Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

Характеристика выборок и методы исследования эмоциональной дезадаптации подростков и молодежи на разных этапах реабилитации после спинальной травмы

Характеристика выборок

В качестве основной группы было обследовано 39 человек с травмой спинного мозга (шейный и грудной уровни) в возрасте от 16 до 23 лет. Основная группа была разбиты на две подгруппы по давности травмы: 1) до 3 лет - 18 человек (46%); 2) более 3 лет - 21 человек (54%). Распределение по полу: мужской - 20 человек (51%); женский - 19 человек (49%). Распределение по возрасту: 16-17лет -17 человек(43%), 18-23 - 22 человека (57%).

Распределение по уровню травмы: шейные отделы позвоночника (С5 -С8) - 18 человек, грудной отдел позвоночника (Th1-Th12) - 21 человек.

Для проверки гипотезы о роли фактора внезапности в эмоциональной дезадаптации подростков и молодых людей в качестве группы сравнения (контрольной) были выбраны пациенты с хроническим инвалидизирующим заболеванием с детства. С этой целью была обследована группа из 20 человек с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП), статистически не отличающаяся по полу и возрасту от основной группы. Распределение по возрасту среди подростков и молодых людей с ДЦП: 16-17 лет -10 чел (50%), 18-23 - 10человек (50%); по полу: мужчин - 10 чел (50%), женщин 10 чел (50%).

Таблица 1. Распределение подростков и молодых людей в исследуемых группах по разным характеристикам

распределение групп по характеристикам

В диаграммах представлено распределение подростков и молодых людей по полу, семейному статусу (полная или неполная), условиям получения травмы и степени нарушения двигательной функции в возрастных группах.

Диаграмма 1. Распределение подростков и молодых людей со спинальной травмой по полу в возрастных группах

распределение по полу

Как видно из диаграммы 1 большую часть выборки составили мужчины юношеского возраста (от 18 до 23 лет) - 12 человек (30%), и женщины юношеского возраста (от 18 до 23 лет) - 10 человек (26%), пациентов подросткового возраста в состав вошло 8 мальчиков (21%) и 9 девочек (23%).

Диаграмма 2. Распределение по условиям получения травмы в возрастных группах

распределение по возрасту

Согласно диаграмме, в подростковой выборке большую часть составляют девушки, получившие травму в результате падения с высоты (4 чел - 10% от всей выборки спинальных пациентов) и мальчики, получившие травму во время занятий спортом (3 чел - 7% от всей выборки). Среди молодых людей наибольше количество пациенток получило травму в результате ДТП (5 чел - 13%), а мужчин в результате ныряния на мелководье (4 чел - 10%).

На всей выборке по условиям получения травмы пациенты распределились следующим образом: от падения с высоты пострадали 5 подростков (14%) и 5 пациентов юношеского возраста (14%). Известно, что у 3 девушки - подростка получили травму в результате попыток суицида. В результате ДТП пострадали 4 подростка (11%) и 7 пациентов юношеского возраста (18%). В результате ныряния на мелководье получил травму 1 подросток (2%) и 5 (14%) человек юношеского возраста. Травма в результате прочих причин (драки, неудачные медицинские манипуляции) была получена 4 подростками (10%) и 4 молодыми людьми (10%). Спортивная травма стала причиной травматизации 3 подростков (8%) и 1 (2%) молодого человека.

Диаграмма 3. Распределение по семейному статусу (полная и неполная семья) среди пациентов со спинальной травмой подросткового и юношеского возраста

распределение по семейному статусу

Согласно полученным данным, в группе подростков значительную часть составляют пациенты из полных семей (10 чел - 26% от всей выборки), также как и в группе молодых людей (11 чел - 28%). Матерями воспитываются 7 подростков (18% от всей выборки) и 10 молодых людей (26%). Отцом воспитывается только 1 чел юношеского возраста (2%). Ни в одной семье не было развода после получения травмы ребенком.

Диаграмма 4. Распределение по степени нарушения двигательной функции (параплегия нижних конечностей и тетраплегия) в возрастных группах

степень нарушения двигательной функции

В диаграмме показано, что 9 подростков (26%) и 13 молодых людей (33%) имели нарушения движения и чувствительности нижних конечностей (параплегию) в следствие поражения грудных сегментов спинного мозга, а 6 подростков (16%) и 9 (26%) молодых людей имели поражение шейного сегмента спинного мозга и нарушения двигательных функций и чувствительности по типу тетраплегии.

Методы исследования

Разработанный методический комплекс содержит следующие методики:

Для исследования эмоциональной дезадаптации:

Опросник депрессии Бека (BDI) в адаптации Тарабриной Н.В ( 2009 ). Разработан для выявления симптомов депрессии. Состоит из 21 пункта (симптома), включающих 4 утверждения, отражающих разную степень выраженности симптоматики. Испытуемому предлагается выбрать одно, наиболее отражающее его самочувствие. Опросник содержит 2 субшкалы: когнитивно-аффективная субшкала (включает такие симптомы, как тоска, чувство наказанности, пессимизм, отвращение к себе, самообвинения и др.), шкала соматических проявлений депрессии (включает в себя симптомы усталости, потери энергии, изменений аппетита и т.д.). В зависимости от набранных баллов делается заключение о степени выраженности депрессионого состояния ( а-Кронбаха 0,86).

Опросник тревоги Бека (BAI) в адаптации Н.В. Тарабриной (2009) направлен на выявление симптомов тревоги. Включает 21 высказывание, описывающее основные симптомы тревоги. Испытуемому предлагается оценить степень интенсивности беспокойства («совсем не беспокоил», «слегка, не слишком меня беспокоил», «умеренно, это было неприятно, но я мог это выносить», «очень сильно, я с трудом мог это выносить»). В зависимости от набранных баллов делается заключение о степени выраженности симптомов тревоги.

Для исследования личностных факторов:

Шкала COPE (COPE Inventory, Carver C.S., Scheier M.F., Weintraub J.K. 1989) Российская адаптация шкалы принадлежит П.А. Иванову и Н.Г. Гаранян (Иванов, Гаранян, 2010). Шкала разработана для диагностики совладающего поведения. Включает в себя 60 вопросов, распределенных по 15 шкалам, каждая из которых описывает тип совладающего поведения:

  1. Позитивное переопределение и личностный рост (предполагает поведение человека по переосмыслению трудной ситуации и преобразованию ее в опыт);
  2. Психическое избегание (поведение, направленное на мысленное отвлечение от проблемы, переключение внимания на другие стимулы);
  3. Фокусировка на эмоциях и их вентилирование (концентрация на негативных эмоциях и их выражение);
  4. Использование инструментальной социальной поддержки (стремление получить помощь в виде совета или рекомендации);
  5. Активный копинг (действия, непосредственно направленные на преобразование проблемной ситуации);
  6. Религиозный копинг (молитва);
  7. Отрицание (отказ поверить в реальность произошедшего);
  8. Использование юмора (ирония и шутки по поводу проблемной ситуации);
  9. Поведенческое избегание(отказ от достижения цели, снижение усилий, направленных на получение результата);
  10. Самоограничение (сдерживание поспешных или импульсивных попыток решения в ожидании оптимального момента для действий);
  11. Использование эмоциональной социальной поддержки (поиск поддержки, сочувствия или понимания);
  12. Употребление психоактивных веществ;
  13. Принятие (принятие реальности произошедшего);
  14. Оттормаживание всех других занятий (пренебрежение деятельностью не связанной с проблемной ситуацией);
  15. Планирование совладания (разработка плана действий, направленных на разрешение проблемной ситуации).

Пациенту предлагается оценить по 4-х бальной шкале частоту использования стратегии: «никогда так не поступаю», «изредка поступаю так», «часто поступаю так», «очень часто поступаю так». Общий суммарный балл не подсчитывается (а-Кронбаха от 0,603 до 0,931).

Для исследования семейных факторов:

Опросник Семейных эмоциональных коммуникаций (Воликова, 2006; Холмогорова, 2011).

Разработан А.Б. Холмогоровой и С.В. Воликовой (2004). Разработан для оценки уровня негативных эмоций и правил эмоционального поведения в семье, а также тестирует стиль эмоциональной коммуникации между детьми и родителями (а-Кронбаха -0,7). Включает в себя 34 вопроса, объединенных в 7 шкал:

  1. элиминирование эмоций (исследует семейные правила, поощряющие сдержанность и блокирование эмоций),
  2. родительская критика (диагностирует повышенную критичность по отношению к ребенку),
  3. индуцирование тревоги (отражает повышенный уровень родительской тревоги),
  4. фиксация на негативных переживаниях (тестирует уровень толерантности родителей к негативным переживаниям ребенка, а также их способность поддержать и успокоить),
  5. внешнее благополучие (отражает правила, связанные с выражением чувств в контактах с другими людьми, склонность к демонстрации благополучного «фасада»),
  6. индуцирование недоверия к людям (исследует негативные установки семьи по отношению к окружающим),
  7. семейный перфекционизм (тестирует семейные установки, связанные с ценностью достижений и совершенства), сверхвключенность.

Для исследования интерперсональных факторов:

Опросник мотивов аффиляции А. Меграбяна в модификации М.Ш.Магомед-Эминов (Карелин, 2005).

Опросник тестирует направленность на общение и мотивацию установки или разрыва межличностных контактов. Структура мотивации общения включает два устойчивых мотива личности: аффилятивную тенденцию (стремление к принятию) и чувствительность индивида к отвержению другими (страх отвержения).

Стремление к принятию или потребность определяется как ожидание относительно возможности установления отношений принятия с незнакомым или малознакомым человеком, которое формируется предшествующим опытом отношений привязанности. Потребность в привязанности удовлетворяется, если с людьми установлены отношения взаимопомощи и взаимного доверия.

Данный опросник измеряет установку или ожидание относительно возможности выше описанных отношений принятия с широким кругом людей. Под стремлением в принятии в данном случае понимается потребность в других людях, предпочтение общества людей другим видам активности, а также склонность опираться на других людей при решении сложных жизненных ситуаций. Необходимо отметить, что данный опросник тестирует потребность в контакте с широким кругом людей, «большим социумом», а также ценность общения и готовность доверять людям, причем не только близким.

Назад | Оглавление | Вперед

Дата публикации (обновления): 23 июля 2017 г.

.



Жизнь после травмы
спинного мозга