|
Специфика эмоциональной коммуникации в семьях, воспитывающих ребенка с инвалидностьюВ отечественной и зарубежной литературе существует ряд исследований особенностей взаимоотношений в семьях, воспитывающих ребенка с инвалидизирующим заболеванием. Одним из важнейших аспектов адаптации после тяжелых физических травм и к другим инвалидизирующим заболеваниям является формирование конструктивных межличностных отношений между пациентом, получившим травму, и окружающими. Для подростков и молодых людей, получивших травму спинного мозга, характерен крайне узкий круг общения, ограниченный зачастую семьей. Существует зависимость от взрослых, потребность в помощи, поддержке, заботе. Отношения со значимым взрослым часто имеют симбиотический характер. Х. Дэвис (2011) отмечал влияние на процесс адаптации семьи к заболеванию ребенка нескольких факторов. Среди них качество партнерских отношений между родителями и наличие у них психологических проблем до заболевания ребенка. Так, открытость, искренность, поддержка, стабильность отношений повышало возможности родителей справиться с кризисной ситуацией, напряженные, дисгармоничные отношения в этот период еще более ухудшаются, хотя такие пары редко официально оформляют расторжение отношений. Неблагоприятным фактором является склонность родителя к депрессии, тревожности и другим симптомам эмоциональной дезадаптации. Интересно, что социо-экономические аспекты (пол ребенка, материальный достаток семьи, этническое происхождение) значимого влияния на адаптацию семьи к кризисной ситуации не оказывает. Среди прочих факторов, наиболее важным является отношение родителей к своему ребенку и его заболеванию. От характера отношений пациента и его родителей будет зависеть социализация ребенка. Важное значение имеет то, как родители воспринимают сложившуюся ситуацию. Состояние ребенка может считаться препятствием, которое искажает удовлетворение родительских потребностей. Т.к. уход за больным требует гораздо больше ресурсов, такие родители становятся избирательнее в общении, сужают круг знакомых, ограничивают контакты с родственниками. В некоторых случаях поведение родителей осуществляется по типу эмоционального отвержения, что сказывается и на отношении к ребенку вне семьи. В таких семьях не предоставляется достаточного пространства для активности и возможности нести ответственность, что способствует инфантильности, неуверенности в себе, несамостоятельности. Следствием дисфункциональных способов взаимодействия в таких семьях являются трудности, которые испытывает пациент в общении с другими людьми, в установлении близких отношений и при создании собственной семьи (Залобина, 2009). Выделяют несколько вариантов реакций родителей на болезнь ребенка. Так, В.В. Ткачева и И.Ю. Левченко (Ткачева, Левченко, 2008) указывают на три возможных типа поведения: импульсивно-инертный (стенический), гипостенический и смешанный. У родителей со смешанным типом реагирования наблюдается тенденция к высокой нормативности поведения и сдержанности в проявлении эмоций. При склонности к субъективным, внутренним переживаниям такие родители имеют высокую предрасположенность к психосоматическим заболеваниям. Проблемы не выносятся за пределы семьи, а собственные переживания не имеют внешнего выражения. Такие родители часто демонстрируют гиперопекающее поведение, при этом сами склонны занимать активную позицию в отношении лечения (поиск специалистов, самообучение). Гипостенический тип реагирования сопровождается повышением тревожности, появлением страхов и симптомов депрессии, мыслей о собственной некомпетентности и неспособности, непреодолимости ситуации, пассивным, подчиняющимся поведением во взаимодействии с пациентом. Бездеятельность оправдывается отсутствием внешней организации, прямых указаний со стороны специалистов: «А нам никто не говорил». Требования к ребенку практически отсутствуют, такие родители склонны занимать оберегающую позицию, довольствуясь, что ребенок научился что-то делать самостоятельно, а больше и ждать нечего. Родители гипостенического типа реагирования часто демонстрируют некомпетентность в воспитании за счет попустительства и пассивности, которые объективно ведут к нарушениям в поведении ребенка, что в свою очередь дает возможность родителям подтвердить представления о своей неуспешности. Проблемы ребенка катастрофизируются и, вследствие склонности таких родителей избегать сложных ситуаций, теряют какую-либо вероятность даже их частичного разрешения. Родители гиперстенического склада демонстрируют авторитарный тип поведения при общении с больным ребенком, предъявляя ему высокие требования, порой игнорируя реальные ограничения, вызванные болезнью. Им свойственно преодолевать проблемы ребенка и помогать ему, они испытывают стойкое желание найти выход из сложившейся ситуации и активно сопротивляются сложившимся обстоятельствам, находясь в постоянном поиске оптимального средства помощи и исцеления. Они склонны к вытеснению негативных переживаний, связанных с состоянием ребенка, что значительно повышает их продуктивность в поиске ресурсов. Обратная сторона состоит в несдержанности таких родителей в гневе и чувстве протеста, которое проявляется в склонности противопоставлять себя окружающей среде, не принявшей больного ребенка. Акатов Л.И., разрабатывая тему влияния болезни ребенка на поведение родителей, предложил систематику, основанную на типах отношения к ребенку и его дефекту.
Акатов Л.И. (2003), изучавший влияние хронической болезни ребенка на поведение родителей, считает, что в подростковый возраст особенно сложен для семьи, так как сопровождается возникновением проблем, связанных с сексуальностью, изоляцией от сверстников, будущим профессиональным самоопределением. Подросток переживает период амбивалентных отношений с семьей: с одной стороны, он стремится к независимости, а с другой - остается болезненное понимание зависимости от родителей. Отношения со сверстниками переживается всей семьей, т.к. является индикатором степени отчуждения или принятия, которые ощущает подросток (Акатов, 2003). Детско-родительские отношения независимо от возраста пациента продолжают сохранять характер опеки и покровительства. Взрослый «ребенок», с точки зрения родителей, по-прежнему требует контроля и заботы, за которыми нередко скрывается стремление решать за ребенка даже элементарные вопросы самообслуживания. Восприятие ребенка-инвалида как неспособного, слабого и вытекающая из этого сверхопека, создают порочный круг, усиливают беспомощность, препятствуя развитию навыков самостоятельности. Структура семьи с больным ребенком имеет следующий вид: активная, авторитарная мать, симбиотически привязанный к ней ребенок и отгороженный от них отец. Такое отстранение отца от психологической жизни ребенка может иметь под собой макросоциальные, традиционные корни, лежащие в представлении о распределении обязанностей в семье с больным ребенком, когда отец занимает позицию наблюдателя. Основными проблемами взаимоотношений в таких семьях являются сдержанность в проявлении переживаний, созависимость, жертвенность членов семьи, заниженный уровень требовательности (часто неадекватный реальным возможностям), авторитарность воспитания (Левченко, Ткачева, 2008J. Исследование стиля детско-родительских отношений, психоэмоционального фона семьи (Морозова, Шатская, 2009) показало, что в семьях, воспитывающих молодого человека с инвалидизирующим заболеванием, доминирующим стилем является «симбиоз» и «инвалидизация». Это, с одной стороны, оправдано объективным состоянием здоровья детей, однако, с другой стороны, выявляет тенденцию к слиянию и стремление еще более инфантилизировать ребенка, приписывая ему личную и социальную несостоятельность. Таким образом, исследования отмечают наличие дисфункциональных паттернов коммуникации в семьях пациентов с инвалидизирующим заболеванием. Наиболее распространенным и изученным является коммуникация по типу гиперопеки, ведущая к симбиотическим отношениям, которые ограничивают реальные возможности ребенка и способствуют социальной инвалидизации. Назад | Оглавление | Вперед Дата публикации (обновления): 15 июля 2017 г. . |
|