Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

Социальная ситуация развития подростка и молодого человека с инвалидизирующим заболеванием

Развитие подростка и молодого человека с инвалидизирующим заболеванием протекает в условиях особой социальной ситуации, которая включает в себя саму болезнь, ее последствия (например, выраженный дефект), необходимость пребывания в стационаре, медицинские процедуры, ограничения жизнедеятельности, интерперсональные отношения с медицинским персоналом, сверстниками и родителями, условия воспитания, отношение со стороны широкого социального окружения, доступность и обустроенность среды и т.д. Все это посредством взаимодействия с уже существующими особенностями нервной системы и внутренними психологическими факторами может приводить к нарушению психоэмоционального состояния и искажению процесса психического развития.

Инвалидизирующее заболевание является причиной нарушений психического развития, в том числе оказывает влияние на эмоциональную и волевую сферы (Лебединский, 1985, Иовчук, 2002). Рассмотрим на примере ортопедической патологии (детский церебральный паралич, последствия физических травм) механизмы патологического развития в подростковом и юношеском возрасте.

Л.С. Выготский показал, что дефект оказывает негативное влияние на взаимодействие человека с окружающим миром. Он различал первичную и вторичную природу дефекта, т.е. органическое повреждение и недоразвитие социального поведения и высших психических функций, которое хотя не вызывается непосредственно первичным дефектом, но обусловлено им (Выготский, 2003).

У пациентов с физическим дефектом важную роль в формировании характерологических нарушений и искажений развития играет то, как воспринимается физический недостаток. Некоторые пациенты под действием механизмов психологических защит, склонны к отрицанию физического недостатка, вследствие чего личность теряет возможность адекватного развития и усвоения приобретенного опыта. Другим свойственна пассивно - оборонительная или защитно-агрессивная реакция на физический недостаток (Краснова, 2011).

Переживания, связанные с заболеванием, составляют внутреннюю картину болезни, которая у подростков формируется иначе, чем у взрослых. Исаев Д.Н. (2005), описывая психологическое состояние соматически больного ребенка, вводит понятие психосоматической ситуации. По мнению автора, внутренняя картина болезни больного ребенка зависит от его возраста и имеет такие составляющие как объективные проявления болезни, особенности эмоционального реагирования личности, личный опыт (как жизненный, так и опыт перенесенных заболеваний), уровень интеллектуального развития, наличие представлений о здоровье и о болезни, ее причинах, методах лечения, понимание универсальности смерти, отношение значимых близких к болезни, влияние медицинского окружения и т.д.

Существуют три варианта отношения к своей болезни у пациентов с ортопедической патологией. Первая группа осознает тяжесть заболевания, вызванные им ограничения и отличие от состояния здоровых людей, а также они понимают зависимость успешности своего развития и преодоления речевых и двигательных нарушений от их настойчивости и активности в реабилитационном процессе. Такие пациенты охотно посещают процедуры лечебной физкультуры, стремятся к освоению более сложных навыков, выполняют необходимые рекомендации специалистов.

Вторая группа также понимает тяжесть своего заболевания, но склонна к негативизму и пассивности в реабилитационных мероприятиях.

Третья группа пациентов недооценивает тяжесть своего заболевания, считает себя практически здоровыми, либо убеждены, что скоро полностью излечатся. По наблюдениям Н.П. Дедова (2005), эти характеристики в большей степени относятся к инвалидам подросткового и юношеского возраста. Такое представление во многом связано с системой воспитания в семье или механизмом действия психологических защит. В любом случае, данная категория пациентов, хотя и пребывает в психологическом комфорте благодаря отрицанию, но при столкновении с реальными ограничениями в среде может быть травмирована психологически.

Детский церебральный паралич (ДЦП) рассматривается как классический пример дефицитарного развития на фоне поражения моторной сферы (Лебединский, 1985). Дети с ДЦП с самого раннего возраста часто вынуждены находиться под наблюдением врачей в стационаре. Частые госпитализации приводят к формированию ранней социальной депривации и изоляции. Депривация негативно сказывается на психическом развитии подростка (Прихожан, Толстых, 2005). Такие дети практически исключены из общения со сверстниками и не имеют возможности приобретения социальных навыков. Ограничение двигательной активности и общения в результате изоляции наряду с замедлением развития мозговых структур сказывается на личностном развитии, способствует формированию инфантилизма (Мамайчук, 2001).

Стационарное лечение - это необходимое следствие инвалидизирующего заболевания и непростое испытание, которое может усугубить психологические последствия заболевания в виде нервнопсихических расстройств. Пребывание в больнице сопровождается тревогой и страхами, связанными с незнакомой обстановкой, большим количеством новых людей (как медицинского персонала, так и других пациентов), разлукой с родителями, сменой привычного образа жизни, болезненными медицинскими процедурами. Известно, что то, насколько успешной будет постоперационная реабилитация, во многом зависит от эмоционального состояния. Исследование Никольской И. М. и Грановской Р. М. (2001) показало, что эмоциональная сфера детей, помещенных в хирургический стационар, отличается пессимистичностью, реакциями протеста, диссонансом идеальных представлений о жизни и реальностью больницы, эмоциональной ранимостью, уязвимостью, тревогой и беспокойством по отношению к различным непредсказуемым событиям. После операции, не смотря на улучшение физического состояния, эмоциональное напряжение сохранялось. Анализ рассказов пациентов о своей болезни показал наличие эмоций страдания (уменьшалась после операционального лечения) и страха (сохранялся даже после операции). Причем страх врачей и операций, у перенесших хирургическое вмешательство детей, возрастал по сравнению с теми, кому не была сделана операция. Отношение к больнице у детей, помещенных в хирургический стационар, изменялось: до лечения дети занимали пассивную позицию, которая к моменту выписки сменялась на агрессивно - оборонительную, защитную. В целом, пребывание в больнице можно характеризовать как психотравмирующую ситуацию для ребенка, сопровождаемую полифонией негативных чувств и эмоций: страх, тревога, гнев, вина, одиночество, беспомощность.

Исследователи отмечают влияние стиля родительского воспитания на развитие ребенка с ортопедической патологией. Так, растерянность родителей в связи с двигательными и речевыми трудностями ребенка может приводить к их отстраненности, мешать проявлению родительской ласки и возможности предоставить ребенку ощущение полноценной связи с ними (Kalhoun, 2010).

Другой вариант, способствующий развитию патологических форм характера, - гиперпротекция. Ребенок с ДЦП объективно более зависим от родителей, чем его здоровый сверстник. И подросток, и молодой человек с определенными тяжелыми формами нарушения опорно-двигательного аппарата нуждаются в участии другого. Но разумная, адекватная нуждам забота о ребенке включает в себя поддержку его самостоятельности в тех видах деятельности, которые ему доступны. Если родитель или заботящееся лицо максимально включено в дела ребенка на всех возрастных этапах, без учета его реальной потребности в помощи, то это способно нанести непоправимый вред в виде акцентуации нежелательных черт характера: пассивности, безразличия, беспомощности, безучастия, упрямства, капризности.

Другая патологизирующая форма воспитания - неоправданная жестокость и чрезмерно завышенные требования к ребенку с физическим нарушением. Здесь также не учитываются реальные возможности ребенка, требуется неукоснительное выполнение всех требований, могут применяться наказания или запугивание. Учитывая первоначально неустойчивую психику детей с ДЦП, это формирует плаксивость, раздражительность, ухудшает физическое состояние, способствует формированию низкой самооценки.

В подростковом и юношеском возрастах нередко наблюдается трансформация отношений с родителями. Так, инфантильно привязанные к родителю, пациенты проявляют агрессивность, становятся конфликтными, очевидно тяготятся существующей зависимостью (Дедов, 2006).

У подростков и молодых людей с ДЦП существует высокая степень неудовлетворенности потребности в общении. Часто наиболее желаемым в качестве партнера по общению является здоровый сверстник. Хотя, по данным других исследователей, именно при общении со здоровым физический дефект становится психологическим фактом для пациента с ДЦП (Мамайчук, 2001). При установлении новых контактов подростки или молодые люди с ДЦП оказываются социально незрелыми, чувствуют свою неполноценность, неприятие социальным окружением. Коммуникативному успеху мешает дефицит социальных навыков (неумение общаться, устанавливать и поддерживать контакты, недоверие к людям, отчужденность), нарушение развития эмпатии и способности понимать других, эгоцентризм, низкий уровень социального интеллекта, слабо развитое чувство ответственности, несформированность волевой сферы, жизненных планов, ценностей, социальная инактивность (Шабалина, Морозова, Герсамия, 2010).

Психическое состояние подростка или молодого человека с инвалидизирующим заболеванием может быть представлено в виде континуума от абсолютного здоровья до тяжелых клинических нарушений (патохарактерологические, психоорганические синдромы). В целом же, психические нарушения у подростка или молодого человека с инвалидизирующим заболеванием наблюдаются чаще, чем у здоровых.

Исследование психологических особенностей подростков с ортопедической патологией показало наличие у них внешнеобвиняющих реакций, фиксации на ограничениях, связанных с болезнью, склонность демонстрировать социально желательное поведение, с целью избежать возможных насмешек из-за своего недостатка (Попков и соавт., 2006).

Заболевание оказывает влияние на развитие личности (Лебединский, 1985; Иовчук, 2002; Обухова, 2003; Харламенкова, 2007). Представление о себе характеризуется негативным образом «Я», низкой самооценкой, отвержением и неприятием себя, своей внешности, высокой тревожностью. Жизненный план и перспектива будущего ограничена или смазана, нарушено осознание себя во времени. Отношение к заболеванию амбивалентно: с одной стороны, подросток осознает те ограничения, которые устанавливает болезнь, но с другой стороны, на бессознательном уровне, болезнь может быть более привлекательна за счет тех выгод, которые он получает. Среди этих плюсов находится возможность большего сближения с матерью, удовлетворения потребностей в заботе и внимании, установления «особых» отношений. Восприятие болезни зависит от возраста, характерологических особенностей, тяжести заболевания, представлениями о болезни другими членами семьи (Ковалевский, Грузднева, 2010; Ковалевский, Урываев, 2006). При серьезном физическом недостатке, тяжелом течении заболевания компенсаторный процесс может не произойти в силу астенизации, тогда наблюдается замедление развития и созревания психический новообразований (Мосина, 2007).

Таким образом, инвалидизация — это особая социальная ситуация, в которой протекает развитие подростка или молодого человека. Внешний дефект, частая госпитализация, изменение семейных отношений затрудняют и искажают течение нормальных процессов социализации.

Выводы к главе 1

1. Спинальные травмы у подростков и молодых людей составляют от 10 до 20 % от общего числа пострадавших.

2. Спинальная травма характеризуется тяжелыми медицинскими и социально-психологическими последствиями. Так, спинальная травма неизбежно приводит к нарушению двигательной функции, чувствительности, инфекционным и воспалительным осложнениям и т.д. Она также неизбежно приводит к изменению социального функционирования. Опыт утраты (контроля, способности двигаться, идентичности) имеет огромное значение также для психоэмоционального состояния пострадавшего.

3. Инвалидизирующее заболевание включается в социальную ситуацию развития и искажает течение нормальных процессов социализации и развитие личности.

Назад | Оглавление | Вперед

Дата публикации (обновления): 14 июля 2017 г. 11:11

.



Жизнь после травмы
спинного мозга