|
Психосоциальные факторы эмоциональной дезадаптации подростков и молодежи, перенесших спинальную травму
Суроегина Анастасия ЮрьевнаЦелью данного исследования является оценка выраженности эмоциональной дезадаптации подростков и молодежи на разных этапах реабилитации после спинальной травмы, а также комплексное изучение связанных с ней личностных, семейных и интерперсональных факторов. Теоретическая значимость и научная новизна. Получены важные для реабилитологии эмпирические данные, подтверждающие необходимость комплексного, включающего психологические аспекты, подхода к реабилитации пациентов с физической травмой, а также важность учета этапа реабилитации для выделения мишеней и разработки стратегий психологической помощи. Впервые проведено комплексное исследование эмоциональной дезадаптации у подростков и молодых людей со спинальной травмой с учетом степени и характера повреждения, периода восстановительного лечения, личностных, семейных, интерперсональных факторов. Впервые комплексно изучено психоэмоциональное состояние родителей пострадавших. Впервые проведено сравнительное исследование эмоциональной дезадаптации подростков и молодых людей, страдающих разными по форме и продолжительности инвалидизрующими заболеваниями, а также их родителей и продемонстрированы различия в их психоэмоциональном состоянии. Практическая значимость исследования. Разработан методический комплекс для оценки эмоциональной дезадаптации и связанных с ней факторов у подростков и молодых людей, а также их родителей, позволяющий отслеживать динамику на различных этапах реабилитации. Сформулированы дифференцированные мишени помощи детям и их родителям в зависимости от формы и давности инвалидизирующего заболевания ребенка. Результаты исследования могут быть использованы в практической работе с пациентами с тяжелой физической травмой, в консультировании и психотерапии самих пострадавщих и их семей. Суроегина Анастасия Юрьевна. Психосоциальные факторы эмоциональной дезадаптации подростков и молодежи, перенесших спинальную травму: дисс. ... канд. психолог. наук. М., 2015. 161 с. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1.Медицинские, социальные и психологические последствия спинальной травмы1.1.
Медико-социальные последствия спинальной травмы
1.2.2 Спинальная травма как острая психотравмирующая ситуация Глава 2. Факторы эмоциональной дезадаптации пациентов со спинальной травмой2.1 Динамика эмоционального состояния после спинальной травмы Глава 3. Влияние инвалидизирующего заболевания ребенка на психоэмоциональное состояние родителей и взаимоотношения в семье3.1
Личностные особенности и эмоциональная дезадаптация родителей подростков
и молодых людей с инвалидизирующим заболеванием Глава 4. Эмпирическое исследование эмоциональной дезадаптации подростков и молодежи на разных этапах реабилитации после спинальной травмы4.1
Организация исследования Глава 5. Эмпирическое исследование реакции родителей на инвалидизирующее заболевание ребенка5.1
Организация исследования
Обсуждение результатов ВведениеАктуальность исследованияПо данным федеральной службы государственной статистики в последнее десятилетие наблюдается рост числа подростков и молодых людей, получающих медицинскую помощь по причине физических травм. Юношеский возраст признается фактором риска для подобного рода травматизации, что связано с повышенным интересом молодых людей к экстремальным видам спорта и отдыха, высокой физической активностью в этом возрасте. Подростковый и юношеский возраст является также наиболее сложным периодом в становлении личности и ее идентичности (Божович, 1997; Обухова, 2005; Прихожан, 2007; Сапогова, 2001; Толстых, 2014; Харламенкова, 2007; Эриксон, 1996, 2000). Получение тяжелой физической травмы влечет за собой ряд последствий, затрагивающих различные сферы жизни пострадавшего. Среди соматических последствий можно отметить ограничение физических возможностей и дискомфортные физические ощущения, вызванные травмой, а также дефекты внешности. Нарушение эмоциональной сферы, депрессивные и тревожные расстройства, снижение самооценки, трудности межличностных отношений со сверстниками, а также дисгармонизация семейных отношений и усугубление семейных проблем представляют собой психологические последствия как для пережившего физическую травму, так и для его семьи (Ковалевский, Грузднева, 2010; Ковалевский, Урываев, 2006; Залобина, 2009; Попков и соавт., 2005, 2006). Педагогические и социальные последствия могут проявляться в симптомах школьной дезадаптации, снижении успеваемости вследствие нарушения когнитивных процессов, повышенной утомляемости, смене образовательного статуса вплоть до инвалидизации (Мосина, 2007; Шабалина, Морозова, Герсамия, 2010). Ситуации, сопряженные с травматизмом, характеризуются значительной нагрузкой на психику пострадавшего и могут приводить к стойким психическим нарушениям. По мнению исследователей (Брязгунов, 2008; Захаров, 1982; Тарабрина, 2001; Черепанова, 1997) получение тяжелой физической травмы может привести к формированию симптомов посттравматического стрессового расстройства, расстройств аффективной и поведенческой сферы у молодых людей и подростков. Значительную роль в развитии психических нарушений играет тяжесть травмы и наличие внешних, заметных окружающим последствий, длительное пребывание в стационаре, представление о своей болезни, как уродующей и лишающей жизненных перспектив, а также дисфункциональные семейные отношения. Инвалидизирующее заболевание, как правило, ведет к нарушению психического развития (Кузнецова, Харламенкова, 2008; Лебединский,1985; Иовчук, 2002; Обухова, 2002; Харламенкова, 2007). К особо тяжелым физическим травмам относятся спинальные травмы, так как они часто приводят к инвалидизации и снижению социальной активности вследствие ограничения возможностей передвижения, самообслуживания, общения и трудоспособности. Они связаны, также, с повышенным риском суицида (Hartkopf, 1988). От общего количества пострадавших от спинальных травм в популяции от 10% до 20% составляют подростки и молодежь. По данным исследований за последние 70 лет число спинальных травм увеличилось в 200 раз и продолжает расти (Леонтьев, 2003). Психологические последствия спинальной травмы для подростков и молодых людей остаются недостаточно изученными на сегодняшний день, имеются лишь отдельные работы, затрагивающие эту тематику (Akhtar, Kennedy, 2012; Knight, Petrie, Potts, 2008), а проблема совершенствования методов реабилитации стоит достаточно остро. Физическая травма ребенка, и тем более установление группы инвалидности, является травматичным событием для всей семьи и важным фактором психических нарушений у ее членов и разнообразных семейных дисфункций (Селигман, 2007; Эйдемиллер и соавт., 2008; Eiser,1990; Garrison, McQuiston,1989; Pless, Nolan, 1991). Подросток, получивший травму, оказывается в ситуации, когда его контакты резко ограничиваются близкими родственниками, поэтому отношение родителей и других членов семьи к болезни и вызванному ею дефекту (если он имеется) оказывает решающее влияние на процесс психологической реабилитации. В настоящее время происходит постепенный отказ от монопрофильной, сугубо медицинской модели реабилитации подростков и молодежи с тяжелыми физическими травмами и переход к полипрофессиональной модели, объединяющей специалистов разных областей, в том числе психологов (Подхватилин и соавт., 2009). По данным исследователей пациенты подросткового и юношеского возрастов являются особой группой, так как у них обнаруживается низкая мотивация к реабилитации, низкая реабилитационная активность, необоснованная уверенность в быстром восстановлении, склонность к созависимым отношениям и патологическим симбиозам с родственниками (Булюбаш и соавт., 2011). Исследования показывают, что выраженная неудовлетворенность жизнью у пациентов, получивших травму в подростковом и юношеском возрастах коррелирует с симптомами эмоциональной дезадаптации и низким качеством жизни во взрослом возрасте, т. е. является предиктором хронификации эмоциональных нарушений (Yuing, 2008). Бремя заботы о травмированных подростках и молодых людях, если они не состоят в браке, ложится на плечи родителей. От их реакций на инвалидизирующее состояние ребенка зависит как психоэмоциональное состояние детей, так и их социальная адаптация. Уже упоминалась распространенность спинальных травм в подростковом и юношеском возрастах, однако, на сегодняшний день имеются лишь единичные исследования психоэмоционального состояния и обуславливающих его факторов как у самих пострадавших, так и у их родителей, что определяет особую актуальность их комплексного изучения. Объект исследования: эмоциональная дезадаптация при тяжелой физической травме. Предмет исследования: эмоциональная дезадаптация и ее факторы у подростков и молодежи, перенесших спинальную травму. Целью данного исследования является оценка выраженности эмоциональной дезадаптации подростков и молодежи на разных этапах реабилитации после спинальной травмы, а также комплексное изучение связанных с ней личностных, семейных и интерперсональных факторов. Основные гипотезы исследования: 1. У подростков и молодых людей, перенесших спинальную травму, выражена эмоциональная дезадаптация в виде симптомов депрессии и тревоги. Существуют различия в степени эмоциональной дезадаптации у подростков и молодых людей, находящихся на разных этапах реабилитации после спинальной травмы. 2. Выраженность эмоциональной дезадаптации у подростков и молодых людей, перенесших спинальную травму, связана с негативными интерперсональными установками, дезадаптивными совладающими стратегиями и семейными дисфункциями. 3. Выраженность эмоциональной дезадаптации у родителей подростков и молодежи, перенесших спинальную травму, зависит от их восприятия болезни ребенка и свойственных им совладающих стратегий. 4. Внезапный характер спинальный травмы обусловливает более высокий уровень эмоционального неблагополучия как у самих пострадаваших, так и у их родителей в сравнении аналогичными показателями у подростков и молодежи, страдающих инвалидизрущим заболеванием с детства, и их родителей. Задачи исследования: 1. Провести аналитический обзор эмпирических исследований эмоциональной дезадаптации подростков и молодых людей, перенесших тяжелую физическую травму. 2. Оценить выраженность эмоциональной дезадаптации в виде симптомов депрессии и тревоги на разных этапах реабилитации у подростков и молодежи, перенесших тяжелую физическую травму. 3. Провести эмпирическое исследование факторов эмоциональной дезадаптации у подростков и молодых людей, находящихся на разных этапах реабилитации после спинальной травмы (включая семейные дисфункции, негативные интерперсональные установки, неадаптивные копинг-стратегии). 4. Провести эмпирическое исследование реакции родителей подростков и молодых людей, находящихся на разных этапах реабилитации после спинальной травмы (включая эмоциональное состояние, стиль семейных коммуникаций, отношение к болезни ребенка и стратегий совладания). 5. Провести сравнительное эмпирическое исследование выраженности эмоциональной дезадаптации и ее факторов у подростков и молодежи, находящихся на разных этапах реабилитации после спинальной травмы и их сверстников, страдающих инвалидизирующим заболеванием с детства. 6. Провести сравнительное эмпирическое исследование реакции на болезнь ребенка у родителей подростков и молодежи, находящихся на разных этапах реабилитации после спинальной травмы, и родителей их сверстников, страдающих инвалидизирующим заболеванием с детства (включая эмоциональное состояние, стиль семейных эмоциональных коммуникаций, отношение к болезни ребенка и совладающие стратегии). 7. Выделить мишени психологической помощи подросткам и молодежи, находящимся на разных этапах реабилитации после спинальной травмы, а также их родителям. Положения, выносимые на защиту 1. Эмоциональная дезадаптация характерна для значительной части подростков и молодых людей, перенесших спинальную травму. Динамика психоэмоционального состояния пациентов в ходе реабилитации характеризуется негативными тенденциями: усилением симптомов депрессии и тревоги, нарастанием страха отвержения и падением стремления к принятию со стороны других людей, что выливается в выраженный конфликт мотивов аффиляции на более поздних этапах реабилитации. 2. Эмоциональная дезадаптация подростков и молодежи, перенесших спинальную травму, не имеет прямой зависимости от степени тяжести травмы и от возраста пострадавшего, а тесно связана с комплексом личностных, семейных и интерперсональных факторов, а именно: с деструктивными совладающими стратегиями (отрицание и психическое избегание), семейными коммуникативными дисфункциями (родительская критика и сверхвключенность), а также со страхом отвержения со стороны окружающих. 3. Эмоциональное состояние родителей пациентов, перенесших тяжелую физическую травму, тесно связано с их восприятием болезни ребенка и характером совладающих стратегий. Динамика эмоционального состояния родителей характеризуется противоположными тенденциями по сравнению с динамикой пациентов. У них снижаются переживание беспомощности (в виде симптомов депрессии), а также повышается чувство контролирования ситуации при увеличении давности момента получения травмы ребенком. 4. Выраженность эмоциональной дезадаптации у подростков и молодых людей со спинальной травмой, носящей внезапный характер, выше, чем у их сверстников, страдающих хроническим инв алидизирующим заболеванием с детства (ДЦП). Последние отличаются также более выраженным стремлением к принятию со стороны других людей и менее выраженным конфликтом мотивов аффиляции. Родители пациентов со спинальной травмой демонстрируют повышенные показатели симптомов депрессии и тревоги в отличие от родителей пациентов с ДЦП, их также отличает меньшее чувство контроля над ситуацией и более деструктивные коммуникации с ребенком. Это задает дифференцированные мишени психологической работы с пациентами, страдающими разными формами инвалидизрующих заболеваний, и их семьями. В раздел Научные исследования Дата публикации (обновления): 24 июля 2017 г. 13:04 . |
|