Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

От автора

(Лиза Харви. Лечение травмы спинного мозга. Руководство для физических терапевтов)

Цель этой книги — предоставить читателям теоретические основы ведения пациентов с травмой спинного мозга. Она предназначена для студентов и начинающих физических терапевтов с небольшим опытом или без опыта работы в области повреждения спинного мозга, но с общим пониманием принципов физической терапии. В книге есть также главы, которые будут интересны и опытным практикующим врачам, особенно тем, кто стремится исследовать базу фактических данных различных вмешательств.

Когда я писала эту книгу, я мысленно возвращалась ко временам начала своей карьеры. Я вспоминала чувство неадекватности, охватывающее меня, когда я впервые должна была тренировать человека с тетраплерией C6. Я вспоминала чувство тревоги, которую я испытывала, когда поздно ночью мне было предложено заняться работой с критически больным человеком с тетраплегией. Я задумалась над проблемой, с которой сталкиваются физические терапевты во время работы с этими пациентами, и задалась вопросом, почему для этой конкретной группы трудно применять общие принципы физической терапии.

Я также попыталась вспомнить все те вопросы, которыми я задавалась в то время, когда была младшим физическим терапевтом. На многие из них до сих пор нет четких ответов. Так же, как и сейчас, у меня возникали вопросы об относительной эффективности различных вмешательств и о давно высказанных предположениях о том, что физиотерапевты должны, а что не должны делать.

Лиза Харви. Лечение травмы спинного мозгаВ этой книге на первый план выходят три важных фактора.

Первый фактор — это практика, основанная на доказательствах. Переход к доказательной практике изменил физическую терапию. Мы больше не можем принимать в качестве факта все убеждения в отношении физической терапии для людей с травмой спинного мозга, которые ранее передавались из года в год.

Требование получения неоспоримых доказательств в поддержку нашей работы является целесообразным, потому что хорошие данные оптимизируют результаты лечения пациентов и уменьшают затраты на реабилитацию. Хорошие данные повышают удовлетворенность работой физических терапевтов, поскольку они дают однозначные доказательства того, что их работа важна и эффективна, а их вмешательства реально улучшают качество жизни пациентов.

Тем не менее, стремление к практике, основанной на фактических данных, создает проблемы, связанные с вопросом о том, что делать в условиях клинических сценариев, где мало или нет доказательств, которыми мы руководствуемся. Здесь по-прежнему царит неопределенность. Наша профессия все еще молодая, и во многих областях нам еще предстоит четко различать эффективные и неэффективные вмешательства. Это вызов, но это делает нашу профессию динамичной и захватывающей.

Второй фактор, оказавший влияние на эту книгу — Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ)[1], которая была принята Всемирной организацией здравоохранения в качестве общепринятого языка. Данная классификация полезна для создания рамок в процессе физической терапии людей с травмой спинного мозга. Кроме того, МКФ лежит в основе подхода к решению проблем, предложенный в этой книге.

Цели лечения определяются с точки зрения ограничений активности и ограничений участия после учета контекстовых факторов, включающих факторы окружающей среды. Специфические цели физической терапии в значительной степени направлены на способность пациентов выполнять функциональные двигательные задачи, поэтому в МКФ они представлены в домене мобильность. Трудности, связанные с двигательными задачами, анализируются с точки зрения нарушений, а нарушения в значительной степени определяются МКФ доменами нейромышечных, скелетных и связанных с движением функций.

Ключевыми нарушениями являются недостаток силы, ловкости, приспособленности, подвижности суставов, а также наличие боли и нарушений дыхательной функции. Посттравматические возможности пациентов могут быть оценены по уровню ограничения активности и ограничения участия или по степени повреждения. МКФ поощряет физиотерапевтов к тому, чтобы при лечении обращалось внимание не только на степень повреждения, но и на  ограничения активности и ограничения участия.

Третий фактор, оказавший влияние на содержание книги теории о двигательном обучении и двигательном контроле. Часто пациенты с травмой спинного мозга испытывают трудности с овладением важными задачами мобильности, поскольку им не хватает навыков. То есть, они не знают, как с их недавно приобретенными паттернами паралича перемещаться, переворачиваться, ходить или управлять инвалидной коляской. Для целенаправленного движения им нужно научиться соответствующим образом активировать не парализованные мышцы. Двигательные задачи новы, и их нужно изучать. Роль физического терапевта заключается в том, чтобы облегчить процесс обучения и действовать в роли «тренера». Чтобы работа в этом направлении была эффективной, физические терапевты должны понимать, как именно пациенты изучают двигательные задачи и как может быть сконструирована среда для оптимизации обучения. На эти и другие вопросы, связанные с эффективным обучением двигательным задачам, делается акцент во всей книге.

При написании этой книги мне нужно было принять решение о том, что включать, а что исключать. Для младших физических терапевтов достаточно подробно освещены медицинские, хирургические, психосоциальные и сестринские проблемы в одной главе. Надеемся, что эта стратегия позволит читателям оценить более широкое освещение проблем, связанных лечением людей с травмой спинного мозга, не подвергая себя риску отвлечься на вопросы, не относящиеся к первоочередной задаче физической терапии. На эти темы есть много других хороших книг.

Вначале при написании книги я старалась избегать термина «пациент» и, вместо этого, ссылалась на «человека» или «людей» с травмой спинного мозга. Термин «пациент» подразумевает болезнь, пассивность и зависимость, поэтому он менее идеален. Однако альтернативная терминология была настолько неуклюжей и запутанной, что я смягчилась и использовала слово «пациент» в большей части книги, за исключением названий глав и начальных параграфов.

Я надеюсь, что эта книга станет практическим пособием для читателей и поможет им развить навыки решения проблем, необходимых для лечения пациентов со всеми видами травм спинного мозга. Я также надеюсь, что это вдохновит молодых физических терапевтов, работающих в области травмы спинного мозга, на использование физической терапии на основе фактических данных в рамках МКФ (ICF) и двигательного обучения. Надеемся, что следующее поколение физических терапевтов будет критически подходить к своей практике с целью дальнейшего развития физиотерапевтической помощи людям с травмой спинного мозга.

Назад | Вперед
Оглавление


[1] International Classification of Functioning, Disability and Health, (ICF)

Обновлено 25 июня 2019 г.



Жизнь после травмы
спинного мозга