Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

Макросоциальные факторы эмоциональной дезадаптации после спинальной травмы

Пациенты с ранним началом ТБСМ более адаптированы, чем получившие травму в зрелом возрасте. Они быстрее приспосабливаются, чаще трудоустраиваются (Krause, 1997, 1999; Hess, 2000). Пациенты с более высоким уровнем образования также легче приспосабливаются к последствиям травмы, они лучше оперируют коммуникативными навыками, более решительны и их совладающее поведение ориентировано на решение проблем (Elliott, 1991; Shanmugham, 2004)

Важную роль играют также культуральные факторы - отношение к инвалидам в обществе. Известно, что люди с физическими недостатками в современном обществе нередко подвергаются стигматизации и воспринимаются как менее полноценные физически и психологически, чем их здоровые сверстники. Согласно исследованию A. Tyrell (2010) социально и физически активные пациенты со спинальной травмой воспринимались здоровыми людьми как более психологически благополучные, доброжелательные и компетентные, чем пассивные пациенты. Существуют культуральные различия в восприятии травмы. Так изучение удовлетворенности жизнью пациентов со спинальной травмой у шведов и японцев M. Ide (2001) показало, что независимо от тяжести повреждения, шведы более удовлетворены жизнью, чем японцы.

M. McColl (2002) сравнил американцев, британцев и канадцев со спинальной травмой двадцатилетней давности, оценивая их психологическое и соматическое благополучие. Автор обнаружил, что американцы демонстрировали большее эмоциональное благополучие, меньшее количество проблем со здоровьем, британцы меньше всех групп страдали от болей в суставах, а канадцы чаще жаловались на соматические последствия инвалидности

Важным фактором, влияющим на психоэмоциональное состояние пациента со спинально травмой, является независимость. На восприятие себя как более независимого влияют такие переменные, как наличие образования, умение водить автомобиль, возраст (Noreau, 1999). Недостаточная оборудованность окружающей среды играет важную роль в потере ощущения независимости у пациента со спинальной травмой. Особенно актуальной эта проблема становится по выписке из стационара и возвращении домой. Отсутствие необходимого оборудования и адекватных средств передвижения увеличивает зависимость пациента от окружающих, увеличивает чувство фрустрации и обуславливает появление депрессивного состояния (Seki, 2002).

Реабилитационный персонал, включающий в себя лечащего врача, специалистов по лечебной физкультуре, физиотерапевта, психолога (психотерапевта), социального работника, специалиста по трудотерапии, а также представителей среднего медперсонала (инструкторы по лечебной физкультуре, медсестры по уходу, медсестры по физиотерапии и др.), также оказывает влияние на психологическое состояние пациента в период реабилитации. В настоящее время популярна идея междисциплинарного взаимодействия как основной формы реализации задач реабилитации пациентов. Коммуникативные навыки и психологическая грамотность персонала способствует решению задач психологической поддержки пациентов со спинальной травмой. Особенности восприятия пациента персоналом может приводить к возникновению затруднений для продуктивного взаимодействия

Трудности в реабилитации пациентов со спинальной травмой могут быть связаны не только с особенностями пациентов, но и с тем, как они воспринимаются персоналом. Стереотипы и неадекватные ожидания искажают восприятие и влияют на поведение участников реабилитационного процесса, делая взаимодействие персонала и пациента малопродуктивным (Meade et al., 2011). Хотя задачей реабилитационного персонала является демонстрация пациенту новых возможностей в будущем и описание поведения, которое поможет их реализовать, результатом действия стереотипных установок являются негативные пессимистичные послания, обесценивающие возможности и потенциал (Corring, 1999; Duggan, 2002). Исследователи отмечают склонность участников реабилитационной команды воспринимать пациента, как типичного представителя своей группы и снижать значимость или игнорировать индивидуальные характеристики и особенности (Sneeuw, 2002)/

Исследователи отмечают наличие значительной рассогласованности в самоотчетах пациентов о своем состоянии и его оценкой медицинским персоналом (Cushman, 1999). Так, персоналу свойственно переоценивать выраженность эмоциональных и семейных проблем пациентов, делать ошибки в оценке настроения, при этом хорошо и точно описывать физические симптомы. Оценка пациентами социальных и психологических последствий травмы показала меньшую субъективную выраженность существующих проблем, чем по оценке персонала (Ernst, 1987; Siosteen, 2005). Также отмечалось расхождение в оценке ресурсов пациентов: следуя традиционной медицинской модели, персонал акцентируется на дефицитах и болезни, а не на способностях и потенциале. Стереотипные установки об инвалидности оказывают влияние на восприятие персоналом пациента и его состояния.

Исследование K. Gerhart (1994) показало, что только 17% специалистов- реабилитологов верили, что качество жизни пациентов со спинальной травмой может быть средним или выше среднего. Другим типичным представлением специалистов является уверенность в наличии психологических проблем у пациентов со спинальной травмой. Это убеждение может привести как к гипердиагностике и преувеличению в трактовке эмоциональных реакций, так и к игнорированию выраженных эмоциональных нарушений у пациента (North, 1999).

Низкая толерантность к тяжелым эмоциональным состояниям пациентов, свидетелями которых становится медперсонал, особенно в период первичных психологических ответов на травму, могут также усилить дискомфорт участников реабилитационного процесса, привыкших диагностировать и лечить физические симптомы (Papadimitriou, 2008). Специалисты испытывают сложности в балансировании между ролью ухаживающего и лечащего и ролью организатора и реализатора реабилитационной программы. В то же время специалистам, работающим в реабилитационном стационаре, рекомендуется занимать в большей степени позицию информатора, нежели позицию авторитета, принимающего решение (для побуждения пациента к независимости).

Кроме того, члены реабилитационной команды нередко эмоционально привязываются к пациентам. Они находят у себя симптомы депрессии и гнева по поводу поведения пациентов и обвиняют себя за ошибки (Westie, 1987). Эмоциональное выгорание специалистов не только снижает эффективность профессиональной деятельности, но и ухудшает коммуникацию с пациентами, а это, в свою очередь, может оказывать негативное влияние на эмоциональное благополучие последних.

Таким образом, такие факторы, как возраст пациента на момент получения травмы, уровень образования, доступность и оборудованность среды, наличие необходимых средств для передвижения, отношение общества к человеку с физическим недостатком и характер взаимодействия с медперсоналом реабилитационного центра могут оказывать влияние на эмоциональную дезадаптацию после спинальной травмы.

Назад | Оглавление | Вперед

Дата публикации (обновления): 13 июля 2017 г. 12:59

.



Жизнь после травмы
спинного мозга