|
Основные положения и принципы методики обучения двигательной самореабилитации больных после выписки из лечебного заведенияЛюбой процесс обучения имеет строгую структуру построения и последовательность реализации его компонентов. В научно-методической литературе методика двигательной самореабилитации больных с травматической болезнью спинного мозга представлена как совокупность форм, методов и средств физической культуры, отражающая соответствие целей [60, 82]. По мнению В.С. Безруковой [1994, с. 35] организацию образовательного процесса необходимо представлять в виде «логической цепочки» или алгоритма: Цель —> принципы —> содержание —> методы —> средства —> формы Использование системного подхода в нашем исследовании явилось исходной методологической базой, позволяющей целенаправленно и последовательно изучить, научно осмыслить методику обучения двигательной самореаби- литации больных при травмах позвоночника в грудном и поясничном отделах с поражением спинного мозга в домашних условиях. Методику двигательной самореабилитация больных при травмах позвоночника с повреждением спинного мозга после выписки из стационара мы рассматриваем как специальную систему средств физической культуры, методов, методических приемов обучения двигательным действиям на основе персонального тренинга, отражающая соответствие целей, процесса и результата обучения, что в совокупности обеспечивает восстановление нарушенных функций организма больного и его социализацию через участие в соревнованиях среди инвалидов. Травмы позвоночника в грудном и поясничном отделах с поражением спинного мозга приводят к двигательным, чувствительным, трофическим, тазовым расстройствам[57, 90]. Главной целью всей реабилитации больных с травмой позвоночника является его вертикализация и восстановление навыка ходьбы. При травмах спинного мозга одним из ведущих осложнений, препятствующим осуществлению вертика- лизации больного, является развитие параличей или парезов конечностей. В данном исследовании мы рассматривали разработку структуры и содержания методики двигательной самореабилитации больных с периферическим параличом нижних конечностей. Структура разработанной методики включает комплексы физических упражнений на развитие функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, силовых и координационных способностей, на формирование правильной осанки и др.; самомассаж, гидропроцедуры с использованием методов непосредственной наглядности, словесных (взаиморазъяснения, словесной оценки, инструктирования) и практических (показ выполнения физических упражнений, массажных приемов). К особенностям методики двигательной самореабилитации больных при травмах позвоночника относятся: этапы самореабилитации, опирающиеся на организацию тренировочного процесса (восстановительный-постстационарный, переходный, тренировочный), общепедагогические принципы, а также принцип построения силовой тренировки с отягощениями для лиц с низким уровнем физической подготовленности, алгоритм выполнения физических упражнений разной направленности в сочетании с самомассажем и гидропроцедурами. С цели начинается отбор компонентов и соединение их в единое целое. Цель - предвидение инструктором-методистом и обучающимся (больным) результатов их взаимодействия в форме обобщенных мыслительных образований, в соответствии с которыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты процесса обучения. Эти мыслительные образования направлены на восстановление нарушенных функций организма больного и его социализацию через физкультурно-спортивную деятельность. Однако полноценная двигательная самореабилитация больных может осуществляться только после выписки из лечебного учреждения, и это связанно с тем, что травмы позвоночника с повреждением спинного мозга характеризуются тяжелыми последствиями, кроме этого, в случае оперативного вмешательства для устранения последствий повреждения позвоночника и спинного мозга может резко замедлиться процесс двигательной самореабилитации. Такая особенность накладывает определенную специфику на учебно-тренировочный процесс. Алгоритм функционирования двигательной самореабилитации включает три взаимосвязанных периода - восстановительный (постстационарный), переходный, тренировочный. Каждый период имеет конкретную цель и разделяется на 2 этапа (табл.2). Руководящими положениями, регулирующими деятельность в процессе обучения больных, охватывающими все стороны процесса обучения двигательной самореабилитации, являются общие и специфические принципы. Их соблюдение - важнейшее условие эффективности процесса обучения на всех этапах двигательной самореабилитации больных. Все принципы отражают отдельные стороны и закономерности одного и того же тренировочного и воспитательного процесса. Поэтому считаем целесообразным при соблюдении общепедагогических принципов всесторонности, системности, возрастающих нагрузок, повторности и постоянности, наглядности, акцентировать внимание на следующих специфических принт типах: Принцип возможности (доступности) самостоятельного выполнения физических упражнений с минимальной помощью со стороны близких. Рассматриваемый принцип требует, чтобы объем изучаемого и методы его изучения соответствовали уровню физического развития, физической и теоретикометодической подготовленности больного, его возможностям самостоятельно усвоить и реализовать предлагаемые двигательные действия. Принцип раннего начала проведения двигательной самореабилитации. Раннее включение в лечебный процесс реабилитационных мероприятий, адекватных психофизическому состоянию больного, во многом обеспечивает более благоприятное течение и исход заболевания, служит одним из моментов профилактики инвалидности (вторичная профилактика). Период применение этого принципа зависит от состояния больного и типа патологии [91]. Принцип комплексности и максимальной двигательной активности в течение дня, который предполагает рациональное распределение комплексов физических упражнений разной направленности на решение задач реабилитации, использования всех доступных и необходимых реабилитационных мероприятий. Индивидуализация программы двигательной самореабилитации. В процессе двигательной самореабилитации больных после выписки из стационара необходимо учитывать индивидуальные особенности больного (возраст, пол, состояние здоровья) и особенности травмы, потому что в большинстве случаев тяжесть травмы различается количеством повреждений позвоночника и их степенью повреждения спинного мозга. В ходе реализации двигательной самореабилитации важно учитывать возрастные изменения, происходящие в организме испытуемого. И как следствие у больных пожилого возраста чаще встречаются такие заболевания как остеопороз, гипертония и т.д., что в значительной мере усложняет проведения восстановительных мероприятий. Этапность двигательной самореабилитации. Переход от этапа к этапу осуществляется по мере восстановления утраченных функций, от активных и пассивных физических упражнений лечебной гимнастики к целенаправленным силовым физическим упражнениям с эспандерами и на блоках. Принцип контроля и самоконтроля обеспечивает получение информации о качественном состоянии самообразования и ее эффективности. Принцип является ведущим в формировании самореабилитации больных в процессе двигательной активности, так как установка на познавательную деятельность выступает в качестве управляющего механизма на разрешения проблем для самостоятельного изучения и сферой оптимального применения приобретенных знаний, умений, навыков. К особенностям данного принципа в сфере оздоровительной и адаптивной физической культуре относится постоянный самоконтроль за соответствием нагрузки и тренированности больного, очередное увеличение меры тренирующих воздействий после заметного снижения функциональных сдвигов в организме в ответ на задаваемую нагрузку. Самое важное - это обучить больного системе самоконтроля для самостоятельного управления нагрузкой во время тренировочных занятий. Таблица 2. Алгоритм реализации двигательной самореабилитации больны с травмами позвоночника с повреждением спинного мозга после выписки из стационара
Эффективность применяемой методики двигательной самореабилитации больных обеспечивается выбором средств физической культуры, в частности: целенаправленные физические упражнения (дыхательные и силовые упражнения; упражнения на формирование и закрепление навыка правильной осанки, координацию движений парализованных конечностей и др.), из которых формируются комплексы физических упражнений. Комплексы выполняются в лечебной гимнастике в сочетании с самомассажем, специальным питанием и физиопроцедурами по определенному алгоритму. Весь комплекс упражнений делится на части и выполняется в течение дня. В экспериментальной работе использовались следующие методы обучения и методические приемы:
Формы организации занятий: индивидуальные - лечебная гимнастика в процессе на основе персонального тренинга «onetoone» (рис. 3) параграф 3,3 под руководством инструктора-методиста или самостоятельно, коллективные - участие в соревнованиях среди инвалидов. На основе подхода предложенного М.Я. Виленским и С.Ю. Альковой [25] нами был создан о комплекс условий, обеспечивающий повышение эффективности разработанной методики двигательной самореабилитации больных в домашних условиях. К ним мы относим организационно-педагогические, методические и информационные условия. Организационно-педагогические условия эффективности двигательной самореабилитации. Переход от реабилитации под руководством инструктора и лечащего врача к самореабилитации требует от больного осознания и овладения теоретическими знаниями и методическими умениями для реализации этого процесса. Здесь больной выступает не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом тренировочного процесса. Этим, в конечном счете, определяется эффективность самостоятельной реабилитации в домашних условиях. Ведущим условием в двигательной самореабилитации является активизация мотивации больного к участию в занятиях. Под мотивацией понимается физиологический механизм, побуждающий к определенному действию. Кроме этого, необходимо замотивировать больного и его близких к тренировочным занятиям с использованием средств физической культуры на примере результатов, достигнутых при самостоятельных занятиях другими больными, имеющими такие же травмы позвоночника; достижения специалистами в реабилитации больных с травмами позвоночника с повреждением спинного мозга. В процессе двигательной самореабилитации больных невозможно достичь максимального результата от применяемых реабилитационных мероприятии без организации рационального здорового стиля жизни испытуемого. По мнению ряда авторов М.Я. Виленского [25] Макеевой В.С. [78], здоровый стиль жизни - индивидуализированный вариант здорового образа жизни, включающий в себя мировоззренческий, поведенческий и деятельностный аспекты. Поэтому в программе двигательной самореабилитации важно обратить внимание на организацию и обучение к выполнению следующих правил:
Соблюдение индивидуальных правил здорового стиля жизни требует от больного, в первую очередь, ответственности за своё здоровье. Важным педагогическим условием является построение тренировочного занятия и соблюдение следующих основных положений:
Обязательными условиями успешности двигательной самореабилитации является проведение вводных теоретических занятий с целью ознакомления с влиянием физических упражнений на организм испытуемого, возможными реакциями организма на нагрузку, особенностями выполнения физических упражнений, методикой проведения простых тестов оценивания физического состояния, правилами заполнения дневника самоконтроля и т.д. Перед началом каждого этапа необходимо провести методическое занятие, задачей которого является ознакомление с методическими особенностями выполнения комплексов физических упражнений и конкретного двигательного действия. Основными методическими условиями обеспечения эффективности тренировочного процесса выступают:
Одними из актуальных информационных условий современного обучения двигательной самореабилитации являются разработанные нами мультимедийные программы, представляющие демонстрационный материал, который предназначен для овладения умениями правильно выполнять самомассаж, целенаправленные упражнения и рационально планировать физическую нагрузку, проводить функциональную диагностику, проектировать индивидуальный стиль жизни и его самокоррекцию. Программы включают:
Предложенная методика двигательной самореабилитации предполагает не только восстановление утраченных функций на основе проектирования личностной программы, но и возвращение испытуемого в социальную среду через подготовку и участие в силовых видах спорта в связи с тем, что тренировочное занятие с отягощением является логическим продолжением реабилитации лиц с травмами позвоночника [96,98,120]. Назад | Оглавление | Вперед Дата публикации (обновления): 20 апреля 2016 г. 15:04 . |
|