Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

Мишени и задачи реабилитации пациентов со спинальной травмой

Спинальная травма несет разрушительные последствия для физического и психического здоровья. Пациент сталкивается с опытом обездвиженности, зависимости, отсутствия контроля над своим телом. Психологически последствия спинальной травмы переживаются как утрата физических возможностей, достоинства, профессиональных и социальных ролей, прежнего жизненного плана и, даже собственной идентичности. Эмоциональным ответом на травму становится чувство беспомощности, никчемности и обреченности, снижается самооценка и мотивация (Fichtenbaum, 2002; Kishi, 1996).

Пациенты со спинальной травмой делят жизнь на «до» и «после» травмы и наиболее проблемной установкой пациентов становится принцип «все или ничего» (Булюбаш и соавт., 2011), который затрагивает не только реабилитацию, но и жизнь в целом. Так, пациенты откладывают жизненные планы до полного восстановления функций и объясняют свою пассивность в отношении планирования собственной жизни травмой и ее последствиями.

С такой установкой прямо или косвенно связаны такие проблемы, как: недостаточное осознавание динамики восстановления функций; трудности в постановке ближайших и промежуточных целей в восстановлении физических функций; непринятие имеющихся ограничений; трудности в поиске и выборе средств, необходимых для эффективного восстановительного лечения; низкая самооценка и убеждение в своей неполноценности; зависимость и контрзависимость; недостаточная поисковая активность; ограничения межличностного общения; отсутствие профессиональных планов.

Булюбаш И.Д. и соавт. (2011) предлагают рассматривать в качестве мишеней несколько проблем пациентов со спинальной травмой:

  • Недостаточность осознавания динамики восстановления функций. Исследователи отмечают разницу между объективной и субъективной оценкой результатов восстановительного лечения. Часто субъективно пациенты оценивают свой результат ниже, высказывают впечатления об отсутствии динамики восстановления функций.
  • Трудности в постановке ближайщих и промежуточных целей в восстановлении физических функций. Эта проблема следует из предыдущей: катастрофические последствия травмы приобретают глобальное значение, ставятся глобальные цели («встать и ходить»), что затрудняет постановку промежуточных задач и их выполнение. Так, пациенты отказываются от обучения катетеризации, т.к. «все равно скоро это не понадобится».
  • Неприятие имеющихся ограничений. Пациенты в оценке своего состояния опираются не на существующие физические ограничения, а на собственные фантазии о возможности скорого восстановления утраченных функций.
  • Трудности в поиске и выборе средств, необходимых для более эффективного восстановления проявляются в неспособности организовать среду в соответствии с существующими ограничениями, а также окружение для получения необходмой информации.Такие пациенты не делают обстановку более удобной и доступной, жалуясь на недостаток места, информации, помощи и т.п.
  • Низкая самооценка и убежденность в своей неполноценности, которые проявляются в эмоциональном дискомфорте (чувства страха, стыда, опасения стать объектом пренебрежения или осуждения) при необходимости находиться в публичном месте, в том числе в знакомой среде.
  • Зависимость и контрзависимость проявляются в ожидании помощи со стороны близких (в том числе в деятельности уже доступной для самостоятельного выполнения) и отказе обращаться за помощью в действиях, где она необходима. Эти тенденции могут наблюдаться и одновременно.
  • Недостаточная поисковая активность (информационная недостаточность) выражается в отсутствии поиска необходимой информации о своем состоянии при существовании реальных возможностей для этого.
  • Ограничения межличностного общения, которые выражаются в избегании общения с другими людьми, опасениях отвержения, тревоги по поводу установления новых контактов. Часто пациенты сами являются виновниками сужения круга общения, отвергая друзей и знакомых в связи с чувством стыда и беспомощности.
  • Отсутствие профессиональных планов из-за жесткой связи начала работы с появлением возможности ходить, даже если их профессиональная деятельность с этим никак не связана.

Ряд исследователей обращает внимание на специфические потребности пациентов со спинальной травмой (Spencer, 1995; Toombs ,1994), которые касаются понимания потенциала восстановления, технологии достижения реабилитационных целей, пробуждение надежды на то, что жизнь может быть продуктивной и осмысленной несмотря на последствия травмы.

Важной является задача поддержания межличностного общения пациента со сверстниками, в том числе имеющими схожие проблемы, не ограничиваясь «здоровыми» (Carpenter, 1994; Laskiwski,1993). Поддержание мотивации к дальнейшей реабилитации и подготовка к жизни в реальной среде в виде развития необходимых социальных и физических навыков, также является важной задачей реабилитации.

Becker и соавт. (2006) разработали модель семейной психотерапии, включающей индивидуальные, семейные, групповые (несколько семей пациентов со спинальной травмой) и психообразовательные встречи для снижения психоэмоционального напряжения. Благодаря этим встречам пациент и его семья получают несколько важных для переживания травмы ресурсов: чувство общности, возможность приобрести новые стратегии преодоления проблем, наблюдение за случаями успешной адаптации к травме и рост надежды на лучшее, общение между семьями и получение рекомендаций.

Выводы к главе 2

  1. Данные о наличии эмоциональной дезадаптации у пациентов со спинальной травмой разнятся, что во многом связано с периодом реабилитации, в котором происходит диагностика. Исследователи подтверждают наличие динамики эмоционального состояния на различных этапах реабилитации. Существует зависимость эмоционального благополучия от ряда факторов.
  2. Многофакторная психосоциальная модель расстройств аффективного типа позволяет систематизировать и синтезировать существующие исследования эмоциональной дезадаптации у пациентов со спинальной травмой, распределяя их по четырем блокам: макросоциальные факторы (факторы среды, культуральных установки, ценности), семейные, личностные и интерперсональные факторы.
  3. О значении макросоциальных факторов в эмоциональной дезадаптации свидетельствуют данные о связи депрессивных расстройств и особенностей среды (ее доступности, оборудованности, наличии необходимых средств передвижения), уровнем образования, возрастом.
  4. Спинальная травма изменяет жизнь не только самого пациента, но и его семьи, и влечет за собой изменения семейной структуры и семейного функционирования (например, развод, изменение семейных ролей, трудности или невозможность деторождения), в результате которых нередко возникает вторичная травматизация.
  5. Согласно исследованиям, спинальная травма неизбежно влечет характерологические изменения у пострадавших. С точки зрения влияния личностных факторов на процесс эмоциональной адаптации к травме важную роль играют стратегии совладающего поведения и преморбидные особенности личности.

Основной фокус исследований связи интерперсональных отношений и эмоциональной дезадаптации направлен на изучение социальной поддержки. Исследователи сходятся в понимании, что дефицит поддерживающих отношений связан с риском возникновения эмоциональных нарушений. Отмечается, что не только качество социальной поддержки, но и ее форма (информационная, инструментальная или эмоциональная) влияют на процесс адаптации к травме.

Назад | Оглавление | Вперед

Дата публикации (обновления): 15 июля 2017 г. 14:15

.



Жизнь после травмы
спинного мозга