Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

Социальная ситуация развития подростка и юноши

При обсуждении специфики последствий инвалидизирующего заболевания в подростковом и юношеском возрастах важно остановиться на психологических особенностях этих периодов и социальной ситуации развития, в которой оказывается подросток и молодой человек.

Исследователи расходятся во мнениях, касающихся границ подросткового и юношеского возраста. Так, Э. Шпрангер рассматривает подростковый возраст внутри юношеского, границы которого определяет 13- 21годами (14-17 лет - собственно подростковая фаза). Ш. Бюлер определяет период пубертатности с 10 до 18 лет, а верхнюю границу юношеского возраста 24 годами. Э.Эриксон нижнюю границу подросткового возраста обозначает 11 годами, верхнюю - 20, период юности - 20-25 лет. Согласно периодизации жизненного цикла Б. Ньюмен и П. Ньюмен (Карабанова, 2005), подростковый возраст соответствует 13-18 годам, а юношеский 18-22. Д.Б. Эльконин выделял период младшего подросткового возраста (11-14 лет), старшего подросткового возраста или ранней юности (15-17 лет) (Эльконин, 1989). Период юности (18-21год) Л.С. Выготским рассматривалась как вступление во взрослость (Выготский, 2000).

В зарубежной литературе переход от детства к взрослости ограничивается рамками от 10-12 лет до 20-23 лет и обозначается единым термином adolescence. Это отражает пограничное положение юности между подростковым возрастом и взрослостью (Сапогова, 2001). В современной зарубежной психологии ведутся дискуссии о продлении верхней границы подросткового периода (Райс, 2010).

Э. Эриксон (1996) синтезировал в своей теории представления классического психоанализа и социальной психологии. По его мнению, на каждой стадии развития перед индивидом стоит психосоциальная задача, от разрешения которой зависит успешное дальнейшее развитие или ощущение ущербности Я и искажение развития.

Подростковый возраст по Э. Эриксону ставит перед индивидом задачу обретения идентичности, т.е. целостного представления о себе во времени и пространстве, а также в глазах референтной группы, которая на этом этапе включает сверстников. Механизмами обретения идентичности по Э.Эриксону являются: интроекция, идентификация, ролевое экспериментирование в условиях психосоциального моратория. Диффузия идентичности выражается в таких симптомах, как размывание чувства времени, снижение продуктивности, уход от близких отношений, формирование негативной идентичности.

Юношеский возраст (20-25 лет) по Э. Эриксону - психосоциальный кризис, продолжение определения эгоидентичности. Центральная задача - выбор между интимностью и изоляцией. Важным мотивом общения становится принятие друзьями или партнерами идентичности молодого человека.

На значение межличностных отношений в подростковом и юношеском возрасте также обращал внимание Р. Селман (1988), который разработал теорию развития социального познания, т.е. способности понимать других людей, их мысли, намерения, эмоции, с точки зрения принятия социальной роли (способность относиться к себе и к другим как к субъектам, реагировать на действия окружающих также, как на свои собственные, рассматривать свое поведение с точки зрения других людей). Зарубежные исследователи подтверждают тезисы о высокой значимости значимость среды в развитии подростка. Так, А. Бандура разработал теорию социального научения, которая утверждала значимость процессов наблюдения за поведением других при формировании агрессивного поведения у подростков. У. Бронфренбреннер (1987) разработал экологическую модель для иллюстрации представлений о вкладе семьи, социального и национального окружения в развитие подростка. Он выделил ряд систем, к которым подросток принадлежит и которые оказывают влияние на его развитие:

  1. Микросистема — все, с кем подросток поддерживает близкий контакт и кто имеет на него непосредственное влияние (семья, друзья, школа).
  2. Мезосистема — взаимоотношения между микросистемами ( например, события в школе оказывают влияние на события в семье и наоборот).
  3. Экзосистема — элементы среды, в которых подросток не принимает активного участия, но они оказывают на него влияние (уровень зарплаты родителей, учебный график, правила приема в школу).
  4. Макросистема — идеология, нравы и традиции культуры, в которой развивается подросток.

Р. Хэвигхерст разработал психосоциальную теорию развития в подростковом и юношеском возрасте на основе сопоставления индивидуальных потребностей субъекта и требований социума. С его точки зрения на каждом возрастном этапе перед индивидом ставятся задачи развития, т.е. те умения, навыки, знания, установки, которые необходимы для эффективного функционирования.

Так, для подросткового возраста это:

  • принятие своей внешности
  • формирование новых зрелых отношений со сверстниками
  • принятие мужской или женской социально-сексуальной роли
  • достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых
  • подготовка к трудовой деятельности
  • подготовка к вступлению в брак
  • появление желания нести социальную ответственность
  • обретение системы ценностей

В юношеском возрасте этими задачами являются:

  • поиск брачного партнера и создание семьи;
  • формирование семейной системы
  • начало реализации родительской функции
  • принятие ответственности за семью
  • развитие профессиональной карьеры
  • развитие социальных отношений и принятие гражданской ответственности

Другие исследователи (Р. Гоулд, Г. Шихи) добавляют к этим задачам достижение независимости от родителей и дальнейшее развитие идентичности. (Карабанова,2005).

Д. Левинсон (1978) говорит о кризисе вступления в раннюю зрелость (1722 года), задачами которого являются поиск своего места во взрослом мире и сепарация от родителей. Процесс сепарации может реализовываться в уходе из родительского дома, принятии финансовой независимости, освоении новых социальных ролей, принятии ответственности. Психологическим содержанием сепарации является эмоциональная дифференциация от родителей, установка новых личностных границ, преодоление эмоциональной зависимости от родительской поддержки и авторитета. В этот период важной задачей становится формирование структуры жизни - модели, включающей представления о мире и о себе, с помощью которой индивид строит свое взаимодействие с окружающими.

С точки зрения отечественной психологии развития основными характеристиками возраста являются новообразования, ведущая деятельность и социальная ситуация развития (Эльконин, 1989). Под ведущей деятельностью понималась деятельность, определяющая тип и форму общения индивида со средой, а также формирование новообразований возраста. Новообразование - это ключевая способность, складывающаяся в процессе осуществления ведущей деятельности. Согласно Л.С. Выготскому, социальная ситуация развития, также как и психологические новообразования, является структурным элементом психологического возраста. Л.С. Выготский отрицал представление о среде как внешнем факторе развития ребенка и противопоставлял этому понятие социальной ситуации развития, которую понимал как «... Совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью» (Выготский, 2000, с. 258). Социальная ситуация развития является определяющей для всех динамических изменений в жизни ребенка, для его психического развития, социализации, особенностей сознания. По мнению, Л.С.Выготского то, как ребенок переживает свои отношения со средой, свое место в системе социальных отношений является ключевым для понимания его психического развития.

Подростковый возраст относится к критическим периодам развития, во время которого наблюдаются резкие качественные сдвиги, сопряженные с внутренними и внешними конфликтами. В отечественной психологии подчеркивается позитивное для развития значение подростковго кризиса. (Выготский,2000; Божович, 1997; Прихожан, 1997; Обухова, 2005; Толстых, 2014). Так, Л.С Выготский отмечал, что продуктивность развития зависит от успешности протекания кризиса. Причем, отмечалось значение конфликтности, протестности этого периода. Результатом отсутствия кризиса может являться задержка эмоционального и волевого развития подростка. А.М. Прихожан (1997) выделяет два типа протекания подросткового кризиса. Первый вариант кризиса включает в себя классические симптомы: протестное поведение, своеволие, негативизм, отрицательное отношение к взрослым и их требованиям, ревность к собственности, которая выражается в закрытости и защите своего внутреннего мира. Этот вариант известен в литературе как «кризис независимости». Другой тип - «кризис зависимости» характеризуется регрессом к прежним интересам, вкусам, чрезмерным послушанием и зависимостью от взрослых и сильных. А.М. Прихожан отмечает, что, хотя второй тип кризиса менее известен, но он встречается в 10-12% подростков. Результатом первого типа кризиса является рывок вперед, к взрослению, выходу за пределы существующих норм и правил, результатом же второго - возвращение назад, к детской позиции и системе отношений, гарантировавшей чувство уверенности и безопасности. С точки зрения исследователя, крайний вариант первого типа кризиса и второй тип (который часто поддерживается родителями и не вызывает у них беспокойства) являются неблагоприятными для развития.

Подростковый возраст характеризуется изменением ведущей деятельности. Так, если в школьном возрасте ребенок поглощен учебной деятельностью, овладением системой научных понятий и ориентирован на познание окружающего мира, то в младшем подростковом возрасте фокус ориентации смешается на себя. Мир школы и взрослых отступает на второй план, может возникать непонимание и негативизм в отношениях с учителями и родителями. Значимым становится поиск друзей, компании единомышленников.

Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение, в процессе которого формируется основное новообразование этого возраста - чувство взрослости. Это особая форма самосознания, возникающая в процессе моделирования и освоения «взрослых» форм взаимодействия в среде сверстников. В старшем подростковом возрасте складывает особая социальная ситуация развития - перед подростком стоят задачи профессионального самоопределения. Важным новообразованием этого возраста является формирование ценностно-смысловых ориентаций и построения жизненных планов во временной перспективе. Н.Ю. Ткачева и В.Ф. Моргун, основываясь на критерии ведущей деятельности как основной характеристике возраста, выделяют период юности (18 - 23 года) и молодости (24 - 30 лет). Для юношеского возраста характерны личностная и профессиональная деятельность самоопределения, для молодости - поиск себя в профессиональной области, выработка индивидуального стиля, специализация (Моргун, Ткачева,1981).

Сапогова Е.Е. (2001) обобщая психологическое содержание стадии молодости, включает в нее такие характеристики, как стремление организовать свою жизнь, поиск партнера, приобретение жилья, освоение профессии, стремление к признанию в референтной группе и близким дружеским связям.

Таким образом, как зарубежные, так и отечественные исследователи отмечают такие особенности социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте, как значимость интерперсональных отношений со своими сверстниками, формирование идентичности, процесс сепарации от родителей, освоение различных социальных ролей и профессиональная ориентация.

Назад | Оглавление | Вперед

Дата публикации (обновления): 09 июля 2017 г. 16:26

.



Жизнь после травмы
спинного мозга