|
Симптомы посттравматического стресса, основные травмирующие факторыСимптомы посттравматического стрессаСимптомы посттравматического стресса сильно варьируются в зависимости от стадии развития. Проявления посттравматического стресса в подростковом возрасте может включать в себя навязчивое повторение травмирующих событий, избегающее поведение, реакции испуга и оцепенения, диссоциативные симптомы, самоповреждающее поведение, злоупотредление наркотическими веществами, проявления гнева и агрессии. В картине посттравматического стресса у подростков наблюдается большее количество симптомов, характерных для взрослых, перенесших травматическое событие. Тогда как посттравматический стресс в детском возрасте развивается иначе, чем у взрослых, т.к. дети не всегда могут связать свои травматические проявления с фактом психической травмы (Тарабрина, 2001). Основные травмирующие факторыОсновными травмирующими факторами являются: непосредственная угроза здоровью и жизни ребенка и его близких, смерть близких, ситуации насилия, физические травмы и соматические заболевания (Брязгунов и соавт., 2008). Травмирующим обстоятельством является ощущение своей беспомощности, интенсивного страха и ужаса (Соловьева, 2003; Тарабрина, 2001; Трубицина, 2005). Исследователи выделяют три фактора, вносящих вклад в развитие посттравматического стресса в подростковом возрасте: тяжесть травмирующего события, наличие связанного с травмой ребенка психического дистресса у родителей и близость по времени к травматическому событию (Foy et al., 1996). Навязчивое воспроизведение травматической ситуации у детей может иметь форму игры, в которой прослеживается тема или аспект травмы, причем такие в таких играх не меняется сюжет, даже после многократных повторений, и проигрывание ситуации не влечет эмоционального облегчения (Черепанова, 1997). У подростков, переживших травму, наблюдается резкое ухудшение когнитивных процессов: снижается память, внимание, обучаемость. Снижается мотивация к учебной деятельности и другим занятиям. Наблюдается расстройство физиологической сферы: гипервозбуждение или астения, нарушения сна (инсомния, частые пробуждения), снижение аппетита, могут иметь место психосоматические проявления. Могут наблюдаться поведенческие нарушения в виде: аддиктивных, агрессивных, суицидальных форм поведения, недоверчивости, мнительности (Дозорцева, 2006). Аффективная сфера характеризуется пониженным настроением (депрессия, дисфория), пугающими сновидениями, связь которых с ситуацией травмы может быть не очевидна, регрессивные реакции, свойственные более младшему возрасту, излишняя привязанность к взрослым, сужается временная перспектива. Подросток может преуменьшать свои симптомы, чтобы не расстраивать родителей или избежать осуждения за травмирующее событие (Фоа и соавт., 2005). В подростковом возрасте особенно нарушается сфера межличностных контактов (Брязгунов и соавт., 2008), что проявляется в самоизоляции от окружающих, замкнутости, сложностях в отношениях со сверстниками. В успешности процесса адаптации у подростков исследователи отмечают роль прошлого опыта совладания с трудностями , типа совладающих стратегий и защитных механизмов (Банников, 2015; Харламенкова, 2008), социальной поддержки (родителей и сверстников) и эмоциональной реакции родителей на симптомы посстравматического стресса у ребенка (Cohen et al.,1996). Таким образом, основными психологическими теориями в формировании острых реакций на стресс с последующим возникновением ПТСР ведущие роли отдаются следующим факторам:
Дата публикации (обновления): 08 июля 2017 г. 13:19 . |
|