Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

Безопасность в самолете

Как уберечь себя в самолетах

У самолета рейса 1416 компании JetBlue отказал правый двигатель, и салон начало быстро заволакивать дымом. Летевший этим рейсом Джонатан Хаббард рассказывал потом корреспондентам CNN: «Стало нечем дышать, но кислородные маски почему-то не выпадали. По проходу сновали стюардессы и доставали их вручную». Самолет сделал резкий разворот назад, к аэропорту. Когда он запрыгал по взлетной полосе, перепуганные пассажиры начали кричать. К счастью, пилоту удалось все-таки посадить самолет, легкие травмы получили только четверо пассажиров. Рейс компании Southwest, вылетевший из Сакраменто, совершил вынужденную посадку в Лос-Анджелесе, потому что у него не работали закрылки.

Рейс American Airlines, направлявшийся в Даллас, два часа кружил в воздухе, чтобы сжечь топливо перед вынужденной посадкой из-за лопнувшей при взлете шины шасси. И хотя подобные инциденты все-таки случаются, перелеты все равно остаются самыми безопасными из всех видов путешествий.

Если вы летаете крупными авиакомпаниями, шанс погибнуть составляет 1 из 4,7 миллионов. Но помимо авиакатастроф случаются и другие инциденты, и к ним следует быть готовыми — например, такие как незапланированная посадка (которая тоже может привести к катастрофе). Путешествуя самолетом, вы должны быть готовы к чрезвычайным ситуациям — это повысит шансы на выживание.

Девяносто секунд до спасения

Мы все видели ужасные кадры последствий авиакатастроф. Основываясь на том, что показывают в новостях, мы склонны считать, что все катастрофы одинаково смертельны и что ни у кого нет шансов выжить. Но правда заключается в том, что большинство погибает не в результате самой катастрофы, а наглотавшись дыма. В 2005 году аэробус компании Air France во время вылета из аэропорта Торонто выехал за пределы полосы. При этом случился серьезный пожар, но все 309 пассажиров спаслись и никто не получил угрожающих жизни травм. К прибытию спасательной команды большинство пассажиров уже сумели эвакуироваться из воздушного судна по надувным трапам.

Федеральное управление гражданской авиации США предписывает, что все пассажиры должны иметь возможность покинуть загоревшийся самолет за девяносто секунд. Надо спешить, потому что именно эти полторы минуты отделяют вас от риска погибнуть в дыму или в огне.

В 2012 году в Рангуне в катастрофе, в результате которой самолет полностью сгорел, погибли только два человека. Летевшая этим рейсом немецкая журналистка потом писала, что она услышала, как шасси самолета коснулись взлетной полосы — посадка вроде бы прошла удачно. И вдруг раздались панические крики. «Через несколько секунд показался огонь в носовой и в хвостовой частях. Черный дым заволок салон, стало нечем дышать, ничего не было видно. Произошло что-то ужасное», — писала она. Все происходило очень быстро: между возникновением огня и задымлением прошло секунд тридцать. Стюардессы открыли аварийные люки. Пассажиры спаслись, а самолет сгорел буквально за три минуты. Но, к сожалению, не всегда аварийный выход проходит гладко.

В феврале 1991 года в аэропорту Лос-Анджелеса столкнулись два самолета — рейс 737 компании USAir и самолет местной авиалинии SkyWest. Все, кто находился на борту самолета местной авиакомпании, погибли. И хотя большинство пассажиров рейса 737 в столкновении выжили, двадцать два пассажира погибли в огне. Предполагается, что семнадцать из них уже подбирались к аварийным трапам, но задохнулись в дыму. Джеймс Бернетт, глава отдела расследований Национального совета по безопасности на транспорте, рассказывал корреспондентам журнала People: «Слишком многие оставались на своих местах и даже не пытались выйти». Началась паника, люди столпились у хвостового выхода, там образовалась пробка из восьми или девяти человек. Компетентные органы тщательно расследовали эту трагедию, по результатам таких расследований постоянно усовершенствуются методики спасения, но есть определенная тактика, которой должны придерживаться вы лично, и эта тактика повышает шансы на спасение.

Не впадайте в ступор, двигайтесь!

Поскольку время, отведенное на экстренный выход из самолета, составляет всего девяносто секунд, совершенно очевидно, что двигаться надо быстро. В это трудно поверить, но, столкнувшись со смертельной опасностью, люди часто впадают в ступор и утрачивают способность двигаться. Дуайт Беннетт, которому на момент столкновения рейса компании USAir было двадцать семь лет, рассказывал журналу People, как какая-то женщина кричала: «Помогите! Я не могу сдвинуться с места!» — в панике она не могла расстегнуть ремень безопасности. И это довольно распространенная реакция.

Флой Олсон и ее муж Пол Хек, школьный учитель на пенсии, выжили в одной из страшнейших авиакатастроф в истории. В 1977 году в результате столкновения двух «Боингов-747» на Канарских островах погибли 582 человека. Через десять лет после катастрофы Олсон вспоминала в газете Los Angeles Times о том, что своим спасением обязана быстрой реакции мужа: «Я была в шоке и наверняка бы погибла, если бы не муж. Помню, как какая-то женщина кричала: “Нас взорвали!” Я тоже так подумала и решила, что вот — умираю. Но муж крикнул: “Флой! Расстегни ремень, давай выбираться!”» Олсон и Хек выбрались на крыло и прыгнули на землю, а высота там — этажа в два. Олсон ударилась головой и на несколько минут потеряла сознание. Очнувшись, она смогла заставить себя отползти подальше, и вскоре самолет взорвался. Олсон вспоминала, что, как ни странно, страха она тогда не испытывала: «Я часто думаю — ну почему я не боялась? И не могу этого объяснить, потому что вообще-то я весьма эмоциональная особа. Я просто знала, что должна продолжать двигаться».

Никто из нас заранее не знает, как поведет себя в случае такой чрезвычайной ситуации, но помните о тех девяноста секундах и старайтесь заставить себя и своих близких двигаться как можно скорее.

Бросьте все

В экстремальных ситуациях мозг ведет себя самым странным образом — поэтому прикажите себе бросить все свои пожитки. У какой-то женщины на рейсе 737 сумка застряла в проходе, а она все тянула ее за собой, потому что там были ее кредитки. Другая пассажирка все переживала, что в самолете осталась ее скрипка (вот ведь чудо: скрипка потом нашлась, она совершенно не пострадала). В той катастрофе в Рангуне немецкая журналистка пыталась прихватить свой чемоданчик на колесах: она только и думала о том, как бы не остаться без паспорта. Да, мы все прекрасно понимаем, что даже ценные вещи — вроде паспорта или скрипки — все равно не могут сравниться с ценностью человеческой жизни, но в таких ситуациях вы просто обязаны напомнить себе об этом, бросить все и бежать.

Правило пяти рядов

Многие полагают, что самые безопасные места — в хвосте самолета. Но это справедливо только в том случае, если самолет ударяется носом. В некоторых же случаях удар приходится на хвост, и тогда уж точно никому не хотелось бы там оказаться. Лучше всего в случае экстренной посадки быть поближе к аварийным выходам, а это означает места в пяти рядах до и после аварийного выхода. Самые удачные места — непосредственно возле аварийного выхода. Старайтесь также заказывать места у прохода.

Чем меньше народа между вами и аварийным выходом — тем лучше. Преимущество нашей эпохи интернета в том, что при регистрации онлайн мы можем сами выбирать себе места. Так что помните о правиле пяти рядов.

Плюс три, минус восемь

Эта фраза — «Плюс три, минус восемь» — означает, что наиболее значимы в полете первые три минуты после взлета и последние восемь минут перед приземлением. Согласно статистике, большинство катастроф происходит именно в эти отрезки времени. Чтобы повысить свои шансы во время взлета и приземления:

  • Бодрствуйте. Другими словами, не проваливайтесь в сон сразу, как усядетесь на место, а если спите в полете, постарайтесь проснуться перед приземлением.

  • Не снимайте обувь. Путешествуйте в удобной, надежной обуви (но не в сандалиях).

  • Во время взлета и посадки не отвлекайтесь на электронные игры и чтение.

  • Если вы не из трезвенников, все-таки не пейте перед полетом — оно того не стоит.

  • Заняв свое место, обратите внимание на то, сколько мест отделяет вас от аварийных выходов.

Читайте инструкции по безопасности

Вы, скорее всего, из тех, кто сидит, уткнувшись в свой планшет или газету, пока стюардессы рассказывают вам о мерах безопасности. Вы ведь уже и так все знаете! Сто раз слышали, что надо пристегивать ремни, как обращаться с кислородной маской... Однако в каждом полете надо обязательно знакомиться с инструкцией по безопасности — все самолеты разные, и, как вы уже поняли, необходимо точно представлять, где именно находятся аварийные выходы. Следует также вспомнить, какой должна быть безопасная поза при аварийной посадке, знать, как использовать подушку сиденья в качестве спасательного круга. Я уверен, что, дай Бог, один процент путешественников читает эти инструкции, но ведь на то, чтобы ознакомиться с ними, требуется всего пара минут!

Предвзлетная проверка

  • Пересчитайте количество мест до ближайшего аварийного выхода.

  • Обратите внимание на то, что вас окружает. Что может стать препятствием на пути к выходу?

  • Не снимайте обувь.

  • Застегните ремни безопасности.

  • Прочтите инструкцию по безопасности.

  • Проверьте, есть ли под креслом спасательные плавательные средства.

  • Бодрствуйте.

См. в разделе Саморазвитие: Джейсон Хансон. Защити себя…

Похожие материалы

Дата публикации: 20 марта 2016 г.

.



Жизнь после травмы
спинного мозга