Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

Принципы распределения и переключения внимания

переключение вниманияПрименяя основные принципы распределения и переключения внимания, выполним горизонтальный полет, и проследим за фактическими действиями летчика по распределению и переключению внимания в реальном полете.

Набрав заданную высоту, летчик устанавливает необходимые курс и скорость полета. Чтобы выдержать режим горизонтального полета, пилот внимательно следит по авиагоризонту за отсутствием крена и выдерживает угол тангажа, отвечающий выбранной скорости полета. Крен отсутствует. Точка силуэта самолета авиагоризонта удерживается против соответствующей отметки угла тангажа.

Летчик переводит взгляд на вариометр. Он показывает снижение со скоростью 5 м/с. Это произошло потому, что по тангажу не обеспечивается выдерживание горизонтального полета с достаточной точностью. Чтобы проверить, как изменились параметры режима полета из-за снижения самолета, летчик переводит взгляд на высотомер. Заданная высота уменьшилась на 30 м. Но за время, пока летчик наблюдал за вариометром и высотомером http://www.npmavia.ru/nomenklatura.php, мог появиться крен. Он снова переводит взгляд на авиагоризонт для того чтобы убедится, что крен отсутствует.

Теперь нужно исправить возникшее отклонение от режима полета по высоте. Для этого летчик переводит самолет в набор высоты и по показаниям вариометра устанавливает величину вертикальной скорости 3 - 4 м/с. Затем летчик снова смотрит на авиагоризонт (убеждается, что при исправлении одной ошибки он не допустил другой) и сразу же переводит взгляд на высотомер, чтобы вовремя прекратить набор высоты. Для этого по мере приближения высоты к заданной он переводит взгляд с вариометра на высотомер, постепенно уменьшая величину вертикальной скорости с таким расчетом, чтобы к моменту восстановления заданной высоты стрелка вариометра стояла на нулевой отметке.

Но устраняя ошибку в высоте, летчик отвлекся от наблюдения за авиагоризонтом. Переключив теперь внимание на него, летчик обнаруживает появление левого крена в 5 градусов и коротким отклонением ручки устраняет его, а затем, переведя взгляд на компас, обнаруживает, что курс уменьшился на 2 градуса. Для его исправления летчик переключает внимание на авиагоризонт и создает незначительный крен вправо. Пока исправляется курс, переводится взгляд на стрелку вариометра, которая опять начала отклоняться вниз от нулевой отметки. Незначительным отклонением ручки на себя летчик парирует его отклонение и затем снова переносит взгляд на компас.

Заданный курс восстановлен, и летчик немедленно устраняет созданный ранее крен. Теперь параметры режима заданные и, чтобы сохранить их, летчик более внимательно следит за показаниями приборов пилотирования. Заметив, что для удержания стрелки вариометра на нулевой отметке нужно прилагать к ручке небольшое тянущее усилие, летчик снимает последнее триммером, что сразу облегчает выдерживание высоты полета.

Внимательно следя за авиагоризонтом и вариометром, летчик больше не допускает отклонения их показаний от исходных, предотвращает малейшее стремление отойти от заданных значений. Установив режим полета и убедившись, что самолет устойчиво выдерживает его, летчик проверяет показания приборов контроля работы двигателя и самолетных электронных систем http://www.npmavia.ru/tth/jelektronnye-sistemy-spisok.php. Чтобы снова не нарушился режим полета, летчик стремительно переводит взгляд с приборов пилотирования на приборы контроля работы двигателя, считывает его показания и опять переключает внимание на авиагоризонт и вариометр. Затем переводит взгляд на следующий прибор.

Проверив работу двигателя и систем, летчик сосредоточивает внимание на показаниях приборов выдерживания режима, не допуская длительного и значительного отклонения их значений от исходных. Время от времени переключает внимание на приборы контроля режима, чтобы убедиться в точном его выдерживании.

Надо всегда иметь в виду, что выдерживать режим легче, чем исправлять допущенные ошибки. Но и в этом случае, все действия по распределению и переключению внимания в процессе восстановления режима полета должны быть строго подчинены основному принципу - переключать внимание на приборы контроля в зависимости от показаний приборов пилотирования.

Дата публикации (обновления): 13 октября 2022 г.



© Жизнь после травмы спинного мозга