|
Определение базы исследования и формирование выборки при написании дипломной работыСтудент-выпускник (впрочем, как и любой другой научный исследователь), при выполнении дипломной работы и ее защите проходит (или, по крайней мере, должен пройти) основные этапы, в которые входит выбор темы и постановка проблемы, сбор библиографии и изучение литературы по проблеме, формулировка гипотез и формирование выборки, подбор методик и проведение пилотажного и основного исследований, математическая обработка данных и анализ результатов, написание и оформление текста, подготовка выступления и выступление перед комиссией. Разберем более подробно этап, заключающийся в определении базы исследования и формировании выборки при написании дипломной работы. Опытный педагог и психолог Т.В. Бендас, давая советы студентам выпускникам, подчеркивает, что этапы не обязательно следуют хронологически друг за другом: ведь если вы задумали провести определенное исследование (скажем, в доме престарелых), а базу для него вы не смогли найти (этот дом закрылся или руководство не разрешило беспокоить своих пациентов), то, возможно, вам придется сменить тему. Поэтому постарайтесь сразу договориться с руководством, возможно, и с испытуемыми, об их согласии принять участие в исследовании. И приступайте к формированию выборки. Здесь часто у студентов возникают вопросы: Каково минимальное число испытуемых? Какой должна быть продолжительность одной встречи с испытуемыми? Что лучше: за один раз провести все методики с одним испытуемым или, напротив, исследовать всех испытуемых с помощью одной методики, затем с помощью другой и т.п.
Будем исходить из следующих принципов:
В любом случае - не жалеть себя ради науки и формировать выборку из достаточно большого числа испытуемых - трудоемкость исследования уже сама по себе может вызывать уважение. То же самое можно сказать о категории испытуемых, которых вы выбираете для исследования. Если идти по легкому пути, то самыми удобными являются школьники и студенты. Однако именно на них и проведена большая часть исследований. Ваша работа выиграет, если вы выберете для исследования редкие категории испытуемых: очень маленьких детей (до дошкольного возраста) или взрослых испытуемых периода зрелости или старости; лидеров с отрицательной направленностью, асоциальных подростков; женщин-домохозяек; беременных женщин; представителей сексуальных меньшинств; испытуемых с попытками суицида; представителей редких профессий и занятий, или представителей тех профессий, которых психологи еще широко не исследовали и т.п. Лучше всего беспокоить испытуемых как можно меньше, поэтому, если позволяет время проведения эксперимента (не более 2-х часов), лучше сделать это за один раз. Но и слишком долго ходить к испытуемому - значит, утомлять его. Поэтому лучше всего все методики провести за 1 раз с одним и тем же испытуемым, или разделить число встреч с ним на 2-3 сеанса. Дата публикации (обновления): 28 июля 2018 г. |
|