе, чем тот, кто верит, что у ребенка есть свои мысли, чувства, уникальная точка зрения и определенный уровень умений. Если мы допускаем, что малыш может делать что-то вместе с нами, наше поведение меняется. Обсуждая с ним то, что мы делаем, мы приглашаем его к сотрудничеству.

Этим мы показываем ему, что его участие в делах ценно и важно для нас. Когда ребенок начинает что-то делать вместе с нами, нам открываются его умения. Вы сильно удивитесь, узнав, как много может маленький ребенок! Меняя памперс, можно попросить ребенка: «Ты не мог бы поднять попу?». Поначалу подобные приглашения малыша принять участие в делах по уходу за ним выглядят несколько странными. Но потом малыш привыкает, и вы говорите ему: «Я ценю то, что ты делаешь это вместе со мной. У тебя получается. Мы можем сделать это вместе». Новоиспеченные родители и другие люди, присматривающие за детьми, часто бывают изумлены тем, как много ребенок может на самом деле понять и сделать. Приглашение детей к сотрудничеству помогает наладить взаимодействие с ними, развить внимание и умение сосредотачиваться, сблизить детей и родителей.

Уход за ребенком день за днем

Что вы ежедневно делаете по утрам? Выпрыгиваете из постели по звонку будильника, включаете кофеварку, идете в душ, одеваетесь, причесываетесь, наскоро выпиваете чашку кофе и выскакиваете за дверь? Или трижды переводите будильник на пять минут вперед, прежде чем встать, выбираете, что наденете, до похода в душ, не торопясь завтракаете, просматривая газету, а потом отправляетесь в новый день? К чему бы вы ни привыкли, вероятнее всего, начало дня проходит всегда примерно одинаково. Если что-то (пусть даже какая-то мелочь) пошло не так, вы можете чувствовать себя выбитым из колеи, и все пойдет кувырком. Если сразу несколько привычных вещей идет не так, как обычно, у вас может возникнуть вопрос: что происходит? Большинство из нас предпочитает постоянство, повторяемость, регулярность в том, что касается ежедневных дел.

Ребенку нужно то же самое.

Важнейшая сторона любого вида деятельности по уходу за ребенком — это предсказуемость, следование режиму. Так ребенок сможет чувствовать себя в безопасности, потому что он учится предвидеть, что сейчас с ним произойдет, и может принимать в этом посильное участие. Благодаря такому «предсказуемому» подходу, в отличие от подхода «делай что твоей душе угодно», малыш знает, чего вы от него ждете, и понемногу учится дисциплине. Не важно, что именно вы делаете. Вот несколько основных правил, связанных с действиями по уходу за ребенком.

—  Подготовьте все, что вам понадобится для ребенка, заранее. Когда вы кладете малыша на пе-ленальный столик, купаете или кормите его, вы должны быть полностью заняты им. Заранее подготовьте бутылочку с молоком, не нужно делать это с ребенком на руках. Достаньте все, что вам понадобится для купания, и наполните ванночку перед тем, как принести малыша в ванную комнату. Проверьте, достали ли вы памперсы, влажные салфетки, ползунки, и только после этого отправляйтесь вместе с малышом к пеленальному столику.

—  Сбавьте скорость. Помогите малышу сосредоточиться на задаче, которая сейчас стоит перед ним.

Для этого сделайте паузу, чтобы он мог подготовиться к тому, что произойдет дальше. Дайте ему время установить зрительный контакт с вами, следовать за вашими действиями, «высказаться» и еще как-нибудь ответить вам (а вы потом ответьте ему). Медленные движения рождают ощущение спокойствия. Смена памперса обычно происходит в суматохе и не дает ребенку возможности следовать за каждым вашим шагом. Если вы сбавите темп, малыш сможет понаблюдать за вами и постепенно выучит каждый из этапов привычного занятия. Когда повторяющееся дело становится хорошо знакомым, ребенок уже заранее знает, что произойдет дальше, и это дает ему возможность помогать вам в меру сил. Может быть, сейчас это сложно представить, но однажды малыш начнет принимать душ и одеваться самостоятельно. Если вы будете делать все медленнее, чтобы он с самого начала мог участвовать в уходе за собой, постепенно ребенок все больше и больше будет заботиться о себе сам, уверенно и умело.

— Рассказывайте. Конечно, не обязательно подробно комментировать все действия, которые вы ежедневно совершаете (и я даже не могу сказать, что желательно делать так всегда). Если вы постоянно болтаете (а взрослые это умеют), малыш может предпочесть отключиться. Просто говорите ребенку, что именно вот-вот произойдет: «Я знаю, что ты голоден. Я собираюсь сходить на кухню за бутылочкой молочка»; «Пора помыть тебе голову. Сначала я ее намочу. Пожалуйста, наклони головку назад». Если вы все время будете рассказывать, что в данный момент делаете, малышу будет спокойнее: он будет знать, что ему скажут, что будет дальше, и никаких сюрпризов не случится. Разговор с ребенком существенно способствует развитию у малыша доверия к окружающим. Он также поможет вам оставаться настроенным на ребенка, а не думать о том, что нужно кому-то позвонить или доделать работу ночью. Иногда бывает сложно оставаться сосредоточенным и включенным в общение с тем, кто не может ответить вам словами, — комментирование ваших действий поможет вам оставаться настроенным на ребенка.

Уход за ребенком — это ваш с ним парный танец. Рассказывайте малышу, что вы делаете вместе, и просите его действовать вместе с вами. Это имеет смысл еще и потому, что дети учатся говорить в том числе и тогда, когда с ними разговаривают. Разговаривая, смотрите ему в глаза и реагируйте на его жесты и звуки. Хотя младенец или малыш, начинающий ходить, еще не может произносить узнаваемые слова, он многое выражает при помощи взгляда, выражения лица, жестов. Если ребенок показывает на что-то пальцем, скажите и об этом.

Сначала ребенок может просто смотреть вам в глаза, когда вы говорите с ним. Но постепенно малыш научится понимать, что вы сказали, и отвечать вам, когда сможет и когда это будет ему интересно. Вы говорите: «Пора снять с тебя памперс» — и однажды придете в восторг оттого, что он радостно гулит и поднимает ножки. Когда вы скажете ему, что пора купаться, он может начать агукать и брыкаться, предвкушая приятное событие. Наблюдая за малышом, разговаривая с ним, отвечая на его жесты и попытки говорить, вы закладываете основу уважительного, ценного для вас двоих общения на всю жизнь.

— Дайте ребенку «время на обдумывание». Когда вы меняете памперс, купаете или кормите ребенка, давайте ему «время на обдумывание», чтобы, прежде чем переходить к следующему действию, он мог осознать, что вы ему говорите и что происходит. Не стоит без предупреждения хватать малыша в охапку: поздоровайтесь с ним, расскажите ему, что намереваетесь делать, и подождите — дайте ему время понять, что вы сказали, и подготовиться. «Алекс, вижу, ты играешь с чашкой, но мне бы хотелось взять тебя на руки, чтобы мы с тобой могли сменить памперс». Подождите, пока он осозна´ет, что вы сказали, и даст вам знать, что готов. Возможно, он послушает вас и снова займется чашкой. Тогда вы можете сказать: «Алекс, кажется, ты еще не готов. Мы можем подождать минутку». Затем… минуту подождите. Если время прошло, а он все еще не готов, скажите: «Алекс, я вижу, ты все еще наслаждаешься игрой с чашкой, но сейчас пора сменить памперс». Подождите еще чуть-чуть, чтобы малыш вас понял, и скажите ему, что собираетесь взять его на руки. Двигайтесь медленно. Он может протестовать и тянуться за чашкой. Если это так, можно сказать: «Ты тянешься за чашкой. Я знаю, тебе хочется играть и дальше, но сейчас пора снимать памперс. Ты сможешь вернуться к игре после того, как мы закончим». Хотя может показаться, что проще позволить ребенку играть во что-нибудь во время переодевания, не стоит этого делать: это отвлечет его внимание от вас и от того, что с ним происходит, и смена памперса из чего-то очень личного, что вы делаете вместе с ребенком, превратится в рядовое действие, которое вы совершаете над ним или для него.

—  Обеспечьте предсказуемость и размеренность.

Вашему малышу вовсе не будет скучно от одних и тех же простых ежедневно повторяющихся дел: на самом деле он их обожает. Со временем он станет понимать все больше, ожидать следующее регулярное дело заранее и вместе с вами заботиться о себе. Приложите все усилия для того, чтобы смена памперсов, купание и кормление происходили ежедневно в одно и то же время. Иногда распорядок дня вынужденно меняется. На это могут быть простые причины (например, к вам пришли гости) и причины посерьезнее (вы переезжаете в новый дом). В такие дни привычный уклад жизни более важен, чем обычно, поскольку это дает ребенку чувство постоянства, становится тем, на что можно положиться.

—  Предоставьте ему все свое внимание. Отключите телефон и попросите близких не отвлекать вас, когда вы собираетесь менять малышу памперс, купать его или кормить. Любыми средствами стремитесь предупредить возможные вмешательства и не обращайте на них внимания. Пусть те, кто хочет дозвониться до вас, оставят голосовое сообщение. Относитесь ко времени ухода за ребенком как к особенным моментам, которые вам нужно проводить наедине друг с другом. Уделяя все свое внимание ребенку, этим вы говорите ему: «Я забочусь о тебе. Это время — только для тебя». Конечно, иногда все же случается, что кто-то вас прерывает, например старший ребенок может о чем-нибудь попросить. Постарайтесь, чтобы этот сбой был как можно короче, извинитесь перед малышом за то, что вы отвлеклись, — как если бы перед вами был взрослый человек.

Как брать ребенка на руки

Что нужно сделать до того, как вы начнете менять памперс, купать или кормить ребенка? Взять его на руки! Большинство родителей носят детей, даже младенцев, на уровне груди, при этом голова ребенка обращена к их плечу. Однако доктор Пиклер и Магда Гербер утверждают, что ни в коем случае не следует помещать детей в положение, которое они не могут принять самостоятельно. Это значит, что до того, как ребенок научится сидеть, его нужно держать в горизонтальном положении, полностью поддерживая голову, шею и спинку. Вот так:

Медленно подойдите к малышу и тихо заговорите с ним, чтобы он знал, что вы рядом. Установите зрительный контакт. Если он лежит на спине, мягко коснитесь его груди, если на животике — коснитесь спинки. Скажите ребенку, что вы хотите его поднять. Сделайте паузу и дайте ему «время на обдумывание», чтобы он понял, что вы сказали. Ждите знака, что он готов пойти к вам на руки. Вы можете почувствовать, что его грудная клетка или спинка расслабилась, он может зашевелиться в ожидании, что вы возьмете его на руки, или протянуть к вам руки.

Вы можете взять ребенка вне зависимости от того, как он располагается, но здесь подразумевается, что он лежит на спине, голова слева от вас. Сначала приподнимите его правое плечо правой рукой, чтобы вы могли просунуть кисть левой руки и предплечье ему под голову и ниже, чтобы поддержать спинку и попу. Просуньте кисть правой руки и предплечье ему под ноги и попу, чтобы ему было удобно лежать у вас на руках, при этом голова ребенка лежит на сгибе вашей левой руки. Проследите за тем, чтобы полностью поддерживать голову, шею и спину. Убедитесь, что его рука не оказалась зажатой между туловищем и вашей рукой, обе руки и ноги должны быть сверху, чтобы он мог свободно ими двигать. В положении «как в люльке» малыш сможет видеть вас — оплот его безопасности.

Если он лежит на животике, поддержите его головку, мягко перекатите его на спину и поднимите на руки так, как описано выше.

Чтобы положить малыша, сначала опустите его попу на пеленку, в кроватку или на другую поверхность, затем медленно опустите все тело. Когда вы уже наполовину положите его на спину, вытащите руку, которая держит его ножки, и поддержите ею головку малыша. Затем вытащите другую руку, возьмите головку в обе руки и медленно опустите ее. Постарайтесь делать это как можно мягче и медленнее.

Когда ребенок научится садиться самостоятельно, можно носить его на руках сидя — это будет ему знакомо, и так ему будет удобнее.

Купание

Время купания может доставить удовольствие и вам, и малышу, поскольку ему нравится, когда его опускают в воду, ему приятно плескать ручками и ножками и брызгаться. Младенцы нередко чувствительны к изменениям температуры, и поначалу купание может им не понравиться, поэтому в первые недели жизни малыша его можно обтирать губкой. Может быть, лучше намылить тело и голову ребенка заранее, а потом просто ополоснуть его, чтобы ему не нужно было долгое время находиться в воде. Это можно сделать на коврике рядом с ванной или на пеленальном столике. Поверхность коврика или столика накройте клеенкой или полотенцем. Положите ребенка на полотенце и после мытья заверните его в это полотенце, чтобы он не замерз. Как всегда, наблюдайте за ребенком, чтобы заметить, что именно он хочет дать вам понять. Опуская его в воду, держите его мягко, но крепко. Не обязательно набирать полную ванну — 10-15 сантиметров будет достаточно.

— Подготовьтесь заранее. Соберите все, что вам понадобится: махровую салфетку или рукавичку для купания (вместо губки), мыло, шампунь, полотенце и несколько игрушек, с которыми можно купаться (если ребенку около года), — чтобы все это было под рукой. Наберите ванночку заранее, убедитесь, что вода нужной температуры (около 37 ºС), до того, как опустите туда ребенка.

— Делайте все медленно. Когда вы не торопясь намыливаете мылом рукавичку для купания или берете в руку шампунь, ребенок может следить за тем, что вы делаете, принимать посильное участие в происходящем, ему проще расслабиться и получать удовольствие от купания. Понаблюдайте за тем, достаточно ли медленно вы двигаетесь, чтобы он мог быть с вами в одном ритме.

— Разговаривайте. О чем разговаривать во время купания? «Я намыливаю рукавичку для купания. Ты можешь повернуть туда голову? Я хотела бы помыть у тебя за ушками. Сейчас я помою лобик и щечки. Пожалуйста, подними подбородок, чтобы я могла помыть тебе шею». Вам необязательно дословно воспроизводить этот монолог. Что действительно нужно делать, так это разговаривать с ребенком о том, что произойдет дальше, и обращать внимание на то, что его заинтересовало. Дайте ему «время на обдумывание». Рассказав малышу, что сейчас будет происходить, дайте ему время на осознание услышанного и ждите от него знака, что он готов продолжать. Если вы будете действовать таким образом, он почувствует себя в безопасности, поскольку будет знать, что ничего непредвиденного не случится и какие-то изменения произойдут только тогда, когда он будет к ним готов.

— Обеспечьте предсказуемость и размеренность. Это можно сделать самыми разными способами.

Один из них — постоянно мыть малыша в одной и той же последовательности (от головы к пяточкам). Так он запомнит, что купание заканчивается после того, как помоют пяточки. Если он уже достаточно большой и играет в ванне с игрушками, он научится убирать игрушки из ванны после купания. В отличие от купания — бури из мыла и шампуня — следование заранее известному распорядку дает малышу возможность осмыслить каждый этап купания и начать самостоятельно выполнять очередной этап, как только он сможет это сделать.

Ребенку год и четыре месяца, у него насморк, вы хотите вытереть ему нос. Вы уже знаете, что важно подойти к нему спереди, чтобы он мог вас видеть, показать ему свое уважение, рассказав, что собираетесь сделать, и попросить его помочь вам. Но вы знаете и то, что самый быстрый и надежный способ вытереть нос именно этому ребенку — это неожиданно поймать его сзади, зафиксировать голову, вытереть ему нос и убежать раньше, чем он сбежит от вас и спрячет голову под кушетку. Что делать?

Подобные моменты — ключевые. Как вы будете использовать на практике метод «Воспитывай наблюдая» и для чего?

Во-первых, ваш ребенок научился доверять вам — тому, кто о нем заботится. Он узнае´т свое место в этом мире. Является ли он личностью, с которой считаются? Участвует ли он в планировании своего дня, или его просто ставят перед фактом? Вы просите его уважать вас и его друзей: ему не следует толкать, пихать или тащить к себе других детей. Он выучил этот урок. Но находит ли он ему подтверждение? Относитесь ли вы к нему с таким же уважением? Каждый раз ему вытирают нос прежде, чем он поймет, что случилось, постоянно берут на руки посреди игры и начинают менять памперс, снова и снова со смехом рассказывают другому взрослому истории о нем в его присутствии. Он считывает определенный посыл: «Будь пассивным, уступай и соглашайся». Его тело ему не принадлежит, его сосредоточенность на задаче не замечают и не ценят, его вклад в дела не считается важным.

Когда вы смотрите на него, что вы видите? Ребенка, переделавшего все дела, которыми наполнено утро годовалого малыша? Того, кому нравятся предметы с колесами и гренки, кто больше всего любит время, когда можно посидеть рядом с вами обнявшись, пока вы читаете вслух книгу? Или вы видите нос с выглядывающей оттуда козявкой?

Дайте ему понять, что вы заметили: у него мокрый нос, который нужно вытереть. Принесите коробку с салфетками и дайте ему вытащить одну и самому начать вытирать свой нос. Затем попросите у него эту салфетку и скажите, что хотели бы закончить дело. Если это возможно, подержите зеркало, чтобы он мог наблюдать весь процесс. Предложите ему вместе с вами помыть руки. Дайте ему возможность быть инициатором и участником этого процесса. Это даже может стать особенным моментом, который вы переживаете вдвоем: возможностью еще раз обняться, если малыш в этом нуждается.

Даже если вы все это проделали, ребенок может все еще пытаться убежать к кушетке и спрятать в нее свой мокрый нос. Вы подошли к нему с коробкой салфеток, он вот-вот удерет — в этот момент опуститесь на колени и схватите его! Вы можете остановить малыша, держа его за туловище и установив зрительный контакт. Можно объяснить, что вам нужно вытереть ему нос прежде, чем он сбежит к кушетке. Дайте ребенку возможность помочь вам и затем аккуратно вытрите ему нос. Со временем, если вы будете последовательны, он будет вам помогать, взаимодействовать с вами. Иногда он может даже попросить вас помочь ему! На такой случай можно оставить коробку с салфетками на столе или полке возле зеркала.

Дебора Гринвальд, член Ассоциации

Смена памперсов

Смену памперсов обычно считают гигиенической процедурой, цель которой — предотвратить сыпь на коже под памперсом и обеспечить малышу чистоту, сухость и комфорт. Но Магда считает, что это намного более важное дело. Для малыша это возможность эмоционально восстановиться и наладить контакт с родителем. Только задумайтесь: среднестатистическому младенцу меняют памперс более чем пять тысяч раз, и смена памперсов покажется вам весьма значимым занятием. Почему бы не делать это вместе с ребенком? Молодые родители часто говорят: «Между сменой памперсов, кормлением и удовлетворением других нужд ребенка — не говоря уже о моих — у меня нет времени и сил просто побыть с малышом». Однако поменять памперс — и значит «побыть с малышом», поэтому всякий раз, когда это только возможно, пользуйтесь моментом и наслаждайтесь тем, что меняете памперс вместе с ребенком.

Со «взрослым» подходом к смене памперса все совсем иначе. Когда смена памперса воспринимается как неприятная обязанность, грязная работа, которую нужно сделать как можно быстрее, взрослый человек может выполнять ее четко, быстро и умело, возможно, вложив ребенку в руку игрушку, чтобы его отвлечь. Но поскольку взрослый сконцентрирован на нижней части тела ребенка, в этом случае нет ни зрительного контакта, ни общения. Если малыш плачет или протестует, взрослый может снизить темп и сказать ему: «Мы уже через секунду закончим, и ты сможешь поиграть».

Но что он этим дает понять ребенку? Жесткий, механический стиль смены памперса посылает негативное сообщение: ухаживать за телом и физиологическими отправлениями неприятно. Эта идея усиливается, если вы даете ребенку игрушку, когда переодеваете его. Он привыкает не просто безразлично относиться к происходящему с его телом и потере эмоциональной связи со взрослым, а намеренно отвлекаться от процесса. Он начинает переключать внимание со своего тела, с той задачи, которая сейчас решается, с родителей или того, кто за ним ухаживает, на что-то еще.

Напротив, когда мы воспринимаем смену памперса как возможность близко пообщаться с ребенком, научить его чему-то, это занятие сразу приобретает значимость и смысл. Если менять памперс деликатно, ребенок почувствует себя защищенным, он будет знать, что его уважают и о нем нежно заботятся. Он может распознать ваше к нему отношение по прикосновению, голосу и взгляду.

Подготовьте все, что нужно, заранее. Принесите все: памперсы, чистую одежду, влажные салфетки, крем — прежде, чем вы перенесете ребенка на пеленальный столик. Отключите телефон, чтобы вас никто не прерывал. Скажите малышу: «Я выключила телефон, потому что сейчас только наше время». Произнесите это громко, чтобы подчеркнуть, как важно это время для вас двоих.

Двигайтесь медленно, подходя к ребенку, и скажите ему, что собираетесь поменять памперс. Помните, что нужно дать «время на обдумывание», чтобы он мог осознать услышанное. Если он никак не реагирует, помните: скоро он будет понимать смысл слов, которые вы ему говорите. Взаимодействие возможно, но оно достигается не всегда.

Говорите не слишком быстро; кроме того, в некоторых случаях нужно сказать всего несколько слов или вообще ничего не говорить, например когда ребенок устал или на дворе глубокая ночь. Комментарий во время смены памперса может быть примерно таким: «Нейт, я хочу снять с тебя ползунки. Пожалуйста, приподними попу, чтобы я могла это сделать. (Ребенок приподнимает попу, взрослый стягивает ползунки.) Теперь давай снимем памперс. Хочешь отклеить липучки? (Помните, дети многое умеют!) Кажется, сейчас ты не хочешь этого делать, поэтому это сделаю я. (Отклейте липучку на памперсе.) Какой звук! Сейчас я отклею другую липучку. (Снимите мокрый памперс, покажите ребенку.) Вот твой мокрый памперс. Я его сверну и выброшу в мусорное ведро. (Мягко коснитесь малыша под коленями.) Можно попросить тебя поднять попу? (Если ребенок не хочет поднимать попу, рукой или предплечьем приподнимите его под коленками, попа тоже поднимется. Не сводите вместе его лодыжки, потому что вслед за этим непроизвольно изгибается спина и сжимается попа. В этом случае ее трудно начисто вытереть, и для ребенка это неудобно.) Сейчас я собираюсь вытереть твою попу влажной салфеткой. (Покажите ребенку салфетку.) Салфетка немного холодная. Вот новый памперс. (Покажите ребенку памперс.) Я хочу просунуть его под твою попу. Спасибо. Теперь можешь опустить ножки. (Натяните памперс малышу на животик и закройте по бокам.) Хочешь заклеить липучки? (Малыш не отвечает, поэтому мама сама заклеивает липучки. Ребенок смотрит на свет, а потом — на мать.) Ты посмотрел на свет. (Сделайте паузу, подождите, пока ребенок обратит на вас внимание.) Теперь давай снова наденем ползунки. (Коснитесь одной ноги.) Можешь поднять эту ножку? (Натяните ползунок на одну ногу.) Как насчет другой ноги? Давай натянем ползунки на попу. Все готово. (Сделайте паузу. Мать держит руки перед собой ладонями вверх.) Ты готов? Можно тебя взять на руки? (Поднимите ребенка). Сейчас я собираюсь положить тебя обратно. (Если еще есть время для игры, положите ребенка рядом с предметом, с которым он играл, — так ему будет казаться, что игра продолжается.) Вот твой мяч. Я пойду помою руки и сразу вернусь».

По мере того как ребенок становится подвижнее, смена памперса становится все более сложной задачей, потому что, скорее всего, он не захочет спокойно лежать на пеленальном столике. Он может перекатиться на животик или подняться на четвереньки. Что тогда делать? Прежде всего полезно отказаться от любых ожиданий. Ребенок двигается не потому, что хочет поступить вам наперекор, он просто любит быть в движении. Поэтому неразумно ожидать, что он будет счастлив спокойно лежать, пока ему меняют памперс.

Попробуйте приноровиться к движущемуся ребенку: научитесь мыть ему попу и надевать новый памперс, когда он стоит на четвереньках. Если ребенок уже встает, он может встать на пол, держась за опору, пока вы меняете ему памперс. Это может звучать невероятно, но, если при смене памперса вы приспособитесь к движениям ребенка, вам не придется сражаться с ним. Чтобы надеть памперс на ребенка, который не лежит спокойно на спине, понадобится практика, но это возможно.

Когда надеваешь памперс на малыша, который вертится и не слушает никаких просьб, хочется как можно скорее все закончить. Но что происходит, когда мы начинаем спешить? Наши прикосновения становятся менее нежными, и мы теряем связь с ребенком. Мы недовольны, а ребенок беспокоится. Поэтому делайте все медленнее, может быть, стоит даже остановиться. Посмотрите на малыша и поговорите с ним, признавая его точку зрения: «Я знаю, сложно тихо лежать, когда ты хочешь двигаться. Но нам нужно сменить тебе памперс. Ты можешь спокойно полежать хотя бы еще минутку? Я хочу снять с тебя мокрый памперс и вымыть тебе попу». Возможно, он будет и дальше вертеться, поэтому вам придется мягко, но крепко держать его, чтобы вы могли закончить мытье. Обращайте внимание на тон голоса и дыхание. Если вы недовольны, скажите об этом ребенку: «Я недовольна. Когда ты вертишься, мне сложно сменить тебе памперс». Иногда недовольство исчезает, если вы просто громко скажете это вслух.

Одевание ребенка

Представьте, что вы не можете одеться самостоятельно. Какого обращения с собой вам бы хотелось? Скорее всего, вам бы понравилось, если бы с вами обращались бережно, двигали вас медленно и как можно меньше. Сложно расслабиться, если вас бесцеремонно поворачивают из стороны в сторону или если ваша голова поднимается больше чем на чуть-чуть. Когда вы одеваете или раздеваете малыша, лучше перемещать одежду, вместо того чтобы поворачивать его самого. Другими словами, изо всех сил постарайтесь как можно меньше двигать ребенка, лучше крутите и поворачивайте одежду, чтобы надеть ее на него. Например, надевая на малыша кофточку, просуньте руку в рукав от плеча к манжете, чтобы пальцы высовывались из нее. Теперь наденьте собранный рукав на руку малыша и, аккуратно ее придерживая, натяните на плечо. То же самое сделайте с другим рукавом. Затем наденьте на ребенка комбинезон, расправьте его, немного приподнимите головку малыша над пеленальным столиком и проденьте голову через ворот. Затем расправьте каждый рукав и наденьте их на ребенка. Наконец, мягко приподнимите попу малыша и расправьте комбинезон на груди и попе.

Кормление

Кормите ли вы малыша грудью, молоком из бутылочки или твердой пищей за столом, важно, чтобы ваши ожидания по отношению к малышу были оправданны и чтобы была создана подходящая — предсказуемая и безопасная — обстановка. Если это обеспечено, малыш сможет сосредоточиться на собственном внутреннем ритме голода и насыщения во время кормления, обращая внимание на то, что говорит ему его тело. Он будет есть, когда проголодается, и остановится, когда наестся. Чтобы с этим справиться, необходимо минимизировать остальные внешние воздействия, которые могут отвлечь его от процесса насыщения. Значит, вам, скорее всего, на пару лет придется отказаться от семейных ужинов, чтобы малыш мог сосредоточиться, когда ест. Если к этому моменту вы уже прочитали, насколько важно для семьи время, когда все вместе собираются за обеденным столом, этот совет может вас смутить, однако у малыша лучше получится разделить трапезу со всеми членами семьи, когда он подрастет. Неразумно ожидать от младенца или даже годовалого ребенка, что он будет спокойно сидеть за столом, пока вы пытаетесь культурно поесть, поэтому большинство родителей получают намного больше удовольствия от обеда без детей. Очень скоро малыш подрастет и станет отлично есть самостоятельно, и тогда вы будете ко взаимному удовольствию сидеть вместе за столом, обедать и беседовать. А пока не торопите события и не предъявляйте неоправданные требования к младенцу или годовалому малышу. Они просто не могут им соответствовать. Отключите телефон, выключите телевизор и компьютер и наслаждайтесь полноценным общением со своим ребенком во время кормления.

Чтобы помочь малышу научиться есть, когда он голоден, и заканчивать трапезу, когда он насытится, нам нужно внимательно наблюдать за ним, чтобы понимать его поведение. Кроме того, мы должны ценить тот факт, что ребенок общается с нами. Возможно, вы сможете опознать его «плач от голода» или заметите, что он чмокает губами, когда хочет, чтобы его покормили. Подождите, пока он успокоится, прежде чем дать грудь или бутылочку. Когда малыш перестает есть? Когда говорит или показывает, что наелся, когда выпивает всю бутылочку, поджимает губки или отворачивается от еды. Никогда не следует уговаривать, упрашивать или заставлять малыша есть. Дети должны есть столько, сколько хотят, и ни грамма больше! Если вас беспокоит, что ребенок больше не хочет есть и ясно дает понять: «Я наелся», уважайте его мнение. Если вы волнуетесь, что он ест недостаточно, попробуйте ежедневно в течение недели записывать, сколько ест малыш (или как долго и насколько энергично он ест) и в какое время. Возможно, вас удивит, как много он съел. Помните о том, что детские желудки очень маленькие, при рождении — размером с наперсток, а в 10 дней — с шарик для пинг-понга. Иногда дети в один день едят много, а в другой — совсем мало. Перед скачком роста они могут есть больше, чем обычно, и едят меньше, когда неважно себя чувствуют. Большинство взрослых не съедают один и тот же объем пищи ежедневно — точно так же и дети. Мы никогда не указываем взрослому, сколько ему есть, так почему бы не попробовать проявить такое же уважение по отношению к детям? Поступая таким образом, вы помогаете ребенку учиться контролировать себя, и его трапезы принесут удовольствие вам обоим.

Ваш педиатр, вероятно, поможет определить, когда можно вводить прикорм. Малыш будет не только привыкать к новым вкусам и запахам, но и учиться есть с ложечки. Вместо того чтобы одновременно вводить новые виды пищи и начинать кормление с ложечки, лучше сначала покормить малыша с ложечки грудным молоком или привычной ему смесью. Делайте это несколько раз в день, пока ребенок не привыкнет и не приспособится есть с ложечки грудное молоко или смесь. После экспериментов с ложечкой вы можете предложить ему грудь или бутылочку, чтобы удостовериться, что малыш насытился.

Очень скоро ребенок привыкнет к ложечке, и вы сможете предложить ему на ложечке первую твердую пищу. Предлагайте одну и ту же пищу на протяжении трех-четырех дней, чтобы посмотреть, как малыш реагирует на нее. Благодаря этому вы немедленно определите причину, если у ребенка проявится аллергическая реакция — сыпь, тошнота или понос.

Всегда кормите ребенка в одном и том же тихом месте. Что я думаю о высоком стульчике? Представьте, как это выглядит с точки зрения ребенка: есть совершенно новую пищу из странной посуды в уютном тепле родительских рук, на привычных маминых коленях или быть подвешенным высоко над землей в стульчике. Многие дети, которых сажают в высокие стульчики, еще не умеют сидеть самостоятельно. Поскольку они еще не могут держать спинку прямо, они все больше и больше сползают со стульчика. Конечно, им неудобно, это не самое подходящее положение для дыхания и еды. Кроме того, высокий стульчик лишает малыша возможности выйти из-за стола, когда он наестся. Вместо этого он должен полагаться на взрослого, который может освободить его из неволи.

Магда учила, что, пока ребенок не научится сидеть самостоятельно и держать прямо верхнюю часть туловища, кормить его нужно на коленях у родителя. Если вы будете держать его на руках, когда он будет впервые пробовать новую пищу и учиться есть с ложечки, это даст ему ощущение физической безопасности и эмоциональной поддержки. Малыша, сидящего самостоятельно, можно посадить за маленький детский столик. Когда же он научится уверенно ходить, можно пересадить его на стульчик повыше за столик побольше. Лучше выбрать табуретку, а не стул с подлокотниками, поскольку малыш сможет забираться на табуретку с любой стороны и с ней не так сложно управляться, как со стулом. Важно, чтобы табуретка была достаточно низкой, и ноги сидящего малыша всей ступней стояли на полу. В таком положении он сможет устойчиво сидеть и сосредоточиться на еде. Не стоит сажать малыша на табуретку — лучше дайте ему возможность забраться на нее самостоятельно. Может пройти несколько дней или недель, пока он научится этому, но потом он сможет делать это уверенно и легко. Переход от кормления на родительских коленях к самостоятельной еде за детским столиком определяется не только развитием крупной моторики, но и психологической готовностью ребенка. Некоторые дети предпочитают есть, сидя на коленях у родителей, еще долго после того, как научатся сидеть самостоятельно; другие скорее захотят сесть на пол рядом с детским столиком, хотя умеют сидеть на табуретке.

Важно не подталкивать ребенка к тому, к чему он еще не готов, но вместо этого позволить его готовности раскрыться в свое время. Преподаватель курсов «Воспитывай наблюдая» Кароль Пинто писала о Молли, девочке с особыми потребностями, и ее воспитательнице, которая чутко отзывалась на малейшие ее намеки. Когда Молли была еще совсем маленькой, ее родители обратились за помощью к специалисту, чтобы тот помог развить моторику девочки. Чаще всего Молли пила из бутылочки, но иногда с удовольствием пользовалась кружкой. В один прекрасный день «Молли внезапно потеряла интерес к питью из кружки. Воспитательница, уважая ее желания, не старалась снова увлечь ее. Когда в центр в очередной раз пришла работавшая там врач-терапевт, воспитательница заметила, что терапевт и Молли работали над тем, чтобы малышка пила из кружки. Воспитательница Молли решила, что отказ девочки пить из кружки связан с давлением, пусть слабым и вызванным благими побуждениями, научить ее новому навыку».

Кормление грудью или из бутылочки

Определите место, которое будет удобным для вас и вашего малыша — так, чтобы вы оба могли расслабиться и насладиться моментом. Для ребенка важно, чтобы его по возможности кормили в одном и том же месте — кресле, комнате. Помните, что во время кормления вы должны быть целиком сосредоточены на ребенке, поэтому выключите телевизор, музыку, отключите телефон, чтобы вас обоих ничто не отвлекало.

Иногда я посмеиваюсь над Ребеккой, когда она нянчится с малышом. Она может просто сесть и сказать: «Ты не принесешь мне воды?». Я собираюсь смастерить для нее пояс наподобие патронташа, куда бы она могла засунуть все, что ей нужно! Когда я готовлю, я всегда заранее представляю себе, что мне нужно: ингредиенты и посуду, — и собираю все загодя. Только потом я начинаю готовить. Теперь, когда Ребекка начала ухаживать за новорожденным, ей постоянно нужны носовые платки или вода, которая осталась в соседней комнате. Иногда она звонит мне по мобильному, потому что не хочет кричать.

АльфонсоОртега

 

—  Подготовьтесь заранее. Держите наготове слюПнявчик, теплую бутылочку со сцеженным молоком или молочной смесью, салфетку, чтобы вытереть то, что малыш отрыгнет. Подготовьте все это прежде, чем сядете с малышом на руках и предложите ему грудь или бутылочку. Кормящим мамам стоит держать под рукой стакан воды, чтобы избежать обезвоживания.

—  Делайте все медленно. Если малыш громко плачет от голода, постарайтесь двигаться медленно, когда будете греть бутылочку и садиться в кресло, чтобы покормить его. Медленные движения создают атмосферу безмятежности, помогают успокоить ребенка, даже когда он очень голоден. Когда вы все подготовили и взяли ребенка на руки, посмотрите, готов ли он к кормлению. Он открыл рот? Причмокивает в ожидании груди? Если он нетерпеливо ворчит, подождите немного, дайте ему успокоиться. Предложите ему грудь или бутылочку вместо того, чтобы просто вложить сосок груди ему в рот. Позвольте ему самому выбрать время, когда он начнет есть.

—  Разговаривайте. Рассказывайте о том, что вы делаете вместе, когда вам действительно есть что сказать, но избегайте пустой болтовни. «Ты уже готов поесть. Вот твоя бутылочка». «М-м-м. Ты был очень голоден». Когда малыш показывает, что он уже наелся, можно сказать: «Ты вытолкнул сосок изо рта. Должно быть, ты наелся».

—  Дайте ему «время на обдумывание». Ребенок может быть голоден, но готов ли он взять грудь или бутылочку? Сделайте паузу и подождите немного, пока он даст вам знак, что готов.

—  Если малыш готовится срыгнуть, поднимите руку, которой поддерживаете его головку, чтобы он был немного приподнят….. и потом подождите. Это все, что вам нужно делать. Класть его на плечо и хлопать по спине бесполезно: это вовсе не поможет ему срыгнуть, и потом это просто жестоко.

—  Обеспечьте предсказуемость и размеренность.

Если вы будете постоянно кормить малыша в одном и том же месте и избегать всего, что могло бы отвлечь его, он сможет сосредоточиться на кормлении и насладиться пребыванием с вами. В эти минуты близости он насытится физически и получит эмоциональное подкрепление.

Ночные кормления

Из-за того что пищеварительная система у младенцев имеет небольшой размер, их нужно кормить посреди ночи; но как свести ночные кормления на нет, когда они уже станут скорее привычкой, чем физиологической необходимостью? Некоторые мамы спрашивают: «Мой 10-месячный малыш все еще просыпается в два часа ночи, чтобы поесть. Как я могу ему отказать, если только после кормления он дает мне выспаться?»

Впервые услышав детский плач, не спешите выскакивать из кровати, бросаться к его кроватке, включать свет и хватать его на руки. Это точно его испугает. Подождите, а потом... еще немного подождите. Прислушайтесь к тому, как он плачет. Если это не младенец, которого нужно кормить часто, попробуйте разобраться, понимаете ли вы, что он хочет вам сказать своим плачем. Может быть, на самом деле вы ему не нужны и он просто хочет снова заснуть. Если вы предложили грудь или бутылочку и малыш жадно принялся за дело, ясно, что он проголодался, и его нужно покормить. В этом случае сделайте ваш визит как можно более скучным, чтобы не разгуливать малыша: просто покормите его и все. По возможности не включайте в комнате свет. Вероятно, нет необходимости разговаривать, и, если памперс сухой, его можно не менять. Посреди ночи вы, разумеется, захотите сделать все поскорее, чтобы вернуться в уютную постель, однако постарайтесь немного притормозить себя, чтобы понаблюдать за ребенком, прислушаться к тому, что ему действительно нужно.

Отлучение от груди

В определенный момент ребенок может начать терять интерес к материнской груди. Некоторые мамы, которые получали удовольствие от близости, приносимой кормлением грудью, не замечают, что ребенок уже меньше к этому стремится, или неосознанно игнорируют его знаки, чтобы продлить особое чувство тесной связи с ребенком. Их дети, возможно, оказались готовы к прекращению грудного вскармливания прежде, чем сами мамы. Но когда заканчивается одна глава родительского дневника, начинается другая. Ребенок даст вам знать, что готов для следующего этапа, и следование за ним принесет много радости. Учиться наблюдать, отказываться от любых готовых планов, ориентироваться на готовность ребенка, чтобы поддержать его, важно и ценно для родителей. Бывает и так, что мать хочет отнять ребенка от груди прежде, чем он к этому готов. Так случается, когда грудное вскармливание тяготит мать, потому что она физически устала, «хочет свое тело обратно» или вынуждена выйти на работу и чувствует, что будет затруднительно сцеживать молоко в рабочей обстановке. Может быть, она ощущает давление со стороны друзей или родственников, которые намекают или прямо говорят ей, что пора бы прекратить кормить грудью. Поскольку отнятие от груди влечет за собой установление ограничений — вы начинаете исключать одно кормление за другим, — важно четко сообщить ребенку, что вы собираетесь сделать. Если вы ощущаете вину перед ним, сомневаетесь, правильно ли поступаете, или вас смущают какие-то другие мысли, ребенок почувствует все это, и процесс отнятия от груди будет проходить намного сложнее.

В любом случае отнятие от груди может занять несколько недель или месяцев и проходить как относительно легко, так и со сложностями. Лучше не прекращать грудное вскармливание разом, а постепенно отказываться от кормлений, начиная с того, к которому малыш проявляет меньше всего интереса. Утреннее и вечернее кормления обычно самые приятные, от кормления перед сном, как правило, детям сложнее всего отказаться, поэтому стоит оставить отказ от него напоследок. Многие мамы начинают с отказа от кормления после дневного сна, потом постепенно прекращают кормить грудью утром, затем вечером. Если малыш просит грудь, а это кормление вы уже прекратили, скажите ему: «Сейчас мы не будем пить мамино молочко. Ты хочешь попить? Я дам тебе водички». Если ребенок запротестовал или расстроился, не сдавайте позиции и предложите ему другой вариант: «Сейчас не время есть, но я с удовольствием обниму тебя и посижу вместе с тобой». Пусть отнятие от груди происходит постепенно, с любовью и сочувствием к малышу.

Кормление на коленях у родителя

Можно надеть поверх одежды старую рубашку или халат или что-то еще, что вы не боитесь запачкать. На стол рядом с местом, где вы будете кормить ребенка, положите нагрудник, влажную тряпочку, маленький чистый стакан с едой, чашку с добавкой, одну ложку, чтобы ею накладывать еду, и две ложечки, которыми вы будете кормить ребенка, низкий стакан с водой (такой, чтобы с ним справился малыш) и кувшин с одним-двумя стаканами воды. Продумайте, что вы будете использовать, и выберите то, с чем малышу будет проще всего обходиться, пока он учится есть самостоятельно. Я советую родителям выбрать обычный маленький стаканчик. Так малыш сможет видеть, что налито в стакан, и это поможет ему научиться хорошенько держать стакан, чтобы ничего не пролить. Стаканы хорошо подходят для начинающих, потому что их легко взять в руки.

— Покачайте малыша на коленях: он сидит боком, вы поддерживаете его одной рукой под спинку, шея и головка лежат на вашем плече и предплечье. Его ноги и руки свободно двигаются перед ним. Вы уже протерли ему руки влажной салфеткой и надели на него слюнявчик. Держите стакан с едой в той же руке, которой придерживаете малыша. Другой рукой зачерпывайте ложкой немного еды. Держите ложку перед ребенком, на уровне его глаз, показывайте ему еду: «Я приготовила тебе овсяную кашу!» Позвольте ему контролировать процесс кормления: прежде чем поднести ложку к его губам, подождите, пока он покажет вам, что готов. Он может открыть рот или издать звук, который будет означать восторженное предвкушение. (Если малыш только начинает есть с ложечки, прикосновение ложкой к его нижней губе заставит его открыть рот.) Мягко вложите ложку ему в рот, слегка приподнимите черенок, чтобы верхняя губа сняла с ложки пищу, когда вы будете вынимать ее изо рта ребенка, и постарайтесь не касаться ложкой нёба.

— Кормление предполагает взаимодействие, поэтому подождите, пока ребенок даст вам знак, что он хочет продолжить, прежде чем вы предложите ему следующую ложку каши. Он может открыть рот или каким-нибудь звуком показать, что хочет еще. Не стоит запихивать еду ребенку в рот.

— Если малыш хочет взять ложку и есть самостоятельно, дайте ему это сделать. Поддержите его исследовательский пыл и желание самостоятельности, дав ему самому держать ложку. Потом вы можете зачерпнуть еду второй ложкой и сыграть с ним в паре: медленно переложить еду в его ложку и предложить ему отправить ее в рот. Помните, что ни один малыш не может есть самостоятельно, не разбросав еду. Ложка, которая направляется ко рту, первые несколько раз может оказаться где-нибудь в области уха. Если вы чистюля, возможно, это окажется для вас настоящим испытанием. Постарайтесь с должным уважением относиться к любознательности вашего малыша и его желанию пробовать все самому, попробуйте на время забыть о том, что вам нужна чистота.

— Малыш может схватить ложку на ее пути в рот. Он может наслаждаться потрясающим трюком: выплескивать йогурт через кулак и затем слизывать его с пальцев. Когда малыш трогает йогурт, он получает осязательный опыт, который ложка не дает, или ему просто пока еще не удобно есть ложкой. Пока он активно участвует в процессе еды (и пока вы можете стерпеть беспорядок), вы можете спокойно дать ребенку возможность обращаться таким образом с едой.

— Если в стакане, который вы держите, закончилась еда, а малыш все еще голоден, наполните его снова из чашки, которую вы поставили рядом с собой.

— Понаблюдайте за тем, как малыш даст понять, что уже наелся: он может сжать губки, отвернуть голову от еды или оттолкнуть ложку. Если малыш начинает играть с едой или ложкой или беспокоиться, это может означать, что он больше не голоден, и пора закончить кормление. Расскажите ему, что вы видите: «Ты уронил ложку на пол»; «Ты сжал губки»; «Ты вертишься. Должно быть, ты наелся».

— Если вам кажется, что малыш хочет пить и стоит дать ему немного воды, предложите ее в чистом стакане. Налейте немного воды, примерно на один сантиметр, из кувшина в стакан. Держите стакан за дно, чтобы малыш мог взять стакан в руки за бока, если захочет. Коснитесь стаканом нижней губы малыша и подождите, пока он откроет рот. Немного наклоните стакан, чтобы он мог глотнуть чуть-чуть воды.

— Когда малыш даст вам знать, что закончил есть и пить, умойте его и помойте ему руки, а затем снимите нагрудник. В этот момент он может изворачиваться, поскольку хочет отдохнуть или снова пойти играть. Постарайтесь не спешить. Попросите его помочь вам. Взяв махровую салфетку, вы можете сказать: «Я хочу помыть тебе руки. Можно, я возьму эту руку? Как насчет другой? А теперь нужно вытереть тебе рот. Давай снимем с тебя нагрудничек».

Кормление на складном столике-подносе

Когда малыш научится сидеть самостоятельно, вы можете использовать высокий поднос, на котором подают завтрак в постель, для кормления, поставив его на пол. Иногда проще всего начать с того, что ребенок будет есть, сидя у вас на коленях лицом к столу. Позвольте ребенку есть таким образом в течение нескольких дней или дольше, и, когда он привыкнет, он сможет переместиться на пол, чтобы сидеть за столом, а вы сядете рядом с ним или напротив него. Некоторые родители признаются, что их дети отползают от столика и совсем не едят. Но если малыш голоден и правила четко определены, он быстро усвоит, что нужно оставаться за столом, пока ешь, в противном случае еда будет убрана. Помните о методе «Воспитывай наблюдая»: верьте в то, что ребенок многое умеет! Ниже описано, как покормить ребенка за столиком-подносом:

— При желании положите на пол резиновый коврик, чтобы проще было убираться, а сверху поставьте складной столик.

— Положите на поднос влажную салфетку, нагрудник, чашку с едой и ложку, тарелку, из которой малыш будет есть, две ложки для кормления (или вилки, в зависимости от еды), стакан, кувшин с водой или другой жидкостью. Если вы приготовили еду, которую берут руками, положите ее в чашку, откуда можно взять сразу несколько кусочков, и поставьте ее на столик прямо перед ребенком.

— После того как вы позвали ребенка за стол и показали ему еду на столике-подносе, расскажите о своих ожиданиях: «Мы с тобой посидим здесь вместе, пока ты ешь». Если ребенок скорее хочет сидеть рядом с вами, а не у вас на коленях, вы можете коснуться коврика, чтобы показать, где бы вы хотели, чтобы он сидел: «Ты можешь сесть тут, на коврике».

— Для начала протрите руки малыша влажной салфеткой и наденьте на него нагрудник.

— Если вы кормите его с ложечки, поставьте чашку с едой на стол и зачерпывайте еду оттуда. Как и при кормлении малыша, сидящего на родительских коленях, если ребенок хочет есть самостоятельно, позвольте ему это. Пока он не научится этому, он может решить есть руками, если по-настоящему голоден. Набравшись опыта, он без труда сможет пользоваться ложкой или вилкой. Если заставлять его делать это прежде, чем он будет готов, это может вызвать только раздражение и разочарование.

— Если вы предлагаете ему маленькие кусочки еды, сначала положите только пару кусочков на столик перед малышом, чтобы он мог взять их рукой. Он сообщит вам, когда захочет еще, и тогда можно положить еще пару кусочков. Когда мы наваливаем на стол или блюдо слишком много еды, мы неосознанно сообщаем ребенку, сколько, по нашим представлениям, ему нужно съесть. Если вы предлагаете немного, то малыш может прислушаться к себе, чтобы понять, сыт ли он. Кроме того, это возможность увеличить доверие между родителями и ребенком. Малыш просит больше еды, и внимательный родитель дает ему пищу.

— Когда ребенок показывает, что закончил есть, нужно вымыть ему руки и лицо и снять нагрудник. Затем он может самостоятельно выйти из-за стола. Если он начинает играть с едой или то выходит из-за стола, то снова возвращается, сообщите ему, что, вероятнее всего, еда его больше не интересует, поэтому вы собираетесь убрать со стола.

— Когда вы впервые покажете малышу столик-поднос, тот может заползти под него, чтобы изучить: возможно, придется ввести четкие правила, особенно поначалу. Первые пару дней ребенок может также забираться на столик и сползать с него, привыкая к новой обстановке во время кормления. Вы можете сказать: «Я хочу, чтобы ты оставался на месте, пока ешь». Но на второй или третий день, если он снова попробует куда-нибудь забраться, дайте ему знать: «Когда ты уползаешь из-за стола, для меня это означает, что ты не голоден». Если он все же снова уползет, вы можете установить правило, сказав: «Ты уполз из-за стола. Похоже, ты наелся, поэтому я убираю еду». Доведите дело до конца, медленно встав и убрав еду. Сложите столик-поднос и коврик и уберите их. Это будет очевидным знаком, что столовая закрывается. Вы делаете это не для того, чтобы наказать малыша, но чтобы установить четкие правила. Ребенок может протестовать, но, скорее всего, очень быстро запомнит, что, когда он выходит из-за стола, еду убирают. Усвоив это правило, он будет оставаться с вами за столом, пока не наестся. Когда он научится ходить и дорастет до стола и табуретки, правило «нужно сидеть за столом, пока ешь» останется в силе. Ваш ребенок не будет бегать по дому с едой в одной руке и кружкой в другой. Верите вы или нет, но кормление младенца или малыша постарше можно сделать приятным и культурным мероприятием, однако придется терпеливо устанавливать четкие и последовательные правила и следовать им, чтобы добиться цели.

На занятиях, если все дети умеют сидеть самостоятельно, мы предлагаем угощение — бананы и воду. Я ознакомила родителей с правилами: если ребенок хочет получить еду, его руки должны быть чистыми, на нем должен быть надет нагрудник и он должен сидеть. Очень просто, правда? Однако я не ждала, что дети примут их быстро и легко. Может пройти много недель, если не месяцев, прежде чем дети усвоят правила, и мне больше не придется напоминать о них. Некоторые дети решат вовсе не брать еду — это тоже допустимо. Нередко родители сомневаются, что дети захотят следовать правилам, но потом обнаруживают, к своей радости и удивлению, что дети очень даже хотят и могут это делать! Полагаю, это оттого, что малыши знают: с моими правилами бесполезно спорить. Если они хотят есть, они учатся есть так, как говорю я.

Я пользуюсь принципом «воспитывай наблюдая» с моим девятимесячным ребенком: выбросила из головы кормление по расписанию, сижу с ним на полу за низким столиком, даю ему пить из маленького стеклянного стакана или кружки вместо пластмассовой кружки-поилки. Применение принципа означает, что я должна сбавить темп, быть внимательной и полностью включенной в происходящее. Мой малыш больше всего настроен на меня во время еды, потому что в эти моменты я действительно нахожусь вместе с н а не бегаю по кухне и не занимаюсь другими вещами. Трапезы проходят менее суматошно, более спокойно и больше напоминают таинство близости между ребенком и родителем. Это позволяет мне сосредоточиться и настроиться на маленькую личность, которая находится передо мной. Поначалу мой сын плакал, когда я настаивала, что нужно есть и пить сидя. Но на третий раз он это сделал и выглядел гордым оттого, что у него получилось. В то время как высокий стульчик (который я иногда все же использую) дает дополнительную поддержку и чувство безопасности, сидение за низким столиком позволяет ребенку почувствовать, что, наевшись, он может выйти из-за стола.

Я использовала тот же метод со старшей дочерью (сейчас она уже ходит), и вот результат: она сидит за столом и принимает участие в семейных обедах и ужинах. Она гордится тем, что служит примером для брата и показывает ему, как сидеть и есть. Ей приятно, что она может помочь брату, предлагая ему кусочки еды или надевая на него нагрудничек.

Александра Блейкер

Кормление за маленьким столиком с табуреткой

Ребенка, научившегося уверенно ходить, пора знакомить с маленькой табуреткой и детским обеденным столиком. На курсах «Воспитывай наблюдая» мы используем круглую устойчивую табуретку, потому что с ней проще обращаться, чем со стулом, на нее можно залезть с любой стороны и ребенок может сидеть, поставив ноги на пол. Стул — это следующий уровень сложности, до которого маленький топотун, возможно, еще не дорос. Кроме того, стул может быть опасным, если ребенок схватит его сзади и опрокинет всей тяжестью на себя. Табуретка позволяет малышу самостоятельно встать, когда он закончил есть, а не ждать, пока кто-нибудь вытащит его из высокого стульчика.

— Если хотите, положите на пол коврик, чтобы было проще убираться. При желании ребенок может помочь вам в подготовке к трапезе, выдвигая табуретку, надевая нагрудничек и принося посуду из низкого шкафчика. Если вы накрываете на стол сами, рядом со столом (на поднос или в корзину) положите влажную салфетку, нагрудник, чашку с едой и ложку для накладывания, тарелку или чашку, две ложки, поставьте стакан и кувшин с водой или соком.

— Перед едой нужно вымыть и вытереть руки. Малышам может понадобиться ваша помощь, дети постарше способны справиться с этим самостоятельно. Помыть руки можно над раковиной или за столом при помощи влажной салфетки. Затем наденьте нагрудничек — и пора есть.

— Разговаривайте. Во время еды можно сказать ребенку: «Я знаю, что ты голоден. Хочешь сам придвинуть табуретку к столу или мне это сделать? (Малыш несет или придвигает табуретку к столу и садится на нее.) Давай помоем тебе руки. (Он показывает руки, которые нужно вымыть.) Какой ты хочешь надеть нагрудничек? Синий или зеленый? (Ребенок показывает, какой нагрудничек.) Ты готов надеть нагрудничек? (Малыш наклоняет голову в ожидании нагрудника. Завязываем нагрудничек.) Готово! (Ребенку показывают две чашки с едой.) Ты хочешь сыр или яблоко?» (Малыш указывает на яблоко. Ему предлагают кусочек яблока.)

— Медленные движения создадут атмосферу спокойствия и помогут ребенку настроиться на свои ощущения: вначале чувство голода, затем — насыщения. Когда на занятиях малыш подпрыгивает на табуретке, громко требуя добавки, я не спешу: не потому, что хочу его помучить, а для того, чтобы показать, что такое терпение и миролюбие. Ребенок в любом случае затихает и учится ждать еду более спокойно.

— Напомню, если еда нарезана кусочками, которые нужно брать руками, для начала положите всего лишь пару кусочков на стол или тарелку рядом с ребенком, чтобы он мог взять ее. Он даст вам знать, когда захочет еще, и тогда можно положить перед ним еще несколько кусочков. Помните, что не следует класть сразу слишком много еды. Прежде чем предлагать еду, подождите, пока малыш попросит вас об этом.

— Если он хочет пить, налейте ему воду или сок в маленький прозрачный стакан. На наших занятиях мы позволяем детям самим наливать воду. Мы ставим маленький прозрачный кувшинчик, в который налито примерно на один сантиметр воды, на стол перед ребенком. Сначала он пытается пить из кувшинчика, но потом быстро понимает, что воду из кувшина нужно налить в стакан. Бывает ли от этого больше беспорядка, чем если воду наливает взрослый? Разумеется. Но ребенок получает столько удовольствия от решения этой простой задачи и от своей крепнущей независимости! Кроме того, это хорошая возможность развить мелкую моторику.

Посетителей нашего центра часто удивляет, что малыши, которые еще толком не ходят, самостоятельно наливают себе молоко, и они хотят знать, как мы учим детей этому. Но нам не нужно учить детей наливать жидкость в стакан.

Мы создаем среду, которая благоприятствует развитию у детей умений и навыков, и они научаются делать это самостоятельно.

Полли Элам, член Ассоциации

— Когда малыш показывает вам, что поел, нужно вымыть ему руки и лицо. Возможно, он захочет сделать это самостоятельно, с небольшой вашей помощью. Теперь можно снять нагрудник.

— После умывания, возможно, малыш захочет помочь отнести посуду в кухню или вытереть стол губкой. Позвольте ему это сделать и воздержитесь от исправлений или указаний.

Когда вы приглашаете ребенка принять участие в уходе за ним, вы даете ему понять, что цените его вклад в дело. По мере того как он учится самостоятельно заботиться о себе, он получает удовольствие оттого, что его возможности растут, и это поддерживает его веру в свои силы и способствует росту уверенности в себе. Ежедневные заботы занимают бóльшую часть «расписания» малыша, поэтому пользуйтесь моментом — наслаждайтесь этими особыми минутами близости с ребенком.

Дебора Соломон. Малышу виднее: Секреты спокойных родителей

Похожие материалы:

Дата публикации: 27 июля 2015 г.

.



Жизнь после травмы
спинного мозга