|
3.2.1. Создание психологического фона для двигательной самореабилитацииТравма позвоночника и спинного мозга является разрушительной как для физического состояния, так и для психики больного. Часто последствия травмы парализуют не только мышцы, но и волю человека. И тогда, можно провести месяцы и годы, почти бездействуя, ведя практически растительный образ жизни. Поэтому, фундаментом, на котором строится процесс самореабилитации в домашних условиях, на всех ее этапах, является психологическое состояние, психологическая готовность к тяжелому и продолжительному труду. В связи с этим, выделены следующие частные задачи:
Для решения поставленных задач использовались следующие средства и методы:
Ретроспективный анализРетроспективный анализ проводился под контролем врача психиатра-психотерапевта и использовался для выявления, осознания и анализа психологических проблем возникших вследствие полученной травмы. Естественно, такая мощная стрессовая ситуация как травма спинного мозга с последующей инвалидизацией приводит к серьезным изменениям в психоэмоциональной сфере. Являясь составной частью сложных систем взаимодействий человека с окружающим миром, психоэмоциональное состояние становится источником не только прогрессирующих и обостряющихся психологических проблем, но и соматических нарушений. Современная наука все больше внимания уделяет изучению психосоматической патологии, выявляя ее причинно-следственные связи. Известно, что одним из древнейших механизмов регуляции поведения являются эмоции, а ведущим источником возникновения эмоциональных реакций — информация. Поступая через органы чувств, она первоначально проходит через древние механизмы адаптации — лимбико-ретикулярную систему мозга, ее составную часть — гипоталамус, вызывая в случае угрозы вегетосоматические и энергетические защитно-автоматические акты (Гарбузов В.И., 1999). Гарбузов В.И. также утверждает, что эмоции глубинно связаны с теми или иными органами и системами, питаясь их энергопотенциалом, находясь в зависимости от их состояния и в то же время, воздействуя на них. Постоянное возвращение одной и той же отрицательной эмоции как бы бьет в одно и то же место, в один и тот же орган, методично разрушая его. Так подавленные гнев, ярость, раздражение вызывают патологию сердца, печени, желчного пузыря, повышение АД. Подавленная агрессивность приводит к глубокой дезорганизации защитных сил организма. Страх вызывает патологию почек, ведет к иммунодепрессии. Огулов А. (1994) в своих исследованиях ссылается на опыт Боткина С.П., который, говоря о клинике дискинезий желчных путей и хронического холецистита, указывал на факты возникновения «эмоциональной желтухи», вследствие психической травмы людей. При нашей патологии образуется замкнутый круг, где травма спинного мозга и сопутствующие явления гипокинезии приводят к патологическим изменениям во всем организме, а также к нарушениям в психоэмоциональной сфере, которые в свою очередь вызывают различные соматические отклонения препятствующие истинному восстановлению утраченных двигательных функций. Обиды, страхи, раздражение, неприятие, осуждение, ненависть — это только некоторые проблемы, которые могут появляться или выявляться в процессе ретроспективного анализа, но которые, на наш взгляд, могут стать серьезным тормозом, а иногда и препятствием к восстановлению. Ретроспективный анализ проводился в форме воспоминаний по следующей схеме: Было выделено три периода травматической болезни спинного мозга (острый - до полугода; подострый - до года и отдаленный - до настоящего времени). Каждый из них, включал в себя 6 пунктов, и далее был подробно описан каждый вспомнившийся эпизод:
После анализа написанного были определены наиболее острые психологические проблемы, которые впоследствии решались как с помощью психотерапевта, так и в результате самостоятельного их осознания. Неоднократное возвращение к ретроспективному анализу способствовало выявлению, казалось совсем забытых событий, но которые до сих пор оказывают негативное влияние на восприятие и отношение к жизни. Перестройка стереотиповВ процессе самореабилитации нами было замечено, что годы, проведенные в неподвижности, привели к выработке устойчивых «больных» стереотипов. На один из таких стереотипов указывает Качесов В.А. (1999), а именно на идентификацию больным себя и коляски как единого целого. Дальнейшее исследование данного вопроса позволило нам определить и классифицировать целый ряд патологических стереотипов развившихся под влиянием травматической болезни спинного мозга шейного отдела позвоночника, и предложить пути их трансформации. В данном случае глубокой деформации подверглись стереотипы поведения, отношений, восприятия самим себя и окружающими, двигательные стереотипы. Как показал опыт, двигательная самореабилитация проходила менее эффективно без трансформации патологических, «больных» стереотипов приобретенных за годы неподвижности в более «здоровые», адекватные. Для трансформации, в качестве отправной точки использовались следующие лежащие на поверхности «больные» стереотипы, препятствующие процессу самореабилитации:
Для замещения патологических стереотипов использовались и используются до сих пор следующие приемы:
Формирование мыслеобразов движенийНеподвижность, которая является следствием травмы спинного мозга, отрицательно воздействует не только на состояние нервно- мышечной системы человека, но и разрушает двигательные стереотипы, сформировавшиеся в течение жизни, а со временем утрачивается и мышечная память. На наш взгляд, это является серьезной проблемой, и служит препятствием процессу самореабилитации. Эта проблема не так актуальна в условиях стационара или реабилитационного центра, так как методист, перед выполнением больным задания, объясняет его и показывает, тем самым, способствуя формированию у больного нового двигательного стереотипа. Многочисленные повторения -восстанавливают мышечную память. В условиях самореабилитации, больной не имеет возможности получать квалифицированные советы методиста, и зачастую теряется, не зная с чего начать работу. Так как старые двигательные стереотипы утеряны, а новые не сформированы, при тренировке возникают проблемы с выполнением, как отдельных движений, так и целых упражнений. Для того чтобы помочь больному сориентироваться в многообразном мире движений в домашней обстановке, нами разработан сценарий видеофильма, который называется: «Формирование мыслеобразов движений для лиц со спинномозговой травмой». Видеофильм впервые предложен как средство восстановления двигательных стереотипов и мышечной памяти. Научной основой метода формирования мыслеобразов движений явились исследования З.М. Атаева (1959) доказавшего эффективность выполнения воображаемых движений. Для более доступного понимания, предполагается параллельное включение мультипликации и компьютерной графики всех мышечных групп, с которыми приходиться работать больному. Показ должен сопровождаться текстом, составленным с помощью психотерапевтических методик. Задачи текста: способствовать формированию правильного, «объемного» образа движений, нести в себе положительный эмоциональный заряд, вызывающий желание заниматься физической реабилитацией. Видеофильм состоит из трех частей. А. Вступление, содержит в себе краткое, доступное изложение основ анатомии и физиологии нервно-мышечной системы. Краткий рассказ о воздействии мыслеобразов и физических упражнений на работу нервно-мышечной системы, а так же на работу внутренних органов и систем человека, делая акцент на их мощное положительное влияние, особенно на нервную систему. Целью вступления является, не только повышение общеобразовательного уровня больного, но и формирование его образа себя, как человека здорового и сильного, который самостоятельно с использованием физических упражнений может помочь себе в восстановлении. Б. Основную часть составляет детальное обучение основным простейшим движениям, таким как: сгибание-разгибание, отведение-приведение, выполняемые руками, ногами и туловищем. Обучение движению строится по схеме: а) Создание образа здоровой мышечной группы (показ ее на модели), с которой предполагается вести работу, рассказ о ее расположении, функциях, особенностях. б) Формирование мысленного образа движения, формированиеобраза здоровой мышечной группы. в) Просмотр правильного исполнения движения. г) Мысленное воспроизведение больным правильного движения. д) Активное воспроизведение движения. е) Расслабление, или методы регулирующие нагрузку, такие как: самомассаж, дыхательная гимнастика, упражнения на растягивание мышц. В. Третья часть фильма содержит в себе рассказ и показ более сложных двигательных навыков, таких как: переход из исходного положения, лежа на спине в положение сидя. Особенностью данного метода является одновременное воздействие на все репрезентативные системы человека во время обучения его движениям, что на наш взгляд способствует формированию правильных, долговременных двигательных стереотипов Работа с психотерапевтомНа протяжении всего процесса самореабилитации, больной сталкивается с большим количеством разнообразных проблем. Потеря независимости, а в случае травмы шейного отдела спинного мозга, полная утрата самостоятельности, изменение социального статуса, трагедии в личной жизни и связанные с этими ситуациями тяжелые психические переживания - все это может явиться причиной замедления или полной остановки процессов восстановлен ия. Испытывая глубокий психоэмоциональный стресс человек часто не в состоянии не только самостоятельно, но и с помощью близких справиться с имеющимися проблемами. В таких случаях эффективна психотерапевтическая помощь. Так как самореабилитация проходит в домашних условиях, то и работа с психотерапевтом проводится в индивидуальном порядке. В нашем случае психотерапия проводилась дважды. В 1997 году, в течение 2-х месяцев проведено 5 сеансов рациональной психотерапии. Целью психотерапии было разрешение резко обострившегося внутрисемейного конфликта. В 1999 году, в течение 3-х месяцев проводилась психокоррекция с применением метода гештальт-терапии. Гештальт-терапия была направлена на: формирование системообразующего начала личности; решение внутрисемейных проблем. Похожие материалы:
Дата публикации: 27 июля 2015 . |
|