|
Что может быть с ребенком в случае СДВГ8-летний мальчик был госпитализирован в отделение детской и подростковой психиатрии, поскольку в школе в течение последних трех месяцев у него нарастали поведенческие проблемы. Он также проявлял медлительность в умственных задачах, был очень импульсивным, своевольным, раздражительным, проявлял повышенную словесную и физическую агрессию. История болезниВ анамнезе выявлены проблемы с задержкой обучения в школе из-за расстройства экспрессивной речи (моторная алалия). В то время, когда при поступлении он учился в первом классе начальной школы, его сверстники учились уже во втором классе. Его мать представила список жалоб, будто бы скопированных из критериев диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): он всегда был «в пути» ‒ бегал и карабкался, когда это было возможно; ерзал, когда нужно было спокойно посидеть на месте; много говорил; выбалтывал ответы; не мог дождаться своей очереди; навязывался другим; не слушал, что ему говорили; ежедневно терял вещи; легко отвлекался; его школьные самостоятельные работы была всегда неудовлетворительными.
В анамнезе развития выявлена опасная беременность с неправильным физиологическим предлежанием. Он был третьим ребенком, родившимся недоношенным, с желтухой и приступами апноэ. Отставал как в моторном развитии (начал ходить в 20 месяцев), так и в речевом развитии (произнес первые слова в 3 года, посещал логопеда). У его отца в юности были симптомы СДВГ. Один из двух его братьев произнес первые слова в возрасте пяти лет. Дальнейшие наблюдения показали, что он легко отвлекается, имеет провалы внимания, гиперактивен, импульсивен и нетерпелив. Обычно он действовал необдуманно, вел себя неадекватно, проявлял вербальную и физическую агрессию по отношению к другим больным и медицинскому персоналу, все время проверял границы и проявлял упрямство. При резких переменах настроения казался несчастным, грустным и злым. При нейропсихологическом обследовании выявлены органо-церебральная дисфункция, психомоторные и зрительно-пространственные нарушения, глубокий дефицит внимания с гиперактивностью. Его IQ на момент тестирования был на грани из-за сильной невнимательности и гиперактивности. Он показал себя менее зрелым в личном и эмоциональном плане по сравнению со своими сверстниками, был довольно эгоцентричным. Основные лабораторные анализы (включая уровни щитовидной железы) и ЭЭГ были в норме. Мальчик соответствовал диагностическим критериям DSM-IV для СДВГ комбинированного типа. Из-за меняющегося настроения и агрессивных периодов в его поведении, биполярное расстройство рассматривалось как возможный дифференциальный диагноз или коморбидное расстройство. Гиперактивность существовала у него с самого рождения и не была эпизодической (что типично для гиперактивности при биполярном расстройстве). Он легко отвлекался и в большинстве случаев не доводил дело до конца. Он был импульсивен, выпаливал ответы и перебивал. Его успеваемость в школе была плохой из-за его невнимательности, а не из-за потери интереса, как это бывает в депрессивных эпизодах биполярного расстройства. Он никогда не был грандиозным, у него никогда не было аппетита или изменений веса, которые часто наблюдаются у пациентов с биполярным расстройством. Ему был поставлен диагноз СДВГ комбинированного типа с коморбидным оппозиционно-вызывающим и экспрессивным расстройством речи. Мы рассказали его родителям и школьным учителям о расстройстве и посоветовали им методы управления поведением. Он продолжал посещать логопедов. Было назначено лечение, в том числе тенотен ‒ детский противотревожный препарат, назначаемый при повышенной возбудимости и дефиците внимания, улучшающий переносимость психоэмоциональных нагрузок и способствующий развитию учебных навыков. Полное описание препарата можно посмотреть, перейдя по ссылке. Он принимал лекарство от СДВГ в течение двух лет (с 8 до 10 лет), но прекратил его во время летних каникул, поскольку стал не таким гиперактивным, как раньше. Его родители решили, что ему это больше не нужно. С большой помощью своих родителей и учителей ему каким-то образом удалось закончить начальную школу, но ценой больших затрат ‒ он боролся с крайне низкой самооценкой. Он хорошо реагировал на все введенные меры, и мы следили за ним около года ‒ до тех пор, когда он переехал в другой город. Девять лет спустя (в возрасте 17 лет) он снова был госпитализирован в наше отделение детской и подростковой психиатрии. Родители жаловались на серьезные поведенческие проблемы, длящиеся в течение двух лет. Он несколько раз угрожал самоубийством, имел постоянные проблемы с властью, пренебрегал своей безопасностью и попал в серию травм и несчастных случаев. Он сменил три общеобразовательные школы, не окончив ни в одной из них первого года обучения. Днем он оставался дома, а вечером уходил гулять с небольшой суммой родительских деньг. Когда он однажды взял крупную сумму, его впервые заподозрили в употреблении наркотиков. При поступлении в наше отделение он вел себя довольно отчужденно. Сидел тихо и признался, что регулярно курит марихуану в течение трех лет. Он также несколько раз пробовал экстази и кокаин, в последний раз накануне на выходных. Когда он был в компании сверстников, регулярно употреблял алкоголь, иначе слишком нервничал. В течение трех лет два раза в неделю он играл в покер. Он жаловался на свое внутреннее беспокойство, которое исчезало, когда принимал наркотики или, по крайней мере, когда что-то выпивал. Он показал, что у него были довольно плохие отношения со сверстниками и не было друзей. Он не мог сосредоточиться в школе, но у него не было проблем с концентрацией внимания во время игры в покер или других развлечений (компьютерные игры, телевизор). Он чувствовал себя неудачником. Школу он, очевидно, не окончит и довольно часто подумывает о самоубийстве. Он был в депрессии и склонен к самоубийству; взволнованный и напряженный, но противник родителей и медицинского персонала при поступлении. Нейропсихологические тесты при повторной госпитализации выявили органо-мозговую дисфункцию, психомоторные и зрительно-пространственные нарушения, как и при первом обследовании. Фактический IQ отличался от выше среднего по вербальной шкале и ниже границы по невербальной шкале. Тесты выявили исполнительный дефицит с уменьшенным торможением, планированием, контролем и ожиданием. Также была обнаружена депрессивная симптоматика.
Он соответствовал диагностическим критериям DSM-IV для невнимательного типа СДВГ и большого депрессивного расстройства. Опять же, биполярное расстройство считалось возможным диагнозом, но было исключено из-за постоянной картины невнимательности, импульсивных и гиперкинетических проблем без каких-либо эпизодических изменений СДВГ или аффективных симптомов. В течение года посещал программу для наркоманов и подростков из группы риска. ОбсуждениеЭтот случай описывает прототип ребенка с СДВГ в отношении симптоматики и ее изменения в процессе развития, отношения семьи к лекарствам и семейного стресса, сопутствующих заболеваний в детстве и подростковом возрасте, а также течения болезни. Часто бывает, что родители терпят проявления симптомов гиперактивности и обращаются за помощью только тогда, когда успеваемость в школе становится критической. В тяжелых случаях СДВГ, которые также соответствуют более строгим диагностическим критериям по МКБ, проблемы с успеваемостью и поведением в школе очевидны уже в первом классе начальной школы и настолько серьезны, что родители сталкиваются с необходимостью специальной оценки и принятия мер. Очень эффективно комплексное лечение СДВГ, включающее обучение и поддержку родителей и учителей, а также фармакотерапию. Как и в представленном случае, дети достаточно хорошо справляются с задачами развития, пока проводится лечение. Симптомы гиперактивности уменьшаются по мере развития, и многие родители понимают это как сигнал о том, что ребенок вырос с СДВГ, и прекращают лечение. В большинстве случаев СДВГ-симптомы проявляются по-разному, но продолжают мешать в подростковой и взрослой жизни в виде внутреннего беспокойства, напряжения и раздражительности. Пациенты имеют низкую успеваемость в учебе и успехи в работе, дезорганизованы, испытывают трудности в социальных отношениях, часто злоупотребляют наркотиками и попадают в автомобильные аварии. В качестве дополнительного бремени у большинства из них также есть сопутствующие расстройства, такие как депрессия, тревога, биполярное расстройство и расстройство личности. Растет нагрузка на семью и повторяется порочный круг самообвинения, избегания социальных контактов и низкой самооценки. В таких случаях комплексное лечение позволяет улучшить успеваемость в школе, снять внутреннее беспокойство и напряжение. Обновлено: 19 марта 2023 г. |
|