|
Мишени психологической помощи подросткам и молодым людям на различных этапах реабилитации после спинальной травмыПолученные данные свидетельствуют о необходимости дифференцированной помощи подросткам и молодежи на разных этапах реабилитации после спинальной травмы. На восстановительном этапе реабилитации особую важность приобретают интервенции, направленные на поддержание мотива стремления к принятию, что может выражаться в сохранении существующих связей и формировании новых. Важной мишенью становится стимуляция самостоятельности и ощущения контроля во всех доступных видах деятельности, снижение сверхвключенности, гиперопеки со стороны родителей, которые связаны с ростом ощущения беспомощности и депрессивных симптомов. Согласно данным регрессионного анализа, инструментальная поддержка, т.е. помощь в виде выполнения действий за пациента, связана с возрастанием тревожной и депрессивной симптоматики, что может объясняться усилением чувства беспомощности и сомнения в собственных силах. Эмоциональная поддержка, напротив, снижает выраженность депрессивных симптомов. Исходя из этого, поддержка и эмоциональное участие, принятие подростка или молодого человека способствует улучшению психоэмоционального состояния. Положительная связь эмоциональной дезадаптации и совладающей стратегии «оттормаживание других занятий» показывает, что крайне необходимо подкрепление активности пациента в различных жизненных сферах, расширение интересов, сохранение учебной и профессиональной активности. Ограничение активности только реабилитацонными мероприятиями, к которому стремятся подростки и молодые люди на восстановительном этапе после травмы, не способствует эмоциональному благополучию. На позднем этапе реабилитации, когда динамика восстановления замедляется и становятся более очевидными устойчивые последствия спинальной травмы, особое значение приобретает привлечение подростка и молодого человека к различным видам социальной и профессиональной деятельности и разработка приемлемых перспектив будущего для снижения состояний беспомощности, безнадежности и тревоги, которые индуцируются беспокойством родителей за будущее ребенка. Другой целью является профилактика роста страха отвержения, который наблюдается на этом этапе, а также конфликта мотивов аффиляции. Эти данные подтверждают, что на поздних этапах важнейшей задачей психологической реабилитации является сохранение социальной активности и социальной сети подростков и молодежи, перенесших спинальную травму. Необходима также работа, направленная на расширение репертуара совладающих стратегий, т.к. для лиц с более выраженной эмоциональной дезадаптацией характерно его сужение. Поддержание стратегий позитивного переопределения и формирование поведения, направленного на разрешение существующих проблем, а не на их избегание является еще одной ключевой мишенью этого этапа. Для подростков и молодых людей с ДЦП наиболее значимой мишенью является снижение страха отвержения за счет обучения коммуникативным навыкам и поддержания активности в социальных контактах. Выработка адекватного представления о собственных возможностях, укрепление веры в свои силы, которое может быть искажено и снижено из-за повышенной включенности родителей в дела пациента - следующая по значимости задача, решение которой невозможно без решения предыдущей. Также необходимы выработка более эффективных стратегий совладания, направленных на активное преодоление ситуации, поиск позитивных аспектов, а не на фокусировку на неприятностях и их избегание. Таким образом, установлены существенные значимые различия в психоэмоциональном состоянии подростков и молодых людей на разных этапах реабилитации, при этом выявлена тенденция к негативной динамике. Также зафиксирована тесная связь эмоциональной дезадаптации с личностными, семейными и интерперсональными факторами, что подтверждает сформулированные выше гипотезы. Были выделены основные мишени психологической работы с подростками и молодыми людьми со спинальной травмой и их сверстников с ДЦП. Назад | Оглавление | Вперед Дата публикации (обновления): 23 июля 2017 г. . |
|