Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

Методы исследования

Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы исследования:

  • теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы;

  • изучение опыта работы реабилитологов по теме исследования;

  • анкетный опрос больных;

  • педагогическое наблюдение за процессом физической реабилитации;

  • антропометрические измерения;

  • медико-биологические

  • биохимические методы исследования

  • педагогическое тестирование;

  • педагогический эксперимент;

  • психофизиологическое тестирование;

  • методы математической статистики.

Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы

Анализ литературных источников имел целью изучение теоретикометодических вопросов, которые определялись задачами исследования и получения объективного представления о состоянии вопроса, связанного с проблемой восстановления трудоспособности больного с травматической болезнью спинного мозга.

Изучение опыта работы реабилитологов

Были опрошены представители медицинского персонала 2 больницы, 1 санаторно-курортного учреждения. Всего в опросе приняли участие 16 человек, 12 врачей, 4 инструктора ЛФК. Изучение опыта практической деятельности реабилитологов, инструкторов ЛФК показало, что в настоящее время процесс физической реабилитации не решает проблему восстановления больных трудоспособного возраста к профессиональной и социальной жизнедеятельности.

Анкетный опрос больных

Для выяснения особенностей ведения периода двигательной самореабилитации проводился анкетный опрос больных, который включал в себя следующие вопросы: какие процедуры получал больной, находясь в стационаре, их количество; были ли отклонения от нормального течения болезни. Выяснялись также дата получения травмы, сроки постельного режима.

Наиболее важные темы бесед (приложение), которые вызывают у больных наибольший интерес: Основы методики самостоятельных занятий лечебной гимнастикой [60], Основы выполнения самомассажа [17,33]. По мнению экспертов (приложение), в лекционный и методический курсы наиболее целесообразно внедрять методы: объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные), репродуктивные, проблемного изложения.

Результаты этих исследований использовались для разработки методики двигательной самореабилитации больных с травматической болезнь спинного мозга.

Педагогические наблюдения

Педагогические наблюдения осуществлялись на всех этапах процесса реабилитации. Объектом наблюдения была целесообразность применения форм, методов, средств физической культуры. При этом проводился учет и анализ субъективных ощущений больного: самочувствие, сон, аппетит, желание выполнять физическую нагрузку, наличие болевых опущений в месте травмы и дискомфорта при выполнении обычных движений, чувствительности поврежденной конечности.

Антропометрические измерения

Проводились по общепринятой методике с целью определения уровня физического развития по периодам исследования. Оценивались: масса тела, окружности голени, плеча и бедра, динамометрия кисти.

Окружность голени, бедра и плеча (правого и левого) измерялись с целью изучения величины мышечных атрофий.

При измерении голени (правой и левой) сантиметровая лента накладывалась в месте наибольшего ее развития.

При измерении окружности бедра (правого и левого) сантиметровая лента накладывалась сзади под ягодичной складкой.

При измерении окружности плеча (правого и левого) сантиметровая лента накладывалась сзади на средней части плеча.

Динамометрия (сила мышц кисти). Используется для характеристики динамики изменения силы пораженной верхней конечности и опорной функции парализованной нижней конечности.

Измерение силы правой и левой кисти производится ручным динамометром в положении стоя с выпрямленной и поднятой в сторону рукой. Не разрешается делать резких движений, сходить с места, сгибать и опускать руку. Выполняется по две попытки, сначала левой, затем правой рукой, регистрируется лучший результат. Динамометрия помогает больному самому следить за увеличением силы пораженной верхней конечности.

Травмы позвоночника с повреждением спинного мозга сопровождаются глубокой психологической травмой. Рассматриваемые тесты помогают больному самостоятельно следить за нарастанием силы кисти и улучшением опорной функции конечностей, стимулирующие тем самым интерес к улучшению результатов. Кроме этого напольные весы могут быть использованы в процессе тренировки, давая возможность строго дозировать нагрузку.

Определения такого важного показателя как резервов легких, отражающего функциональные показатели возможности системы дыхания. При поражении верхнегрудного отдела спинного мозга наблюдается нарушение иннервации дыхательной мускулатуры (межреберных мышц и диафрагмы) и изменение биомеханики дыхательного акта, что негативно отражается на функции внешнего дыхания.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) измерялась с целью определения такого важного показателя как резерв легких, отражающего функциональные возможности системы дыхания. Этот показатель в процессе длительной гиподинамии имеет тенденцию быстро снижаться. Для определения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) применялся сухой спирометр.

Медико-биологическое обследование

Оно предусматривало:

  • изучение амбулаторных карт больных;

  • Исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ССС).

  • оценка уровня физического здоровья.

На основании изучения амбулаторных карт пациентов и рекомендаций лечащего врача осуществлялся выбор форм, методов и средств для реализации физической реабилитации больных с учетом их индивидуальных особенностей, мотивации, интереса к занятиям. Целесообразность этих форм, методов и средств проверялась в констатирующем эксперименте.

Исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ССС). Исследование ритма частоты сердечных сокращений осуществляли паль- паторно в покое, в исходных положениях стоя, лежа и после нагрузки в исходном положении стоя за 6 с. Измерение систолического артериального давление (АДс) и диастолического артериального давление (АДд) проводили в состоянии относительного мышечного покоя по общепринятой методике.

Ввиду ограниченности двигательных возможностей больных, значительного количества противопоказаний на первых этапах реабилитации при выполнении двигательных действий в исследовании было актуально применение безнагрузочных тестов, позволяющих оценить состояния сердечно-сосудистой системы.

Коэффициент экономичности кровообращения (КЭК). Показателем деятельности ССС является КЭК, характеризующий минутный объем крови. Он определяется по формуле:

КЭК = АД пульсовое х ЧСС

Величина КЭК в норме равна 2600. При утомлении значение КЭК увеличивается.

Коэффициент выносливости (КВ). Этот показатель деятельности ССС определяется на основе анализа ЧСС, систолического и диастолического давления. Оценка КВ по формуле Кваси:

КВ = (ЧСС х 10) / (АД пульсовое)

КВ в норме равен 16. Его увеличение указывает на ослабление деятельности ССС, а уменьшение - на усиление деятельности ССС.

Показатель двойного произведения (ПДП). Оценивает функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и определяется по формуле:

ПДП=ЧССхАДс/100

Оценка результатов ПДП: 75 и менее - выше среднего, 76 - 89-среднее, 90 и выше - ниже среднего.

Перечисленные показатели измерялись в первой половине дня, в интервале с 10 до 13 часов.

Биохимические методы исследования

Для определения производительности кровообращения определялась кислородная емкость крови (определение емкости крови). Для определения состояния мочевыводящих путей и наличия мочекаменной болезни проводилась исследование мочи.

Педагогическое тестирование

Использовалось для оценки уровня восстановления поврежденных отделов позвоночника, силы мышц, координационных способностей, работоспособности парализованных конечностей. При выборе тестов для оценки уровня восстановления жизненно важных функций организма и способности выполнять движение в поврежденных конечностях, необходимых для выполнения бытового самообслуживания и своих профессиональных обязанностей. При выборе тестов мы руководствовались сходством этих тестов с типичными выполняемыми больным движениями в трудовой и бытовой деятельности.

Проводились следующие двигательные тесты: удержание на время определенной статической позы, измерение длины шага, ходьба на 500 метров с незначительными спусками и подъемами, выполнение ловли и броска мячика поврежденной конечностью, прохождение по прямой линии длиной 10 м и шириной 15 см.

Двигательные тесты являются эффективным способом контроля над ходом реабилитационного процесса и динамикой изменения функционального состояния.

Удержание статической позы. Используется для определения силы мышц спины, необходимой для предотвращения у больного повторения травмы, появления осложнений вследствие полученной травмы.

Тест выполняется в залах. Испытуемый получает задание - как можно дольше удерживать туловище и голову, или ноги, в определенном положении. Результатом теста являлось время успешного выполнения задания от его начала до окончания. Попытка не засчитывалась и повторялась, если испытуемый нарушал условия теста сразу после команды.

Измерение длины шага. Используется для определения амплитуды движения в суставах во время выполнения двигательного акта.

Испытуемый находится у линии старта, по команде инструктора он делает шаг левой ногой вперед. Измеряется расстояние от большого пальца правой ноги до большого пальца левой ноги. Тоже самое выполняется правой ногой.

Ходьба на 500 метров с незначительными спусками и подъемами. Используется для определения общей выносливости организма.

Испытуемый получает задание пройти шагом 500 метров. Перед началом и после окончания теста у больного измеряется частота сердечных сокращений и частота дыхания, также учитывается время прохождения дистанции. Тест прекращается при появлении видимых симптомов утомления.

Выполнение ловли и броска мячика поврежденной конечностью. Используется для определения координационных способностей верхней конечности больного.

Инструктор с расстояния 3 метров бросает больному мячик, задача больного - поймать мячик парализованной рукой и бросить его той же рукой в руки инструктору. Выполняется 10 бросков. Оценка: 1 балл, если больной смог поймать мяч и бросить его точно обратно (за каждый выполненный цикл действий), 0,5 балла - не смог точно бросить его обратно.

Прохождение по прямой линии. Используется для определения координационных способностей парализованной нижней конечности больного.

Задача больного - пройти по прямой линии, не выходя за границы обозначенной прямой (ширина 15 см, длина 10 м). Если больной вступает ногой за обозначенные рамки, то ему присуждается по одному штрафному баллу за шаг, сделанный вне обозначенной прямой.

Психофизиологические методы исследования.

Компьютерная программа «тест Люшера» ((C) Las! [1992, 2001] Andrei Lastochkin (Moscow, Russia) www. aha.ru /~laslas@aha.ru [Portion (C) Kostyushov G.V.[1992]) использовалась с целью определения психофизиологического состояния больного.

Методика Ч.Д. Спилбергера в модификации Ю.Л. Ханина [ ] применялась для определения психологического состояния больных с травматической болезнью спинного мозга. По этой методике исследовали уровень тревожности:

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

РТ =21- 22+35

где 21 — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; 22 — сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5,8, 10, 11, 15, 16, 19, 20).

ЛТ = 21- 22+35

21 где — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; 22 — сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 — низкая тревожность; 31—45 — умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность.

Итоговый показатель рассматривался как уровень развития соответствующего вида тревожности испытуемого: 3,5-4 балла - очень высокая тревожность; 3,0-3,4 балла - высокая тревожность; 2,0-2,9 балла - средняя тревожность; 1,5-1,9 балла - низкая тревожность; 0,0-1,4 балла - очень низкая тревожность.

Для определения уровня физического здоровья и уровня знаний применялись компьютерные программы. При входе в программу нужно ввести исходные данные, измеряемые в состоянии покоя (рис. 2).

Используемый автоматизированный информационно-диагностический комплекс оценки состояния здоровья включает следующие компьютерные программы: автоматизированный диагностический комплекс (АДК) оценки состояния здоровья студентов («VALEO» - разработчики Р.Т. Раевский, Г.А. Ямалетдинова); автоматизированный компьютерный тест контроля уровня знаний «TEST» - разработчик Г.А. Ямалетдинова.

АДК «VALEO» позволяет провести диагностику и самодиагностику уровня физического состояния. Выбор осуществляется через предлагаемое меню.

Выявление уровня физического состояния больного осуществляется по таким тестам, как адаптационный потенциал системы кровоснабжения по Р.М. Баевскому, безнагрузочный тест Е.А. Пироговой (рис. 2). Каждая методика требует измерения определенных показателей физического развития, функциональной подготовленности и др., которые автоматически обрабатываются по заданным алгоритмам.

Рис. 2. Выбор методики тестирования по программе UFS

Полученные результаты оформляются в таблицу, которую можно распечатать. Также эти показатели сохраняются в дневнике самоконтроля.

Педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий)

Осуществлялся в естественных условиях (в домашних условиях). Метод педагогического эксперимента использовался для отбора рациональных форм, методов и средств реабилитации и опытной проверки структуры и содержания методики обучения двигательной самореабилитации при травмах позвоночника в грудном и поясничном отделах с повреждением спинного мозга после выписки из стационара, разработанной для больных трудоспособного и пенсионного возраста.

Методы математической статистики

Статистическая обработка собранных данных осуществлялась на основе общепринятых положений математической статистики В.Ю. Урбах [103], B. Bendjamin, C. Reep [71], R.E. Machol [72].

Для обработки полученной информации применялись: вычисление средней арифметической величины (М), разности величин (М1-М2), темп изменений ДМ, %, которая вычислялась по формуле:

М= (М1- М2) х100- М (t).

Математическая статистика проводилась параметрическим парным двух выборочным t-тестом Стьюдента. Статистические расчеты были выполнены с использованием прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft Excel 2007-2010.

Штоколок В.С. Методика обучения двигательной самореабилитации...

Назад | Оглавление | Вперед

Дата публикации (обновления): 07 декабря 2016 г. 21:22

.



Жизнь после травмы
спинного мозга