Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

Программа двигательной самореабилитации больных после выписки из лечебного заведения

Двигательная самореабилитация должна быть настолько эффективной, чтобы обеспечить получение должного уровня физического развития, теоретикометодической, физической подготовленности больного. Для реализации поставленных задач исследования, занятия с больными проводились по разработанной нами программе обучения двигательной самореабилитации больных при травмах позвоночника в грудном и поясничном отделах с повреждением спинного мозга после выписки из лечебного учреждения на основе персонального тренинга (табл. 3.).

Таблица 3. Программа индивидуальных занятий по двигательной самореабилитации больных после выписки из лечебного учреждения

Рассматриваемая программа представлена как краткое изложение содержания обучения больного к предстоящим действиям самореабилитации в процессе индивидуальных теоретических, методических и практических занятий с учетом его силовых и координационных способностей парализованных нижних конечностей, степени развития групп мышц участвующих в вертикализации, объемом и интенсивностью физической нагрузки.

При составлении реабилитационной программы на основе персонального тренинга необходимо учитывать следующие индивидуальные особенности больного: возраст; тяжесть травмы позвоночника с повреждением спинного мозга; вторичные нарушения деятельности органов и систем организма вследствие травмы позвоночника с повреждением спинного мозга; его способность выполнять физические упражнения и приемы лечебного самомассажа; давность полученной травмы; уровень физической подготовленности.

Теоретические индивидуальные занятия с больным и его близкими проводятся на начальном этапе реализации программы двигательной самореабилита- ции, задачами которых является следующее:

  • Ознакомление с изменениями, происходящими в организме при травмах позвоночника с повреждением спинного мозга;

  • Использование методов контроля и самоконтроля в процессе проведения занятий по разработанной методике двигательной самореабилитации;

  • Организация здорового стиля жизни больного при травмах позвоночника с повреждением спинного мозга;

  • Возможные реакции организма на физическую нагрузку, особенности коррекции содержания занятий при ухудшении функционального состояния больного;

  • Правила ведения дневника самоконтроля;

Методические занятия проводятся после теоретических, задачами которых являются ознакомление с особенностями выполнения комплексов физических упражнений разной направленности в лечебной гимнастике, самомассажа, гидропроцедур, с специального питания.

Практические занятия реализуются после теоретических и методических занятий. Одно из главных значений имеет постановка цели в двигательной самореабилитации, которую больной желает добиться в процессе тренировочных занятий. Чаще всего он ставит перед собой цель «быстрее встать на ноги и начать ходить», но это не правильно, так как необходимо сначала подготовить организм к предстоящей вертикализации. Поэтому необходимо нормализовать работу всех систем и органов, развить, укрепить «мышечный корсет», восстановить силу мышц, координацию движений парализованных нижних конечностей и т.д. Далее больной приступает к выполнению реабилитационной программы, которая включает последовательное выполнение конкретных средств оздоровительной и адаптивной физической культуры.

Распределение двигательной нагрузки в течение недельного цикла планируется в следующих трех вариантах:

Первый вариант. При способности к перемещению без посторонней помощи, возможности выполнения самообслуживания применяется следующая организация занятий больных.

Занятия проводятся 3 раза в неделю. Лечебная гимнастика в сочетании с самомассажем и гидропроцедурами осуществляется по следующей последовательности: прогревание соответствующего сегмента позвоночника - массаж спины - прогревание парализованной конечности - выполнение массажа здоровой конечности - выполнение массажа парализованной конечности - выполнение лечебной гимнастики - комплекс физических упражнений, направленный на формирование и закрепление навыка правильной осанки - комплекс физических упражнений, направленный на восстановление координации движений, - комплекс физических упражнений, направленный на восстановление утраченных функций пораженной руки.

Направленность физических упражнений в процессе тренировочных занятий в течение недели распределяется следующим образом:

  • Понедельник - мышцы ног + мышцы пресса

  • Среда - мышцы рук

  • Пятница - мышцы спины

Применяемые физические упражнения в процессе двигательной самореаби- литации и их распределение в течение года для лиц трудоспособного возраста представлены в таблице 4.

Таблица 4. Тематическое планирование занятий больного с травмами позвоночника с повреждением спинного мозга трудоспособного возраста

Второй вариант последовательности выполнения комплексов физических упражнений лечебной гимнастики предназначен для организации занятий больного трудоспособного возраста, который имеет значительные ограничения в передвижении (использует инвалидную коляску). В данном случае занятия проводятся ежедневно. последовательность выполнения комплексов лечебной гимнастики в сочетании с самомассажем и гидропоцедурами включает:

  1. Самомассаж груди и живота;

  2. Дыхательные упражнения;

  3. Прогревание соответствующего сегмента позвоночника и верхних конечностей (при наличии вялого паралича верхних конечностей);

  4. Массаж спины и верхних конечностей;

  5. Выполнение активных физических упражнений для укрепления мышечного корсета и увеличения подвижности позвоночника;

  6. Дыхательные упражнения;

  7. Выполнение прогревания соответствующего сегмента позвоночника и нижних конечностей;

  8. Выполнение самомассажа спины;

  9. Выполнение самомассажа нижних конечностей;

  10. Выполнение пассивных упражнений (для сохранения эффекта после выполнения самомассажа и пассивных упражнений необходимо надеть на больного теплые шерстяные или хлопковые штаны и носки);

  11. Дыхательные упражнения.

Кроме вышеуказанных мероприятий необходимо в течение дня лежать на боку и животе.

Направленность физических упражнений в процессе занятий лечебной гимнастики в в течение года распределяется следующим образом (табл.5):

Третий вариант занятий больных пожилого возраста при периферическом параличе нижних конечностей предполагает выполнение физических упражнений лечебной гимнастики в комплексе с самомассажем и гидропроцедурами, который осуществляется по аналогичному алгоритму, что и при занятиях больных трудоспособного возраста в течение недельного цикла. Важным дополнением к выполнению комплексов физических упражнений и самомассажа является трудотерапия. Она на ранних этапах двигательной самореабилитации у лиц пожилого возраста имеет психологический характер [35].

Таблица 5. Тематическое планирование занятий больного трудоспособного возраста с ограничениями в передвижении

Продолжительность занятий трудотерапией возрастает от 2-3 до 10-15 минут, 2-3 раза в день. Не допускается значительное утомление при проведении трудотерапии [34]. Абсолютные противопоказания к трудотерапии - острое лихорадочное состояние[43].

Так же значительное место отводится физическим упражнениям с сопротивлением. Это связано с тем, что одним из серьезных последствий травмы позвоночника является развитие заболевания остеопороза.

Остеопороз - заболевание, при котором минеральная плотность костной ткани снижается, тем самым повышая риск переломов костей [86].

Уменьшение массы костной ткани является естественным процессом. Но этот процесс значительно ускоряется при снижении физической активности [86]. А при получении такой травмы как, травмы позвоночника в грудном и поясничном отделах позвоночника с повреждением спинного мозга, двигательная активность еще более снижается. В связи с этим следует рационально увеличивать движения, чтобы снизить развитие остеопороза. Применение силовых упражнений показано при остеопорозе. Физические упражнения с сопротивлением являются фундаментальной частью программы при лечении остеопороза [86].

Распределение нагрузки в течение года при занятиях больных пожилого возраста с периферическим параличом нижних конечностей после выписки из лечебного учреждения представлено в табл. 6

Таблица 6. Тематическое планирование занятий больного пожилого возраста с периферическим параличом нижних конечностей

Для эффективной реализации программы со стороны реабилитолога применяются методы: объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные), репродуктивный, проблемного изложения; приемы, формы организации обучения и взаимодействия, направленные на активизацию познавательной деятельности больного.

Таким образом, для оптимальной реализации программы обучения двигательной самореабилитации выбор рациональных средств адаптивной физической культуры, коррекция методики применения активных и пассивных физических упражнений в процессе лечебной гимнастики должны осуществляться с учетом стадий протекания основного и сопутствующих заболеваний, уровня функциональной, физической подготовленности и т.д. , что обеспечивает постепенный переход по мере восстановления утраченных функций к целенаправленным силовым физическим упражнениям с эспандерами и на блоках.

Штоколок В.С. Методика обучения двигательной самореабилитации...

Назад | Оглавление | Вперед

Дата публикации (обновления): 17 апреля 2016 г. 13:57

.



Жизнь после травмы
спинного мозга