| |
Журнал исследований социальной политики
The Journal of Social Policy Studies
Том 2 № 1 2004
СОДЕРЖАНИЕ |
Характер влияния любых социально-политических мер на жизнь и
положение инвалидов в обществе зависит от концептуальной модели
инвалидности, на которой они основаны. Анализ общественного
отношения к людям с особым физическим статусом показывает, что таких
моделей существует множество, причем, как в сравнительном анализе
истории культуры и социальной политики различных стран, так и в
одном отдельно взятом государстве. Поскольку в любом обществе
гораздо меньше инвалидов, чем любых других людей, неудивительно, что
преобладающие нормы и ценности отражают интересы большинства. Те же
нормы составляют ядро современной политики инвалидности.
Работодателю сегодня зачастую удобнее осуществлять
благотворительность и вспомоществование, чем изменять условия труда
в соответствии с индивидуальными потребностями работника. А система
социальной защиты в современных капиталистических государствах в
большей степени управляется категориями рыночной полезности
человека. Показательна и политика высшего образования, которая, хотя
и предоставляет в некоторых вузах России неплохие шансы абитуриентам
с инвалидностью, но не дает права выбора программы и места обучения.
Подробнее |
Инвалидность в современном обществе
социально продуцируется и является культурным конструктом. Цель
социальной политики в области инвалидности - открытое и доступное
общество для всех. Глобализация социальной политики должна
рассматриваться не как грубое заимствование американских или
европейских норм, а как более комплексный процесс адаптации,
культурной трансформации и борьбы за равенство. В связи с
возрастанием в России людей с ограниченными возможностями идет поиск
адекватной модели социальной политики. В статье анализируются две
модели социальной политики в области инвалидности - патерналистская
(социального обеспечения) и инновационная (гражданских прав), а
также возможности их применения в российском социальном,
экономическом и культурном контексте. Особое внимание уделено
феномену инвалидности и моделям инвалидности.
Подробнее |
Статья показывает, что
социальное угнетение, которое влияет на женщин-инвалидов, отнюдь не
является гендерно-нейтральным. Для женщин с инвалидностью во многом
оказываются недостижимыми стереотипные проявления нормальной
женственности, а именно: сексуальное самовыражение,
привлекательность в глазах мужчин, материнство. Тем самым женщины с
инвалидностью подвергаются угнетению посредством связи категорий
гендера и инвалидности, означающей их принижение как женщин и как
людей в целом. Их считают пассивными и зависимыми от других. Статья
подвергает сомнению эти стереотипы и утверждает, что
женщины-инвалиды имеют собственный личный выбор, они выдвигают
требования своих прав человека, включая права на репродукцию и
сексуальное самовыражение. Кроме того, как в индивидуальном, так и в
коллективном аспектах они представляют разнообразную группу.
Концентрируясь на их силах и ресурсах, автор приходит к выводу, что
мир становится намного богаче, когда социальную группу
женщин-инвалидов признают в качестве ценной для общества, со всеми
их различиями и особенностями. Женщины-инвалиды способны внести
важный вклад в общественное развитие.
Подробнее |
В статье исследуются отношения между
инвалидностью, поколением и социальной политикой. Моральная и
законодательная организация послевоенной социальной политики
базировалась на устойчивом культурном конструкте «нормального»
прохождения жизненного пути. Инвалидность и возраст (отдельно от
пола) были ключевыми компонентами в данной конструкции, определяя
широкий круг категорий зависимости от социального обеспечения и
исключения из трудовых ресурсов. Однако социальные перемены и
появление новых политических дискурсов поставили под вопрос то, как
мыслится проблема зависимости и социального обеспечения в конце
двадцатого века. В данной статье предполагается, что акторы
политических процессов, решая задачи по улучшению положения матерей,
детей и пожилых людей, могут также перестроить отношение между
инвалидами и социальным государством.
Подробнее |
Статья основана на материалах
эмпирического исследования потребностей детей-инвалидов,
проведенного автором совместно с коллективом специалистов ЦИЭТИН,
в Москве, в 2000-2001 годах. Материал дополнен текстами глубинных
интервью, содержащих свидетельства матерей о проблемах ухода за
детьми-инвалидами, о взаимодействии семей с социальной
инфраструктурой. На основе полученных данных проводится оценка
потребности детей-инвалидов в постоянном уходе, рассчитываются
затраты времени членов семей на обслуживающий труд по уходу за
детьми разного возраста и реабилитационного потенциала,
анализируются факторы, влияющие на его продолжительность.
Используется гендерный подход к оценке услуг, замещающих домашний
труд по уходу за детьми-инвалидами, в учреждениях социального
обслуживания семьи и детей.
Подробнее |
В статье представлены результаты
исследования проблемы доступности высшего образования для инвалидов
в России. Рассматриваются основные обязательства государства перед
абитуриентами и студентами с инвалидностью, раскрываются условия,
принципы и механизмы реализации современной государственной политики
в отношении высшего профессионального образования инвалидов.
Приведены данные недавнего исследования условий получения инвалидами
высшего образования - опроса студентов и преподавателей в Саратове и
Челябинске, интервью с представителями вузовской администрации в
Саратове, Самаре и Красноярске. Анализируется влияние инклюзивных
учебных программ и безбарьерной среды в вузе на отношение к
студентам-инвалидам, взгляды университетского руководства на
перспективы интегрированного образования.
Подробнее |
Статья подготовлена по итогам
исследования «Политика и обеспечение высшего образования для
студентов-инвалидов», проведенного при поддержке Департамента
образования и промышленности правительства Шотландии, а также
Шотландского совета по финансированию высшего образования с июня
1996 года по июнь 1997 года. Данное исследование - попытка выяснить,
что значит быть студентом-инвалидом в вузе. На основе глубинных
интервью с несколькими студентами в различных ситуациях удалось
выявить круг проблем, которые следует учитывать высшим учебным
заведениям, чтобы обеспечить студентам с особыми потребностями -
явными или неявными -равные возможности получить высшее образование.
В этой статье авторы освещают и обсуждают некоторые аспекты опыта
студентов-инвалидов. Подробнее
|
Скачать все статьи
(1,4 Мб) |
| | |