| |
Мишени и задачи реабилитации пациентов со спинальной травмой
Спинальная травма несет разрушительные последствия для
физического и психического здоровья. Пациент сталкивается с опытом
обездвиженности, зависимости, отсутствия контроля над своим телом.
Психологически последствия спинальной травмы переживаются как утрата физических
возможностей, достоинства, профессиональных и социальных ролей, прежнего
жизненного плана и, даже собственной идентичности. Эмоциональным ответом на
травму становится чувство беспомощности, никчемности и обреченности, снижается
самооценка и мотивация (Fichtenbaum, 2002; Kishi, 1996).
Пациенты со спинальной травмой делят жизнь на «до» и «после»
травмы и наиболее проблемной установкой пациентов становится принцип «все или
ничего» (Булюбаш и соавт., 2011), который затрагивает не только реабилитацию, но
и жизнь в целом. Так, пациенты откладывают жизненные планы до полного
восстановления функций и объясняют свою пассивность в отношении планирования
собственной жизни травмой и ее последствиями.
С такой установкой прямо или
косвенно связаны такие проблемы, как: недостаточное осознавание динамики
восстановления функций; трудности в постановке ближайших и промежуточных целей в
восстановлении физических функций; непринятие имеющихся ограничений; трудности в
поиске и выборе средств, необходимых для эффективного восстановительного лечения;
низкая самооценка и убеждение в своей неполноценности; зависимость и
контрзависимость; недостаточная поисковая активность; ограничения межличностного
общения; отсутствие профессиональных планов.
Булюбаш И.Д. и соавт. (2011) предлагают рассматривать в
качестве мишеней несколько проблем пациентов со спинальной травмой:
- Недостаточность осознавания динамики восстановления
функций. Исследователи отмечают разницу между объективной и субъективной оценкой
результатов восстановительного лечения. Часто субъективно пациенты оценивают
свой результат ниже, высказывают впечатления об отсутствии динамики
восстановления функций.
- Трудности в постановке ближайщих и промежуточных целей в
восстановлении физических функций. Эта проблема следует из предыдущей:
катастрофические последствия травмы приобретают глобальное значение, ставятся
глобальные цели («встать и ходить»), что затрудняет постановку промежуточных
задач и их выполнение. Так, пациенты отказываются от обучения катетеризации, т.к.
«все равно скоро это не понадобится».
- Неприятие имеющихся ограничений. Пациенты в оценке своего
состояния опираются не на существующие физические ограничения, а на собственные
фантазии о возможности скорого восстановления утраченных функций.
- Трудности в поиске и выборе средств, необходимых для
более эффективного восстановления проявляются в неспособности организовать среду
в соответствии с существующими ограничениями, а также окружение для получения необходмой информации.Такие пациенты не делают обстановку более удобной и
доступной, жалуясь на недостаток места, информации, помощи и т.п.
- Низкая самооценка и убежденность в своей неполноценности,
которые проявляются в эмоциональном дискомфорте (чувства страха, стыда, опасения
стать объектом пренебрежения или осуждения) при необходимости находиться в
публичном месте, в том числе в знакомой среде.
- Зависимость и контрзависимость проявляются в ожидании
помощи со стороны близких (в том числе в деятельности уже доступной для
самостоятельного выполнения) и отказе обращаться за помощью в действиях, где она
необходима. Эти тенденции могут наблюдаться и одновременно.
- Недостаточная поисковая активность (информационная
недостаточность) выражается в отсутствии поиска необходимой информации о своем
состоянии при существовании реальных возможностей для этого.
- Ограничения межличностного общения, которые выражаются в
избегании общения с другими людьми, опасениях отвержения, тревоги по поводу
установления новых контактов. Часто пациенты сами являются виновниками сужения
круга общения, отвергая друзей и знакомых в связи с чувством стыда и
беспомощности.
- Отсутствие профессиональных планов из-за жесткой связи
начала работы с появлением возможности ходить, даже если их профессиональная
деятельность с этим никак не связана.
Ряд исследователей обращает внимание на специфические
потребности пациентов со спинальной травмой (Spencer, 1995; Toombs ,1994),
которые касаются понимания потенциала восстановления, технологии достижения
реабилитационных целей, пробуждение надежды на то, что жизнь может быть
продуктивной и осмысленной несмотря на последствия травмы.
Важной является
задача поддержания межличностного общения пациента со сверстниками, в том числе
имеющими схожие проблемы, не ограничиваясь «здоровыми» (Carpenter, 1994;
Laskiwski,1993). Поддержание мотивации к дальнейшей реабилитации и подготовка к
жизни в реальной среде в виде развития необходимых социальных и физических
навыков, также является важной задачей реабилитации.
Becker и соавт. (2006)
разработали модель семейной психотерапии, включающей индивидуальные, семейные,
групповые (несколько семей пациентов со спинальной травмой) и психообразовательные встречи для снижения психоэмоционального напряжения.
Благодаря этим встречам пациент и его семья получают несколько важных для
переживания травмы ресурсов: чувство общности, возможность приобрести новые
стратегии преодоления проблем, наблюдение за случаями успешной адаптации к
травме и рост надежды на лучшее, общение между семьями и получение рекомендаций.
Выводы к главе 2
- Данные о наличии эмоциональной дезадаптации у пациентов со
спинальной травмой разнятся, что во многом связано с периодом реабилитации, в
котором происходит диагностика. Исследователи подтверждают наличие динамики
эмоционального состояния на различных этапах реабилитации. Существует
зависимость эмоционального благополучия от ряда факторов.
- Многофакторная психосоциальная модель расстройств
аффективного типа позволяет систематизировать и синтезировать существующие
исследования эмоциональной дезадаптации у пациентов со спинальной травмой,
распределяя их по четырем блокам: макросоциальные факторы (факторы среды,
культуральных установки, ценности), семейные, личностные и интерперсональные
факторы.
- О значении макросоциальных факторов в эмоциональной дезадаптации свидетельствуют данные о связи депрессивных расстройств и
особенностей среды (ее доступности, оборудованности, наличии необходимых средств
передвижения), уровнем образования, возрастом.
- Спинальная травма изменяет жизнь не только самого пациента,
но и его семьи, и влечет за собой изменения семейной структуры и семейного
функционирования (например, развод, изменение семейных ролей, трудности или
невозможность деторождения), в результате которых нередко возникает вторичная травматизация.
- Согласно исследованиям, спинальная травма неизбежно влечет
характерологические изменения у пострадавших. С точки зрения влияния личностных
факторов на процесс эмоциональной адаптации к травме важную роль играют
стратегии совладающего поведения и преморбидные особенности личности.
Основной фокус исследований связи
интерперсональных
отношений и эмоциональной дезадаптации направлен на
изучение социальной
поддержки. Исследователи сходятся в понимании, что дефицит поддерживающих
отношений связан с риском возникновения эмоциональных нарушений. Отмечается, что
не только качество социальной поддержки, но и ее форма (информационная,
инструментальная или эмоциональная) влияют на процесс адаптации к травме.
Назад |
Оглавление
| Вперед
Дата публикации (обновления):
15 июля 2017 г. 14:15
.
| | |