|
Сексуальная революцияСекс в современной цивилизации становится предметом постоянного обсуждения и исследования. Он становится частью «великой проповеди», вытесняя более древнюю традицию проповеди теологической. Искусство эротической чувственности поощрялось во многих традиционных культурах и цивилизациях, но только современное западное общество развило науку сексуальности. В ряду проблем, связанных с изучением стереотипов сексуального поведения, особый интерес вызывает так называемая сексуальная революция. На Западе об этом явлении заговорили в конце 50-х – начале 60-х годов, когда к ее изучению обратились многие известные философы, социологи, психологи, публицисты. В чем же проявляется сексуальная революция? Российский социолог В. Анурин выделяет следующие характерные черты этого феномена:
Лилиан Рубин в 1989 году занималась в США изучением сексуальности почти тысячи гетеросексуальных людей в возрасте от восемнадцати до сорока восьми лет. Проделав эту работу, она произвела на свет свидетельство «изменения почти ошеломляющих пропорций в отношениях между мужчинами и женщинами» за последние четыре десятилетия.(2) В прежние годы девственность девушек до брака высоко оценивались обоими полами. Более сексуально активные девушки подвергались третированию со стороны других женщин, равно как и многих мужчин, которые сами искали возможностей «поиметь приключение» с ними. Для мужчин же считалось общепринято приемлемым вступать до брака в многочисленные сексуальные связи, и двойной стандарт даже после заключения брака был весьма реальным явлением. В годы сексуальной революции отклонения от норм сексуальной морали и у мужчин, и у женщин все чаще оцениваются одинаково – или в равной степени осуждаются, или в равной степени одобряются. Девушки чувствуют, что они имеют право на сексуальную активность, включая половое сношение, в таком возрасте, который кажется подходящим им самим. Среди женщин и мужчин в возрасте за сорок менее чем один из десяти занимались оральным сексом в юности; для каждого предшествующего поколения эта пропорция возрастает. Среди нынешнего поколения тинейджеров оральный секс хотя и не распространен повсеместно, однако расценивается как нормальная часть сексуального поведения. Аналогичная ситуация наблюдается и в России начала XXI века. Исследования В. Анурина показывают, что в настоящее время средний возраст вступления в первую половую связь у «детей» (15,5 лет у мальчиков и 16,5 лет у девочек) почти на три с половиной года меньше, нежели у поколения «отцов». У нынешнего поколения молодых людей верхний предел возраста сексуального дебюта не превышает 20 лет. Своеобразный «пик» приходится на возрастной интервал от 15 до 17 лет — именно в этом возрастном интервале приобретают реальный сексуальный опыт 42,6 % нынешней молодежи, Что касается старшего поколения, то здесь соответствующий «пик» охватывал интервал от 18 до 20 лет (45,5 %).(3) Для предшествующих поколений было общепринятой практикой, чтобы сексуально активная девушка-подросток играла определенную роль невинности. Сегодня это отношение обычно перевернуто: невинность в случае необходимости играет роль умудренности опытом. Мужчины большей частью приветствуют тот факт, что женщины стали сексуально доступнее, и утверждают, что для сколько-нибудь продолжительной сексуальной связи они желают партнера, экономически и интеллектуально равного себе. Большинство людей, и мужчин, и женщин, приходят теперь к браку, принося с собой существенный капитал сексуального опыта и знаний. Сегодняшние специальные и популярные сексологические издания большое внимание уделяют изучению проблем женского оргазма (гораздо больше, чем мужского). В большинстве из них значительная степень ответственности за возбудимость женщины и возникновение у нее оргазма возлагается на партнера-мужчину. Эта сторона сексуальной революции оказывается достаточно тесно связанной с исчезновением двойного стандарта. Она радикальным образом оказывает влияние на формирование и массовое распространение новых представлений о женственности (феминности) и мужестве (маскулинности). Революционность здесь состоит, прежде всего, в возникновении описываемого феномена в массовых масштабах. Это во многом становится возможным, в частности, и благодаря беспрецедентному повышению уровня открытости вопросов сексуальной практики для широкого обсуждения. Одним из главных элементов сексуальной революции является расцвет мужской и женской гомосексуальности. Еще в конце 40-х годов прошедшего века американский сексолог Альфред Кинси показал, что очень высокая доля мужчин, равно как и существенный процент женщин, в какие-то моменты своей жизни принимали участие в гомосексуальных актах. Он обнаружил, что только 50 процентов всех американских мужчин были, по их словам, «исключительно гетеросексуальны», то есть ни принимали участия в гомосексуальных действиях, ни испытывали гомосексуальных желаний. 18 процентов были либо исключительно гомосексуальны, либо устойчиво бисексуальны. Среди женщин 2 процента были полностью гомосексуальны, 13 процентов других были вовлечены в какие-то формы гомосексуальных действий, в то время как следующие 15 процентов имели гомосексуальные побуждения без удовлетворения их.(4) Эти открытия в то время шокировали недоверчивую публику. Однако за последние четверть века гомосексуальность испытала на себе влияние столь же больших изменений, что и гетеросексуальное поведение. Гетеросексуальное большинство (при всем своем внутреннем неприятии, доходящем до отвращения) все чаще и сильнее проявляет терпимость к гомосексуализму – как к мужскому, так и к женскому – и признает его право на существование наряду с общепринятой гетеросексуальной практикой. Вообще можно сказать, что начиная со второй половины двадцатого века до настоящего времени отмечается нарастание изменения отношения к тому, что ранее определялось как сексуальное извращение. В связи с этим, следует признать точку зрения большинства современных психологов и сексологов на это явление: извращениями следует считать лишь такие типы сексуального поведения, которые приносят не столько наслаждение, сколько физическое и/или моральное страдание кому-то из партнеров. Мастурбация в годы сексуальной революции стала столь же открытой темой, что и гомосексуальность. Отчет Кинси показал, что 90 процентов мужчин и 40 процентов женщин в какое-то время своей жизни занимались мастурбацией.(5) Данные более поздних опросов подняли эту долю почти до 100 процентов для мужчин и до 70 процентов для женщин. Такие изменения в количестве людей, занимающихся мастурбацией произошли, помимо прочего, и оттого, что мастурбация широко рекомендуется сейчас как один из основных источников сексуального наслаждения и активно поощряется как способ улучшения сексуальной отзывчивости для обоих полов. Эротика, сексуальные намеки и обнаженное тело все чаще и настойчивее используются в рекламе, причем даже в такой, которая вовсе не имеет прямого отношения к сексуальным отношениям. Коммециализация секса проявляется в процветании проституции, порнографии. По мнению многих специалистов, порнографические фильмы и полиграфические издания, выпускаемые огромными тиражами, приносят баснословные прибыли прежде всего благодаря тому, что затраты на их производство ничтожны по сравнению с обычными фильмами и журналами, а цены и объемы сбыта практически сравнимы. И есть основания полагать, что в коммерциализированном обществе существующая предпринимательская практика будет постепенно оказывать все более сильное давление на мораль, видоизменяя ее в своих интересах. См. Сексуальность Сноски 1. Анурин В. Сексуальная революция на марше // Гидденс Э. Трансформация
интимности. - СПб.: Питер, 2004. С. 14. Обновлено: 05 октября 2020 г. |
|