Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

Влияние семейных, интерперсональных и личностных факторов на эмоциональную дезадаптацию подростков и молодых людей, перенесших спинальную травму (данные корреляционного и регрессионного анализа)

В таблице 11 представлены результаты корреляционного анализа эмоциональной дезадаптации и мотивов аффиляции у подростков и молодежи, перенесших тяжелую физическую травму.

Таблица 11. Связь показателей эмоциональной дезадаптации (опросник депрессии Бека и опросник тревоги Бека) и мотивов аффиляции (опросник мотивов аффиляции) у подростков и молодежи, перенесших тяжелую физическую травму независимо от этапа реабилитации (критерий Спирмена (р), №=39)

опросник тревоги

Обнаружены значимые положительные связи между симптомами эмоциональной дезадаптации и страхом отвержения. Это указывает на крайне деструктивный вклад страха отвержения, нарастающего c увеличением давности травмы, в эмоциональное состояние подростков и молодых людей.

В таблице 12 представлены результаты корреляционного анализа показателя стиля эмоциональных коммуникаций в семье и симптомов эмоциональной дезадаптации, выполненного на всей выборке пациентов, независимо от этапа травматизации. Выявлена значимая связь между показателем критики, индуцирования тревоги, сверхвключенности и симптомами депрессии, значимая обратная связь между показателями внешнего благополучия и тревогой.

Таблица 12. Связь семейных коммуникативных дисфункций (опросник СЭК) и эмоциональной дезадаптации (опросник депрессии Бека и опросник тревоги Бека) подростков и молодых людей, перенесших тяжелую физическую травму независимо от этапа реабилитации (критерий Спирмена (р), №=39)

опросник депрессии Бека

Исходя из полученных данных можно сказать, что рост симптомов депрессии связан со склонностью родителей часто критиковать детей и проявлять повышенное беспокойство по разным поводам, тем самым индуцируя тревогу у ребенка, а также с повышенном контролем и симбиотическим стилем отношений с пострадавшим членом семьи. Требует отдельного анализа отрицательная корреляция транслируемой ценности внешнего благополучия, т.е.тенденции скрывать проблемы от других людей, и низкого уровня тревоги. Можно предположить, что подобный тип коммуникаций затрудняет реалистичную оценку собственной тревоги, а также открытый ответ на вопросы о своем неблагополучии. Необходимо заметить, что это единственный показатель, который дал, хоть и незначимую, но отрицательную корреляцию и с уровнем депрессивности. Такие установки могут стать серьезным препятствием на пути получения своевременной психологической помощи.

Выявленные связи симптомов эмоциональной дезадаптации с показателями семейных дисфункций и мотивами аффиляции делают интересным изучение связи этих показателей между собой.

В таблице 13 представлены результаты корреляционного анализа стиля эмоциональной коммуникации в семье и мотивов аффиляции у подростков и молодежи, получивших тяжелую физическую травму.

Таблица 13. Результаты корреляционного анализа дисфункций семейных коммуникаций (опросник СЭК) и мотивов аффиляции (опросник Меграбяна) у подростков и молодых людей, перенесших тяжелую физическую травму (критерий Спирмена (р), №=39)

эмоциональная коммуникация в семье

Выявлены значимые положительные корреляционные связи между показателями индуцирования тревоги, сверхвключенности и мотива стремления к принятию; элиминирования эмоций, общей напряженности и страха отвержения, отрицательная значимая связь между внешним благополучием и стремлением к принятию. Таким образом, семейные дисфункции, особенно запрет на открытое выражение чувств, а также суммарный показатель семейных дисфункций связаны с ростом страха отвержения. Одновременно, родительская сверхвключенность и повышенный уровень беспокойства связаны с усилением потребности в принятии у пациентов, что можно объяснить стимуляцией в результате таких коммуникаций страха остаться без поддержки и потребности в принятии со стороны других людей.

Связь стратегий совладающего поведения и эмоциональной дезадаптации отражена в таблице 14.

Таблица 14. Связь стратегий совладающего поведения (шкала СОРЕ) и симптомов эмоциональной дезадаптации (опросник депрессии Бека и опросник тревоги Бека) у подростков и молодых людей, перенесших спинальную травму независимо от этапа реабилитации (критерий Спирмена (р), №=39)

стратегии совладающего поведения

Исследование показало наличие положительных связей религиозного совладающего поведения и оттормаживания занятий, не связанных с преодолением проблемной ситуации, а также значимых обратных связей стратегий использования юмора, психического избегания, отрицания и позитивного переопределения с симптомами эмоциональной дезадаптации.

Таким образом, стратегии, направленные на снижение значимости травмирующей ситуации, избегания мыслей, связанных с ней и отрицания ее последствий, а также переключение на позитивные аспекты связаны со снижением выраженности симптомов тревоги и депрессии. В то время как сосредоточение на одном виде деятельности, направленном на преодоление проблемной ситуации и игнорирование других занятий, а также религиозность связаны с ростом симптомов депрессии и тревоги.

Для оценки совместного влияния семейных коммуникаций, мотивов аффиляции и стратегий совладания на эмоциональную дезадаптацию был применен регрессионный анализ. Данные регрессионного анализа объясняют 47% дисперсии зависимой переменной «Депрессия» на уровне значимости р<0,001 (F=7,009; p<0,001; R2=0,474) и представлены в таблице 15.

Таблица 15. Совместное влияние семейных (опросник СЭК), интерперсональных (опросник мотивов аффиляции) и личностных факторов (шкала СОРЕ) на эмоциональную дезадаптацию (опросник депрессии Бека) подростков и молодых людей со спинальной травмой

личностные факторы

Из таблицы 15 видно, что наибольший вклад в формирование симптомов депрессии вносит «поведенческое избегание», в то время как «внешнее благополучие», «позитивное переопределение» и «психическое избегание» образуют отрицательную связь с показателями депрессии, т.е. снижают ее выраженность. Интересно отметить, что если эмоциональная поддержка способствует снижению симптомов депрессии, то инструментальная, наоборот - приводит к ее росту, что можно объяснить обострением чувства беспомощности у пострадавших.

Исследование совместного влияния семейных дисфункций, мотивов аффиляции и совладающих стратегий на симптомы тревоги показаны в таблице 16.

Таблица 16. Совместное влияние семейных (опросник СЭК), интерперсональных (опросник мотивов аффиляции) и личностных факторов (опросник СОРЕ) на эмоциональную дезадаптацию (опросник тревоги Бека) подростков и молодых людей со спинальной травмой

влияние личностных факторов

Модель регрессии объясняет 57% (F=2,529; p<0,001; R =0,571) дисперсии зависимой переменной «Тревога». Наибольший вклад в формирование симптомов тревоги вносят переменные «страх отвержения», «элиминирование эмоций» и «инструментальная социальная поддержка», в то время как стратегии принятия, а также высокие требования со стороны родителей снижают выраженность симптомов тревоги. Рост тревоги в результате избыточной инструментальной поддержки можно интерпретировать как результат сомнения в собственных силах.

Таким образом, исследование выявило влияние дисфункциональных коммуникаций в семье, мотивов аффиляции и стратегий совладания на эмоциональную дезадаптацию подростков и молодых людей со спинальной травмой независимо от этапа реабилитации. Так, наиболее деструктивный вклад в формирование тревоги вносит страх быть отвергнутым другими людьми, который может быть следствием стимулирования семьей зависимости и страха остаться без поддержки. Стремление быть принятым окружающими снижает выраженность симптомов депрессии, но может подавляться вследствие стремления семьи демонстрировать внешнее благополучие. Эмоциональная поддержка способствует снижению симптомов депрессии, а инструментальная, наоборот, оказывает положительное влияние на выраженность симптомов депрессии и тревоги, что можно объяснить обострением чувства беспомощности и сомнения в собственных силах у пострадавших.

Назад | Оглавление | Вперед

Дата публикации (обновления): 20 июля 2017 г.

.



Жизнь после травмы
спинного мозга