|
Дыхательная гимнастикаУ больных с повреждением спинного мозга шейного отдела позвоночника дыхательная гимнастика занимает одно из ведущих мест на начальных этапах реабилитации в щадящем и тонизирующем режимах, а также является значительной частью восстановительного и тренирующего режимов. Физиологическое действие дыхательных упражнений распространяется как на улучшение функции внешнего дыхания, так и на функциональное состояние центральной нервной системы - понижая процессы возбуждения. Круглый М.М, (1958) считает, что статические и динамические дыхательные упражнения способствуют восстановлению проводящей функции спинного мозга и формированию рубцовой ткани. За время проведенное в неподвижности организм адаптировался к гиподинамии и практически не испытывал дыхательной недостаточности. С началом активных занятий, увеличилась потребность в кислороде, однако, слабость дыхательной мускулатуры и маленькая жизненная емкость легких не обеспечивали адекватной вентиляции легких и соответственно снабжения кислородом тканей, что явилось причиной возникновения бронхоспазмов. В результате, значительно затруднялся процесс восстановления. Бронхоспазмы возникали и в том случае, когда организм не был готов к поступлению большого количества кислорода. Это в свою очередь наглядно демонстрирует справедливость замечания В.М. Мошкова, который утверждает, что любое воздействие на дыхательную систему должно начинаться с легкой физической нагрузки подготавливающей организм к повышенному потреблению кислорода и сопровождаться адекватной нагрузкой на протяжении всей работы. При активизации функции дыхательной системы решались следующие частные задачи: 1) Увеличение подвижности грудной клетки. 2) Активизация всех дыхательных мышц. 3) Увеличение жизненной емкости легких. 4) Устранение застойных явлений. Для решения этих задач выполнялись следующие дыхательные упражнения: A. Для улучшения вентиляции верхних отделов легкихНапример: И.П. - сидя в коляске, руки на поясе. Отвести локти назад — вдох, вернуться в и.п. — выдох. Исходное положение, сидя или стоя, руки на поясе освобождает плечевой пояс от тяжести рук и способствует увеличению подвижности грудной клетки в ее верхней апертуре. Б. Для улучшения вентиляции нижних отделов легкихИспользовались упражнения с подниманием рук до горизонтали и выше. Например: И. П. - сидя в коляске. Поднимание рук через стороны вверх — вдох, возвращение в и. п. — выдох. B. Для углубления дыханияТренировка с углублением дыхания осуществлялась постепенно. Первое время выполнялись такие упражнения: а) после глубокого вдоха выдох через тонкую трубочку в воду; б) произношение на выдохе гласных и согласных звуков (продолжительность выдоха сначала составляла 5 -7 секунд, и в течение 10 дней была доведена до 20 секунд). Через 30 дней добавилисьупражнения с форсированным выдохом, а именно — надувание резиновых шаров.
Г. Для санации бронхолегочных путейВо избежание застоя мокроты М.Д. Дидур (1999) указывает на необходимость научиться кашлять. При кашле потоком воздуха выносится содержимое бронхов к трахее, а надавливание на грудную клетку синхронно с кашлевыми толчками, способствует ускорению тока мокроты из бронхов. Кроме того, при кашле наблюдается рефлекторное сокращение мышц грудной клетки, что также способствует усилению и углублению дыхания. Д. Для разработки реберного дыханияПоскольку больные с травмами спинного мозга шейного отдела позвоночника выживают за счет диафрагмального дыхания, при разработке реберного дыхания необходимо исключить экскурсии диафрагмы. Этому содействуют такие исходные положения, как лежа на животе с упором на предплечья, и сидя с наклоном туловища. При этом живот лежит на бедрах. Также для исключения экскурсий диафрагмы во время выполнения физических упражнений использовался широкий 10 - 15 см. пояс, который одевался на 30-40 минут. Е. Для увеличения подвижности грудной клеткиЧтобы увеличить подвижность грудной клетки использовались упражнения на растягивание дыхательных мышц. Для более краткого описания упражнений введены условные обозначения А - больной, В - помощник. Например: а) А — лежит на животе, заложив руки за голову или вытянув их вперед. В — держит А за локти, и пружинящими движениями, приподнимает его туловище вверх. б) А — сидит или лежит, руки согнуты в локтях и отведены в стороны. В — держа А за локти пружинящими движениями отводит их назад. Упражнения следует выполнять в спокойном темпе, без рывков по 4 - 6 повторений за занятие. После этих упражнений могут появиться болезненные ощущения в межреберьях. Но по мере увеличения подвижности грудной клетки интенсивность и длительность этих ощущений уменьшается. Ж. Дренажная гимнастикаВключала следующие позиционные упражнения: 1. Для дренажа верхней доли легкого: а) И.п. — лежа на боку, на валике. 2. Для дренажа средней доли легкого: а) И.п. — лежа на спине. Валик под плечи, голова запрокинута, ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах. б) И.п. — лежа на спине с приподнятыми на 30-40 сантиметров ногами. 3. Для дренажа нижней доли легкого: а) И.п. — лежа на животе с валиком под живот. б) И.п. — лежа на животе поперек кровати, свесившись головой и грудью вниз со свободно свисающими руками. Дренажная гимнастика выполнялась по 15-20 минут практически на каждом занятии. См.: Создание физиологического фона для двигательной самореабилитации Похожие материалы:
Дата публикации: 27 июля 2015 . |
|