Определение базы исследования и формирование выборки при
написании дипломной работы
Студент-выпускник
(впрочем, как и любой другой научный исследователь), при выполнении дипломной
работы и ее защите проходит (или, по крайней мере, должен пройти) основные
этапы, в которые входит выбор темы и постановка проблемы, сбор библиографии и
изучение литературы по проблеме, формулировка гипотез и формирование выборки,
подбор методик и проведение пилотажного и основного исследований, математическая
обработка данных и анализ результатов, написание и оформление текста, подготовка
выступления и выступление перед комиссией. Разберем более подробно этап,
заключающийся в определении базы исследования и формировании выборки при
написании дипломной работы.
Опытный педагог и психолог Т.В. Бендас, давая советы студентам выпускникам,
подчеркивает, что этапы не обязательно следуют хронологически друг за другом:
ведь если вы задумали провести определенное исследование (скажем, в доме
престарелых), а базу для него вы не смогли найти (этот дом закрылся или
руководство не разрешило беспокоить своих пациентов), то, возможно, вам придется
сменить тему. Поэтому постарайтесь сразу договориться с руководством, возможно,
и с испытуемыми, об их согласии принять участие в исследовании. И приступайте к
формированию выборки.
Здесь часто у студентов возникают вопросы: Каково
минимальное число испытуемых? Какой должна быть продолжительность одной встречи
с испытуемыми? Что лучше: за один раз провести все методики с одним испытуемым
или, напротив, исследовать всех испытуемых с помощью одной методики, затем с
помощью другой и т.п.
«Меня всегда очень удивляет, пишет Т.В. Бендас, - что студенты стараются идти
по пути "наименьшего сопротивления" - т.е. стараются сэкономить свои усилия и
время. Это часто наносит вред исследованию, и данные получаются недостаточно
валидными и надежными. Строго говоря, не существует нормы, сколько именно
испытуемых достаточно для ВКР».
Будем исходить из следующих принципов:
-
целей, задач и гипотез исследования: если вы берете, к примеру,
гендерный аспект, то необходимо включить испытуемых обоего пола;
-
трудоемкости исследования: если вы используете множество методик, или их
применение связано с большими временными затратами, то число
испытуемых может быть меньшим, чем в случае, когда методик немного;
-
математической обработки данных;
-
минимального числа испытуемых равно 30 (чтобы можно было применять различные
средства математической обработки);
-
числа сравниваемых категорий испытуемых: к примеру, если ваш объект
исследования - группа, то даже если она состоит из большого числа
испытуемых, она не может быть в единственном числе - необходимо изучить
несколько групп! Или вы решили сравнить сельских и городских подростков,
мальчиков и девочек (включая, сравнение таких категорий, как сельские
и городские мальчики, городские и сельские девочки и т.п.) - в этом
примере содержатся 4 категории испытуемых, и число испытуемых в каждой
категории должно соответствовать минимальным требованиям (т.е. 30*4= 120);
-
кратности 10. Строго говоря, это не обязательный принцип, однако, поскольку
мы живем в так называемой "десятичной культуре" (когда числа,
заканчивающиеся нулем, производят более благоприятное
впечатление как "круглые" цифры, чем любые другие: так, число испытуемых,
равное 100, не вызывает вопросов, в отличие от числа 99, которое надо
объяснять - почему не 100?);
-
пропорциональности выборки. В отличие от социологических исследований, в
психологических принято использовать выборку с равными частями различных
категорий испытуемых: мальчиков и девочек; школьников и студентов;
руководителей и подчиненных; имеющих детей и не имеющих, высоко и низко
агрессивных и т.п. Правда, возможны исключения из этого правила (однако, они
должны быть специально объяснены - в тексте и на защите ВКР): скажем, число
мальчиков было ограниченным, поэтому вы взяли их всех, а девочек - в 2 раза
больше; или у вас была специальная процедура отбора испытуемых, поэтому в
исследовании у вас оказалось 15 лидеров-юношей и 12 лидеров-девушек.
В любом случае - не жалеть себя ради науки и формировать выборку из
достаточно большого числа испытуемых - трудоемкость исследования уже сама по
себе может вызывать уважение.
То же самое можно сказать о категории испытуемых, которых вы выбираете для
исследования. Если идти по легкому пути, то самыми удобными являются школьники и
студенты. Однако именно на них и проведена большая часть исследований. Ваша
работа выиграет, если вы выберете для исследования редкие категории испытуемых:
очень маленьких детей (до дошкольного возраста) или взрослых испытуемых периода
зрелости или старости; лидеров с отрицательной направленностью, асоциальных
подростков; женщин-домохозяек; беременных женщин; представителей сексуальных
меньшинств; испытуемых с попытками суицида; представителей редких профессий и
занятий, или представителей тех профессий, которых психологи еще широко не
исследовали и т.п.
Лучше всего беспокоить испытуемых как можно меньше, поэтому, если позволяет
время проведения эксперимента (не более 2-х часов), лучше сделать это за один
раз. Но и слишком долго ходить к испытуемому - значит, утомлять его. Поэтому
лучше всего все методики провести за 1 раз с одним и тем же испытуемым, или
разделить число встреч с ним на 2-3 сеанса.
Дата публикации
(обновления):
28 июля 2018 г.
|