Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

Техническое обслуживание инвалидных колясок

то инвалидных колясок

Уход за инвалидной коляской важен, поскольку он экономит расходы на ремонт, продлевает срок ее службы и предотвращает травмы ее пользователя. Инвалидная коляска, за которой ухаживают, будет более удобной, энергоэффективной и простой в использовании.

От 5 до 18% пользователей инвалидных колясок ежегодно получают травмы, причинами которых являются опрокидывание и неисправность колясок. Плохо обслуживаемые коляски увеличивают риск получения травм их пользователями из-за поломки. Пользователи инвалидных колясок, которые обслуживают свою инвалидную коляску, в 10 раз реже получают травмы, чем те, кто не обслуживает ее. Расходы на ремонт и замену составляют 30% прямых расходов на инвалидную коляску ежегодно.

Осмотр и действия

Все инвалидные коляски требуют периодического обслуживания для надлежащей работы. Некоторые детали инвалидной коляски требуют периодического ремонта и замены. Техническое обслуживание инвалидных колясок включает в себя периодический осмотр и действия. Осмотр означает поиск проблемы, а действие ‒ попытку ее устранения.

Технический осмотр, или ТО инвалидных колясок ‒ это процедура проверки их технического состояния с целью выявления неисправностей и изношенности отдельных частей, которые могут повлиять на безопасность использования колясок.

Шины

Изношенные шины могут затруднить движение инвалидной коляски. Задние шины могут быть пневматическими или сплошными. Вы можете определить тип вашей шины, посмотрев на обод, где выступает воздушный клапан. Если клапана нет, ваша шина сплошная. Если клапан есть, у вас пневматическая шина.

Осмотрите задние шины на предмет износа, трещин, вздутий, ослабления, повреждений и плоских участков (в сплошных шинах может быть трудно увидеть плоские участки. Их можно почувствовать при качении по ровной и гладкой поверхности). Обратитесь к специалисту по обслуживанию инвалидных колясок, чтобы заменить шины, если протектор изношен, потрескался, ослаб или когда боковины начинают выпирать при накачивании воздухом.

Пневматические шины

Правильно накачанные камерные или бескамерные шины важны для свободного движения инвалидной коляски. Если в шине недостаточно давления, инвалидной коляской будет трудно маневрировать, движение будет требовать больше энергии, и это будет сильнее нагружать плечи. Шина будет изнашиваться гораздо быстрее, если она не накачана должным образом.

  • Проверьте давление, сильно нажав на шину большим пальцем. Если шина продавливается более чем на 5 мм (примерно толщина трех десятирублевых монет, сложенных вместе), шину необходимо накачать.
  • Добавьте воздух в шину с помощью велосипедного насоса или компрессора. Не используйте воздушный шланг с заправочной станции. Шины инвалидных колясок имеют очень маленький объем, поэтому их легко взорвать. (Для пневматических шин инвалидных колясок используются два типа клапанов: клапаны Presta и клапаны Шредера. Проверьте, подходит ли шланг насоса для вашего типа клапана)

Проверку пневматического давления в шинах следует проводить еженедельно, чаще ‒ зимой.

Если вы накачиваете колесо, но оно сразу спускает, возможно, камера пропускает воздух из-за повреждения. В этом случае вы можете либо залатать ее с помощью набора для ремонта, либо заменить камеру на новую. Пользователи инвалидных колясок могут научиться делать это самостоятельно или обратиться к специалисту по техническому обслуживанию.

Гайки и болты

Большая часть обслуживания заключается в том, чтобы убедиться, что гайки и болты правильно отрегулированы. Слишком ослабленные гайки и болты еще больше ослабнут или не будут удерживать деталь должным образом. Помните, что для предотвращения самопроизвольного отвинчивания гайки, болта или винта используется шайба стопорная, создающая дополнительное сопротивление отвинчиванию.

  • Визуально определите ослабленные болты.
  • Проверьте, не дребезжат ли детали.
  • Затяните все ослабленные гайки и болты до упора.

В зависимости от вида болта можно использовать отвертку, гаечный ключ или шестигранный ключ. Затягивайте до такой степени, чтобы детали, которые удерживают гайки и болты, вообще не двигались. Не перетягивайте!

Гайки и болты следует проверять ежемесячно.

Подшипники колес

Подшипники колес обеспечивают его свободное вращение относительно оси. Поврежденные подшипники могут увеличить сопротивление качению, что заставит вас тратить больше энергии и сильнее нагружать плечи при движении.

Подшипники изнашиваются в инвалидной коляске даже при нормальном использовании. Шум ‒ это первое, что предупредит вас о выходе из строя подшипника. Наиболее заметным является стук, а в некоторых случаях ‒ скрип ‒ первый признак такой проблемы. Изначально звук будет слышен только на определенных скоростях, но станет довольно регулярным и заметным по мере ухудшения состояния подшипника. Проверьте, работают ли подшипники должным образом.

  • Поднимите одну сторону инвалидной коляски над землей и вращайте колесо, давая ему вращаться до остановки.
  • Если вращающееся колесо быстро замедляется и останавливается, в этом случае гайка и болт, удерживающие подшипник, могут быть слишком сильно затянуты.
  • Если колесо замедляется и немного вращается назад, подшипник может быть слишком ослаблен.

Повторите ту же процедуру с другим колесом. Если обнаружены проблемы, обратитесь к специалисту по техническому обслуживанию инвалидных колясок.

Этот осмотр следует проводить ежемесячно.

Спицы

В процессе использования спицы могут ослабнуть, повредиться или сломаться. Все спицы должны иметь одинаковое натяжение. Ослабленные спицы могут затруднить движение инвалидной коляски и/или привести к поломке колеса.

Если натяжение спиц неравномерно, то во время движения вы можете услышать слабый металлический щелчок.

Ежемесячно проверяйте спицы, сжимая их по всей окружности колеса. Если спица «прогибается» при легком сжатии, она может быть слишком ослаблена.

  • Проверьте, не ослаблены и не погнуты ли спицы. При обнаружении проблемы обратитесь к специалисту по обслуживанию инвалидных колясок. Не рекомендуется делать это самостоятельно, поскольку спицы должны быть натянуты до определенного крутящего момента, и для этого используется специальный стенд. В противном случае спицы или их ниппели могут сломаться, и колесо может выйти из строя.

Если у вас пневматические шины, для подтяжки спиц лучше обратиться в сервис обслуживания велосипедов. Если у вас сплошные шины, вам необходимо обратиться к специалисту по обслуживанию инвалидных колясок, поскольку лучшим решением может стать новое колесо.

Проверка колес на развал и схождение

Регулировка колес описывает степень, в которой задние колеса параллельны друг другу и центральной линии инвалидной коляски. Такое отслеживание важно, так как пользователь толкает обода руками очень часто ‒ примерно раз в секунду. Если кресло-коляска плохо отрегулирована, оно будет отклоняться от курса между толчками и заставит пользователя чаще толкать одной рукой, чем другой, чтобы ехать прямо.

Неотрегулированные на «развал ‒ схождение» колеса увеличивают нагрузку на одну руку, заставляют человека тратить излишнюю энергию и снижают контроль над креслом-коляской.

Кресло-коляска должна катиться прямо без избыточного сопротивления, тяги или бокового движения. Ее не должно быть трудно толкать, и вы не должны слышать трения колес. При повороте не должно быть скрипа, заедания или чрезмерного бокового движения.

Колеса можно проверить, прокатившись по луже воды и позволив креслу-коляске двигаться по инерции. Коляска должна сохранять направление. Если обнаружены проблемы, обратитесь к специалисту по техническому обслуживанию кресел-колясок. Эту задачу следует выполнять ежемесячно.

Тормоза

Тормоза служат для стабилизации инвалидной коляски при перемещении на другие поверхности или когда пользователь хочет оставаться на определенном месте. Они позволяют коляске быть более устойчивой, когда это необходимо, например, при подъеме или толкании предметов, или даже при простом сидении на месте.

  • Сначала проверьте, что тормоза надежно закреплены на раме.
  • Проверьте, что тормоза надежно удерживает шины на месте.
  • Обратите внимание на то, что они легко активируются и не мешают шине во время качения коляски.

Эту задачу следует выполнять ежемесячно.

Если вы обнаружите какие-либо проблемы при проверке тормозов:

  • Отрегулируйте тормоза, если они ослаблены или не работают должным образом.
  • Используйте гаечный ключ для регулировки по мере необходимости.

Если замки по-прежнему не работают должным образом, обратитесь к специалисту по техническому обслуживанию инвалидных колясок.

Ручные ободья

Это металлические или пластиковые кольца, которые крепятся к задним колесам и используются для приведения в движение ручной инвалидной коляски.

Осмотрите ручные ободья на предмет износа, вмятин или изгибов. Трещины, если они обнаружены, могут порезать или нанести другой вред пользователю. Обратитесь к специалисту по техническому обслуживанию инвалидных колясок, чтобы заменить ручной обод.

  • Осмотрите, не ослаблены ли они. Вы можете почувствовать, что они ослаблены во время движения. Ослабленный ручной обод может затруднить захват и может упасть.
  • Вы можете затянуть ручной обод с помощью гаечного ключа с открытым зевом или отвертки. Если это невозможно, обратитесь к специалисту по техническому обслуживанию инвалидных колясок.

Такой осмотр следует проводить ежемесячно.

Передние колеса

Ролики передних колес оказывают важное влияние на работу инвалидной коляски. Изношенные ролики могут затруднить движение инвалидной коляски.

  • Осмотрите ролики на предмет износа, трещин, люфта, вздутий и разрывов.
  • Проверьте, равномерно ли колеса роликов касаются пола на ровной поверхности.

Если одно из колес роликов не касается пола на ровной поверхности, это означает, что наблюдается люфт ролика. Эта неисправность снижает устойчивость и производительность инвалидной коляски.

  • Проверьте, чтобы корпус штока ролика был выровнен вертикально. Если вы обнаружите проблемы, обратитесь к специалисту по обслуживанию инвалидных колясок.

  • Осмотрите колпачки передних роликов; эти колпачки защищают узел ролика от влаги и воды. Если они отклеились, обратитесь к специалисту по обслуживанию инвалидных колясок.

Эту задачу следует выполнять ежемесячно.

Подлокотник

Основная цель подлокотников ‒ обеспечить хорошее положение для отдыха рук. Кроме того, эти подставки для рук являются удобными ручками, когда ездок наклоняется в одну или другую сторону. Они также полезны при попытке добраться до более высоких мест и помогают при пересадке.

Подлокотники могут быть фиксированными или регулируемыми. Большинство из них можно снять или откинуть в сторону, чтобы обеспечить необходимое пространство для пересадки в инвалидную коляску и из нее.

Съемные подлокотники обычно помещаются в одно или два гнезда. Если есть две точки крепления, переднее гнездо содержит защелку для фиксации подлокотника на месте.

Откидные подлокотники крепятся сзади у пересечения сиденья и спинки. Некоторые откидные подлокотники используют защелку спереди, чтобы закрепить их на месте.

  • Проверьте, что подлокотники целы, затянуты, легко установлены на место и легко защелкнуты.
  • Проверьте подлокотники на наличие острых краев, которые могут причинить травму.

При необходимости затяните ослабленные крепления. Ослабленные, болтающиеся подлокотники могут привести к падению пользователя при использовании их для поддержки во время пересадки.

Если проблема обнаружена, обратитесь к специалисту по обслуживанию инвалидных колясок.

Этот осмотр следует проводить ежемесячно.

Подножки

Часто подножки являются той частью инвалидной коляски, которая первая вступает в контакт с препятствием. Они используются для открытия дверей, действуют как бамперы и часто царапаются по земле, когда инвалидную коляску загружают в автомобиль или во время таких приемов передвижения, как езда на заднем колесе, срезание бордюров и резкие изменения наклона, например, в конце пандусов.

Кресла-коляски с жесткой рамой имеют встроенную в раму опору для ног. Такие подставки обычно несъемные, но высоту часто можно немного отрегулировать для адаптации к разной длине ног.

Кресла-коляски с крестообразной рамой обычно имеют подставки для ног, которые могут откидываться вверх или вниз, поворачиваться, регулироваться по углу наклона или сниматься. Откидные подставки для ног не так долговечны, как жесткие.

  • Проверьте, что подставки для ног целы, затянуты, легко установлены на место и надежно защелкиваются.
  • Осмотрите откидную подставку для ног, проверьте износ штифта, болта и втулки в этом механизме.

Вы можете использовать отвертку, гаечный ключ или шестигранный ключ для затяжки ослабленных болтов. Если обнаружены более серьезные проблемы, обратитесь к специалисту по техническому обслуживанию инвалидных колясок.

Эту задачу следует выполнять ежемесячно.

Складная рама

Рамы с поперечными распорками позволяют складывать инвалидную коляску к середине для хранения. Механизм поперечных распорок должен легко открываться и складываться, Если его трудно закрыть или если инвалидная коляска неустойчива во время перемещения, то это ‒ проблема, которую следует устранить. Проблемы с механизмом поперечных распорок могут привести к тому, что инвалидная коляска сломается и травмирует пользователя. Если они обнаружены, обратитесь к специалисту по обслуживанию инвалидных колясок.

Если вы не складываете инвалидную коляску часто, эту задачу следует выполнять ежемесячно.

Некоторые рамы имеют встроенные или «дополнительные» элементы подвески для уменьшения ударов и вибрации и обеспечения более плавной езды.

  • Проверьте, что краска на пружине не повреждена и на ней нет трещин.
  • Проверьте, нет ли утечки смазки из амортизатора.

При обнаружении каких-либо проблем обратитесь к специалисту по обслуживанию инвалидной коляски.

Ежемесячно проверяйте элементы подвески.

Подушка для сидения

Подушки являются очень важным компонентом инвалидной коляски. Взаимодействие между подушкой и телом определяет комфорт, функциональность и клиническую безопасность пользователя.

Ухудшение состояния подушки может увеличить риск развития пролежней. В частности, у пользователей инвалидных колясок пролежни могут образовываться над седалищными буграми.

Подушка, за которой ухаживают, будет продолжать обеспечивать снятие давления и поддержку. Чехол предназначен для защиты подушки, поэтому его следует заменить в случае повреждения.

  • Снимите чехол, чтобы осмотреть и подушку, и чехол.
  • Проверьте наличие разрывов или отверстий в чехле или неисправностей молнии, которые могут обнажить поверхность подушки или создать сморщенную поверхность сиденья.
  • Если чехол содержит пенопластовую подкладку, проверьте наличие разрывов или шелушения пены.
  • Дно большинства чехлов имеет липучку или нескользящую поверхность. Осмотрите эту поверхность на предмет изношенности, разрыва липучки или разрушения нескользящего материала.
  • После осмотра чехла проверьте форму и контур подушки.

Это следует делать еженедельно.

Существует много типов подушек. В зависимости от типа есть признаки, на которые следует обратить внимание:

  • Держите воздушные подушки должным образом накачанными и проверяйте, чтобы клапан был в хорошем состоянии и не пропускал воздух. Если вы подозреваете, что есть утечка, снимите чехол и погрузите подушку в воду и посмотрите, есть ли пузырьки. Резиновую воздушную подушку можно залатать с помощью набора для ремонта.
  • Если у вас гелевая подушка, ежедневно разминайте гель от внешнего периметра к середине подушки. Проверьте, не затвердел ли гель и нет ли утечек.
  • Если у вас пенная подушка, проверьте, цела ли пена, не испорчена ли она и не откололась ли.
  • Если у подушки есть сплошная вставка сиденья, проверьте, не повреждена ли она.

Опора для спины

Опоры для спины обеспечивают комфорт и поддержку осанки во время сидения. Опоры для спины могут быть обивкой строп или жесткими. Для обивочных опор для спины:

  • Осмотрите их на предмет износа, разрывов, растянутой обивки или металлических деталей, которые могут торчать.
  • Осмотрите все заклепки или винты обивки. Проверьте, не рвется ли обивка в этих местах.

Поврежденная и слабо натянутая обивка не обеспечивает должную поддержку осанки и может привести к деформациям скелета.

При обнаружении этих проблем обратитесь к специалисту по обслуживанию инвалидных колясок для замены обивки. При замене обивки рекомендуется заменить и болты или винты, которые ее удерживают.

Для жестких опор для спины:

  • Осмотрите поверхность на целостность.
  • Проверьте, правильно ли прикреплены крепежные элементы опоры для спины к стойкам опоры для спины, не дребезжат ли они.
  • Затяните ослабленные болты отверткой, шестигранным или гаечным ключом.

Если ткань изношена и/или пена жесткая, обратитесь к специалисту по обслуживанию инвалидных колясок, чтобы получить замену.

Спинку следует проверять ежемесячно.

Большинство инвалидных колясок с жесткой рамой имеют складную спинку для транспортировки и хранения. Если у вас складная спинка, проверьте, что фиксатор механизма на месте. Ослабленные спинки опасны во время перемещения, поскольку они могут сдвинуться или выпасть. Всегда проверяйте перед использованием после раскладывания спинки, что она зафиксирована. Если обнаружите проблемы, обратитесь к специалисту по обслуживанию инвалидных колясок, чтобы починить или заменить ее.

Противоопрокидыватели

Противоопрокидывающие ролики могут использоваться спереди и сзади инвалидной коляски. Если инвалидная коляска начинает опрокидываться, задние противоопрокидывающие ролики сопротивляются опрокидыванию. Таким образом, они помогают предотвращению несчастных случаев, связанные с опрокидыванием.

  • Проверьте, работают ли штифты, можно ли их вставлять и вынимать, и не сломаны ли ролики.

Если обнаружены проблемы, обратитесь к специалисту по техническому обслуживанию инвалидных колясок, чтобы заменить противоопрокидывающие ролики.

Если на вашей коляске установлены противоопрокидыватели, осматривайте их ежемесячно.

Ручное техническое обслуживание инвалидной коляски

  • Очистите инвалидную коляску и подушку
  • Чтобы защитить металлические и деревянные детали от ржавчины и гниения, и предотвратить повреждения, вызванные царапанием грязи о движущиеся части, используйте теплую воду с небольшим количеством мыла. Промойте и высушите.
  • Обратите внимание на движущиеся части и места соединения обивки с рамой.
  • Снимите подушку с чехла, стирайте их отдельно. Всегда сушите подушку в тени, а не под прямыми солнечными лучами.
  • Удаляйте грязь, ворс и волосы с подшипников осей роликов ножницами, пинцетом, зубной щеткой или плоскогубцами. Грязь, ворс и волосы, скопившиеся на осях и роликах, в конечном итоге могут привести к преждевременному износу.

Эту задачу следует выполнять ежемесячно.

  • Смазывайте движущиеся части, чтобы остановить ржавчину и обеспечить плавное движение деталей. Повышенное трение между движущимися частями может ускорить износ движущихся частей.
  • Очистите, высушите и нанесите смазочное масло или спрей на основе тефлона на все движущиеся части, включая складной механизм, где вращаются передние ролики, и открытые петли.
  • Используйте смазочное масло, например, масло для подшипников. НЕ смазывайте герметичные подшипники! НЕ используйте проникающее масло! Используйте тряпку, чтобы удалить излишки смазки.

Эту задачу следует выполнять четыре раза в год.

Профессиональное обслуживание инвалидных колясок

Обслуживайте инвалидные коляски профессионально не реже одного раза в год. В местах с неблагоприятными погодными условиями инвалидные коляски должны проходить профессиональное обслуживание дважды в год.

Обычный ремонт инвалидных колясок и подушек

Иногда требуется ремонт инвалидных колясок и подушек. Персонал по обслуживанию инвалидных колясок должен иметь возможность либо выполнить ремонт, либо посоветовать пользователям инвалидных колясок, где им могут помочь.

Исследования показали, что около 60% пользователей инвалидных колясок сообщали о необходимости ремонта инвалидной коляски в течение последних 6 месяцев.

Обновлено: 04 декабря 2024 г.



Жизнь после травмы
спинного мозга