Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

Основные положения и принципы методики обучения двигательной самореабилитации больных после выписки из лечебного заведения

Любой процесс обучения имеет строгую структуру построения и последовательность реализации его компонентов. В научно-методической литературе методика двигательной самореабилитации больных с травматической болезнью спинного мозга представлена как совокупность форм, методов и средств физической культуры, отражающая соответствие целей [60, 82].

По мнению В.С. Безруковой [1994, с. 35] организацию образовательного процесса необходимо представлять в виде «логической цепочки» или алгоритма:

Цель —> принципы —> содержание —> методы —> средства —> формы

Использование системного подхода в нашем исследовании явилось исходной методологической базой, позволяющей целенаправленно и последовательно изучить, научно осмыслить методику обучения двигательной самореаби- литации больных при травмах позвоночника в грудном и поясничном отделах с поражением спинного мозга в домашних условиях.

Методику двигательной самореабилитация больных при травмах позвоночника с повреждением спинного мозга после выписки из стационара мы рассматриваем как специальную систему средств физической культуры, методов, методических приемов обучения двигательным действиям на основе персонального тренинга, отражающая соответствие целей, процесса и результата обучения, что в совокупности обеспечивает восстановление нарушенных функций организма больного и его социализацию через участие в соревнованиях среди инвалидов.

Травмы позвоночника в грудном и поясничном отделах с поражением спинного мозга приводят к двигательным, чувствительным, трофическим, тазовым расстройствам[57, 90].

Главной целью всей реабилитации больных с травмой позвоночника является его вертикализация и восстановление навыка ходьбы. При травмах спинного мозга одним из ведущих осложнений, препятствующим осуществлению вертика- лизации больного, является развитие параличей или парезов конечностей.

В данном исследовании мы рассматривали разработку структуры и содержания методики двигательной самореабилитации больных с периферическим параличом нижних конечностей.

Структура разработанной методики включает комплексы физических упражнений на развитие функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, силовых и координационных способностей, на формирование правильной осанки и др.; самомассаж, гидропроцедуры с использованием методов непосредственной наглядности, словесных (взаиморазъяснения, словесной оценки, инструктирования) и практических (показ выполнения физических упражнений, массажных приемов).

К особенностям методики двигательной самореабилитации больных при травмах позвоночника относятся: этапы самореабилитации, опирающиеся на организацию тренировочного процесса (восстановительный-постстационарный, переходный, тренировочный), общепедагогические принципы, а также принцип построения силовой тренировки с отягощениями для лиц с низким уровнем физической подготовленности, алгоритм выполнения физических упражнений разной направленности в сочетании с самомассажем и гидропроцедурами.

С цели начинается отбор компонентов и соединение их в единое целое.

Цель - предвидение инструктором-методистом и обучающимся (больным) результатов их взаимодействия в форме обобщенных мыслительных образований, в соответствии с которыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты процесса обучения. Эти мыслительные образования направлены на восстановление нарушенных функций организма больного и его социализацию через физкультурно-спортивную деятельность.

Однако полноценная двигательная самореабилитация больных может осуществляться только после выписки из лечебного учреждения, и это связанно с тем, что травмы позвоночника с повреждением спинного мозга характеризуются тяжелыми последствиями, кроме этого, в случае оперативного вмешательства для устранения последствий повреждения позвоночника и спинного мозга может резко замедлиться процесс двигательной самореабилитации. Такая особенность накладывает определенную специфику на учебно-тренировочный процесс.

Алгоритм функционирования двигательной самореабилитации включает три взаимосвязанных периода - восстановительный (постстационарный), переходный, тренировочный. Каждый период имеет конкретную цель и разделяется на 2 этапа (табл.2).

Руководящими положениями, регулирующими деятельность в процессе обучения больных, охватывающими все стороны процесса обучения двигательной самореабилитации, являются общие и специфические принципы. Их соблюдение - важнейшее условие эффективности процесса обучения на всех этапах двигательной самореабилитации больных. Все принципы отражают отдельные стороны и закономерности одного и того же тренировочного и воспитательного процесса. Поэтому считаем целесообразным при соблюдении общепедагогических принципов всесторонности, системности, возрастающих нагрузок, повторности и постоянности, наглядности, акцентировать внимание на следующих специфических принт типах:

Принцип возможности (доступности) самостоятельного выполнения физических упражнений с минимальной помощью со стороны близких. Рассматриваемый принцип требует, чтобы объем изучаемого и методы его изучения соответствовали уровню физического развития, физической и теоретикометодической подготовленности больного, его возможностям самостоятельно усвоить и реализовать предлагаемые двигательные действия.

Принцип раннего начала проведения двигательной самореабилитации. Раннее включение в лечебный процесс реабилитационных мероприятий, адекватных психофизическому состоянию больного, во многом обеспечивает более благоприятное течение и исход заболевания, служит одним из моментов профилактики инвалидности (вторичная профилактика). Период применение этого принципа зависит от состояния больного и типа патологии [91].

Принцип комплексности и максимальной двигательной активности в течение дня, который предполагает рациональное распределение комплексов физических упражнений разной направленности на решение задач реабилитации, использования всех доступных и необходимых реабилитационных мероприятий.

Индивидуализация программы двигательной самореабилитации. В процессе двигательной самореабилитации больных после выписки из стационара необходимо учитывать индивидуальные особенности больного (возраст, пол, состояние здоровья) и особенности травмы, потому что в большинстве случаев тяжесть травмы различается количеством повреждений позвоночника и их степенью повреждения спинного мозга. В ходе реализации двигательной самореабилитации важно учитывать возрастные изменения, происходящие в организме испытуемого. И как следствие у больных пожилого возраста чаще встречаются такие заболевания как остеопороз, гипертония и т.д., что в значительной мере усложняет проведения восстановительных мероприятий.

Этапность двигательной самореабилитации. Переход от этапа к этапу осуществляется по мере восстановления утраченных функций, от активных и пассивных физических упражнений лечебной гимнастики к целенаправленным силовым физическим упражнениям с эспандерами и на блоках.

Принцип контроля и самоконтроля обеспечивает получение информации о качественном состоянии самообразования и ее эффективности. Принцип является ведущим в формировании самореабилитации больных в процессе двигательной активности, так как установка на познавательную деятельность выступает в качестве управляющего механизма на разрешения проблем для самостоятельного

изучения и сферой оптимального применения приобретенных знаний, умений, навыков.

К особенностям данного принципа в сфере оздоровительной и адаптивной физической культуре относится постоянный самоконтроль за соответствием нагрузки и тренированности больного, очередное увеличение меры тренирующих воздействий после заметного снижения функциональных сдвигов в организме в ответ на задаваемую нагрузку. Самое важное - это обучить больного системе самоконтроля для самостоятельного управления нагрузкой во время тренировочных занятий.

Таблица 2. Алгоритм реализации двигательной самореабилитации больны с травмами позвоночника с повреждением спинного мозга после выписки из стационара

Эффективность применяемой методики двигательной самореабилитации больных обеспечивается выбором средств физической культуры, в частности: целенаправленные физические упражнения (дыхательные и силовые упражнения; упражнения на формирование и закрепление навыка правильной осанки, координацию движений парализованных конечностей и др.), из которых формируются комплексы физических упражнений. Комплексы выполняются в лечебной гимнастике в сочетании с самомассажем, специальным питанием и физиопроцедурами по определенному алгоритму. Весь комплекс упражнений делится на части и выполняется в течение дня.

В экспериментальной работе использовались следующие методы обучения и методические приемы:

  • по характеру познавательной деятельности - информационнорецептивные, репродуктивные, проблемного изложения [И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин];

  • методы спортивной тренировки - метод регламентированного упражнения (расчлененно-конструктивный и целостно-конструктивный методы, включающие в себя подводящие и имитационные упражнения), контрольный (тестирование физических качеств), соревновательный;

  • методические приемы: распределение нагрузки на различные мышечные группы в течение дня; выполнение физических упражнений в исходных положениях облегчающих движение конечностей; самостоятельное выполнение пассивных упражнений; использование различных приспособлений, уменьшающих вес и трение парализованных конечностей; включение в комплексы лечебной гимнастики, выполнение отдельного комплекса дыхательных упражнений с целью улучшения функций дыхания, кровообращения, а также для паузы и снижения нагрузки во время занятия; применение физиопроцедур и самомассажа для повышения эффективности освоения движений разной сложности в занятиях лечебной гимнастики.

Формы организации занятий: индивидуальные - лечебная гимнастика в процессе на основе персонального тренинга «onetoone» (рис. 3) параграф 3,3 под руководством инструктора-методиста или самостоятельно, коллективные - участие в соревнованиях среди инвалидов.

На основе подхода предложенного М.Я. Виленским и С.Ю. Альковой [25] нами был создан о комплекс условий, обеспечивающий повышение эффективности разработанной методики двигательной самореабилитации больных в домашних условиях. К ним мы относим организационно-педагогические, методические и информационные условия.

Организационно-педагогические условия эффективности двигательной самореабилитации. Переход от реабилитации под руководством инструктора и лечащего врача к самореабилитации требует от больного осознания и овладения теоретическими знаниями и методическими умениями для реализации этого процесса. Здесь больной выступает не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом тренировочного процесса. Этим, в конечном счете, определяется эффективность самостоятельной реабилитации в домашних условиях.

Ведущим условием в двигательной самореабилитации является активизация мотивации больного к участию в занятиях. Под мотивацией понимается физиологический механизм, побуждающий к определенному действию. Кроме этого, необходимо замотивировать больного и его близких к тренировочным занятиям с использованием средств физической культуры на примере результатов, достигнутых при самостоятельных занятиях другими больными, имеющими такие же травмы позвоночника; достижения специалистами в реабилитации больных с травмами позвоночника с повреждением спинного мозга.

В процессе двигательной самореабилитации больных невозможно достичь максимального результата от применяемых реабилитационных мероприятии без организации рационального здорового стиля жизни испытуемого. По мнению ряда авторов М.Я. Виленского [25] Макеевой В.С. [78], здоровый стиль жизни - индивидуализированный вариант здорового образа жизни, включающий в себя мировоззренческий, поведенческий и деятельностный аспекты. Поэтому в программе двигательной самореабилитации важно обратить внимание на организацию и обучение к выполнению следующих правил:

  • режим сна и бодрствования больного: ложиться не позднее 23-24 часов и вставать не позднее 7 часов утра, дневной сон не более 1 часа;

  • питьевой режим: необходимо употреблять не менее 2,5-3 литров воды в сутки для больного весом 70 кг;

  • сбалансированное питание включает мясные и молочные продукты, фрукты и овощи, содержащие кальций, фосфор, марганец, медь, калий и витамин С;

  • применение воздушных и солнечных ванн [60];

  • рациональный двигательный режим в соответствии с состоянием здоровья;

  • познавательная активность в области проблем восстановления у больных нарушенных функций организма и возвращение его в профессиональную и социальную жизнедеятельность.

Соблюдение индивидуальных правил здорового стиля жизни требует от больного, в первую очередь, ответственности за своё здоровье.

Важным педагогическим условием является построение тренировочного занятия и соблюдение следующих основных положений:

  • выполнение полноценной разминки перед занятием для обеспечения вра- батываемости и настройки организма на предстоящую работу, развитие физиологических и психических процессов, эффективного восстановления организма между отдельными сериями упражнений в процессе занятия;

  • выполнение индивидуально подобранных упражнений для заключительной части занятия (заминка) с целью постепенного выхода из значительных нагрузок после занятия;

  • контроль и самоконтроль.

Обязательными условиями успешности двигательной самореабилитации является проведение вводных теоретических занятий с целью ознакомления с влиянием физических упражнений на организм испытуемого, возможными реакциями организма на нагрузку, особенностями выполнения физических упражнений, методикой проведения простых тестов оценивания физического состояния, правилами заполнения дневника самоконтроля и т.д. Перед началом каждого этапа необходимо провести методическое занятие, задачей которого является ознакомление с методическими особенностями выполнения комплексов физических упражнений и конкретного двигательного действия.

Основными методическими условиями обеспечения эффективности тренировочного процесса выступают:

  • рациональное планирование тренировочного процесса с учетом этапа двигательной самореабилитации, условий практического занятия, функционального состояния больного, тяжести травмы, учета особенностей бытовых условий и т.п.

  • оптимальная организация тренировок, обеспечивающая рациональное соотношение различных средств физической культуры, направленности и характера тренировочных нагрузок и их динамическое развитие.

  • рациональное сочетание в тренировочном процессе общих и специальных средств восстановления.

  • увеличение двигательной активности испытуемого в течение дня путем рационального распределения нагрузки и применяемых средств физической культуры для скорейшего восстановления в кратчайшие сроки утраченных функций.

  • систематический педагогический, врачебный контроль и самоконтроль за функциональным состоянием, переносимостью тренировочных нагрузок и необходимая коррекция тренировочного процесса больных с учетом этих данных.

  • восстановление утраченных функций и сохранение здоровья играет ведущую роль в двигательной самореабилитации.

Одними из актуальных информационных условий современного обучения двигательной самореабилитации являются разработанные нами мультимедийные программы, представляющие демонстрационный материал, который предназначен для овладения умениями правильно выполнять самомассаж, целенаправленные упражнения и рационально планировать физическую нагрузку, проводить функциональную диагностику, проектировать индивидуальный стиль жизни и его самокоррекцию.

Программы включают:

  • компьютеризированный контроль уровня знаний, автоматизированный диагностический комплекс оценки состояния здоровья больного;

  • дневник физического здоровья;

  • комплексы физических упражнений на развитие функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, силовых и координационных способностей, на формирование правильной осанки и др.;

  • алгоритмы практических занятий;

  • информационно-организационную систему обратной связи.

Предложенная методика двигательной самореабилитации предполагает не только восстановление утраченных функций на основе проектирования личностной программы, но и возвращение испытуемого в социальную среду через подготовку и участие в силовых видах спорта в связи с тем, что тренировочное занятие с отягощением является логическим продолжением реабилитации лиц с травмами позвоночника [96,98,120].

Назад | Оглавление | Вперед

Дата публикации (обновления): 20 апреля 2016 г. 15:04

.



Жизнь после травмы
спинного мозга