Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

Исследовании психосоциальных факторов эмоциональной дезадаптации подростков и молодых людей со спинальной травмой

Заключение

В исследовании психосоциальных факторов эмоциональной дезадаптации подростков и молодых людей со спинальной травмой была подтверждена гипотеза о наличии эмоциональной дезадаптации в виде симптомов депрессии и тревоги у значительной части данного контингента, а также подтверждено предположение о существовании различий в степени эмоциональной дезадаптации у подростков и молодых людей, находящихся на разных этапах реабилитации после спинальной травмы. Были выявлены связи эмоциональной дезадаптации у подростков и молодых людей, перенесших спинальную травму, с негативными интерперсональными установками, дезадаптивными совладающими стратегиями и семейными дисфункциями. Была подтверждена гипотеза об отрицательном влиянии внезапного характера спинальный травмы на уровень эмоционального неблагополучия как у самих пострадавашихв отличие от подростков и молодежи страдающих инвалидизрущим заболеванием с детства, и их родителей.

Были выделены дифференцированные мишени психологической помощи подросткам и молодым людям со спинальной травмой: рост страха отвержения и уровня напряжения в интеперсональных отношениях, сверхвключеннность родителей, блокирующая собственную активность и стимулирующая состояние зависимости от посторонней помощи и чувства беспомощности, расширение репертуара совладающих стратегий. В работе с родителями мишенями помощи становятся неадаптативные совладающие стратегии, направленные на повышенную включенность в дела пациента, а также семейные коммуникативные дисфункции.

Перспективы дальнейших исследований в этой области определяются необходимостью развития организаций, направленных на интеграцию молодых инвалидов в общество, создание программ, в том числе групповых, психологической поддержки молодых инвалидов и членов их семей, включая формы помощи через интернет.

Выводы

Данные исследования свидетельствуют об утяжелении процесса психоэмоциональной и социальной дезадаптации у подростков и молодых людей с давностью травмы более 3 лет. На позднем этапе (больше трех лет после травмы) по сравнению с восстановительным (до трех лет после травмы) чаще наблюдаются симптомы тревоги и депрессии, снижается ожидание быть принятым окружающими, возрастает страх отвержения и суицидальная направленность. Рост мотива отвержения и падение стремления к принятию приводят к сближению значений соответствующих показателей, что свидетельствует об усилении конфликта мотивов аффиляции. Последнее может быть дополнительным фактором дистресса в связи с особой значимостью общения и интеграции в среду сверстников для подростков и молодых людей. Значимых различий подростков и молодых людей по выраженности эмоциональной дезадаптации не выявлено. Различий выраженности симптомов депрессии и тревоги в группах с разной степенью нарушения двигательной функции не выявлено. На восстановительном этапе подростки и молодые люди более склонны к использованию стратегий, направленных на психическое избегание и оттормаживание друших видов деятельности, не связанных с проблемой.

Тяжелое психоэмоциональное состояние детей и подростков, независимо от этапа реабилитации, связано с воспринимаемой ими склонностью родителей осуждать их за проявления агрессии или недовольства, критиковать за допущенные ошибки и постоянно контролировать их поведение, оказывать избыточную инструментальную поддержку. Эти дисфункциональные стратегии родительского поведения могут приводить к фиксации на беспомощности, высокой степени зависимости от окружающих и страху оказаться отвергнутым.

Подростки и молодые люди со спинальной травмой склонны к использованию стратегий совладающего поведения, направленных на психическое избегание и отрицание травмирующей ситуации. Стратегии использования юмора, психического избегания и отрицания способствуют снижению эмоциональной дезадаптации у подростков и молодых людей со спинальной травмой. Эмоциональная дезадаптация также связана с выраженным преобладанием одной из стратегий, т.е. с бедностью репертуара стратегий совладания.

Для родителей подростков и молодых людей, находящихся на восстановительном этапе, характерны более выраженные симптомы депрессии, чем для родителей пациентов, находящихся на позднем этапе. Тревога сохраняется умеренно выраженной независимо от давности травмы. Чтобы справиться с собственным состоянием беспомощности и тревоги, родители прибегают к поведению, ограничивающему собственную активность пациента, стараются быть максимально включенными в его дела, маскируют трудности и проблемы, создавая впечатление внешнего благополучия. Склонность к критике и сравнению с более успешными случаями, а также индуцирование недоверия к окружающим, напротив, связаны с ростом уровня родительской тревоги.

Подростки и молодые люди с диагнозом ДЦП, согласно результатам исследования, демонстрируют меньший уровень депрессии и тревоги по сравнению с пациентами той же возрастной группы после спинальной травмы. При этом для них характерены более высокие показатели обоих мотивов аффиляции по сравнению с пациентами, находящимися на восстановительном этапе реабилитации после спинальной травмы, при этом стремление к принятию явно преобладает над страхом отвержения. У больных со спинальной травмой отмечается падение стремления к принятию и рост мотива отвержения на позднем этапе, что приводит к сближению их значений и нарастанию конфликта мотивов. Для подростков и молодых людей с ДЦП более характерны совладающие стратегии фокусировки на негативных эмоциях и планирования поведения для преодоления проблемной ситуации.

У родителей подростков и молодых людей с ДЦП не выявлены симптомы эмоционального неблагополучия, в отличие от родителей пациентов со спинальной травмой, их показатели депрессии и тревоги не выходят за пределы нормы. Они, также, более откровенны в самоотчетах, охотнее идут на контакт с психологом и ищут помощи, демонстрируют более низкий уровень различных коммуникативных дисфункций.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости дифференцированной помощи подросткам и молодежи на разных этапах реабилитации после спинальной травмы. На восстановительном этапе особую важность приобретают кризисные интервенции для родителей и профилактика родительских дезадаптивных стратегий, поддерживающих беспомощность ребенка.

В работе с подростками и молодежью на первый план выступают также задачи поддержания мотива принятия, сохранения стремления к общению и снижения страха отвержения в целях предупреждения сужения социальной сети. Это, в свою очередь, служит задачам профилактики эмоциональной дезадаптации на поздних этапах. На позднем этапе особое значение приобретает разработка приемлемых перспектив будущего, профилактика конфликта мотивов аффиляции, сохранение социальной активности и социальной сети подростков и молодежи, перенесших спинальную травму.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости организации дифференцированной психологической помощи подросткам и молодым людям, страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата разного генеза, а также их родителям. Высокий уровень эмоциональной дезадаптации у родителей пациентов со спинальной травмой свидетельствует о необходимости кризисных интервенций, особенно на этапе адаптации к заболеванию. Стойкие семейные дисфункции, выявленные в обеих родительских группах, свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы со структурными и коммуникативными дисфункциями, которые могут негативно отражаться на успешности процесса реабилитации пациентов обеих групп. Еще одной важной мишенью работы является выработка конструктивных стратегий совладания и расширение их репертуара, как у детей, так и у родителей обеих групп. Работа с отношением родителей к болезни ребенка должна учитывать тяжесть болезни ребенка и ограничений, которое оно накладывает.

Назад | Оглавление | Вперед

Дата публикации (обновления): 24 июля 2017 г.

.



Жизнь после травмы
спинного мозга