Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия особое внимание специалистов уделяется проблеме социальной и физической реабилитации инвалидов с дефектами опорно-двигательного аппарата средствами физического воспитания с целью восстановления здоровья и возвращения инвалидов в общество, приобщения их к общественно-полезному труду.

По данным Всемирной организации здравоохранения, “каждый десятый житель земли является инвалидом; ежегодно 20 млн. человек получают увечья; ежегодно 10 млн. человек получают ранения в результате транспортных происшествий”. Из общего числа лиц с различными видами травм 4% составляют инвалиды с повреждениями позвоночника и спинного мозга. Стойкость соматических и вегетативных нейрогенных расстройств является причиной инвалидности большинства (80—95%) из них. Лица с неполным нарушением проводимости спинного мозга (они составляют весьма незначительную часть) признаются инвалидами II (8%) и реже III (2%) групп. Полное восстановление трудоспособности и возвращение к прежней профессиональной деятельности наблюдается исключительно редко (менее 1%) (О. Г. Коган, 1975). В связи с этим проблема реабилитации инвалидов с нарушениями функций спинного мозга приобретает особую остроту.

Многолетняя практика работы отечественных и зарубежных специалистов с инвалидами показывает, что наиболее действенным методом реабилитации данного контингента является реабилитация средствами физической культуры и спорта. Систематические занятия не только повышают адаптацию инвалидов к изменившимся жизненным условиям, расширяют их функциональные возможности, помогая оздоровлению организма, но и способствуют выработке координации в деятельности опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и выделительной систем, благоприятно воздействуют на психику инвалидов, мобилизуют их волю, возвращают людям чувство социальной полноценности.

В связи с этим перед советской системой физической культуры стоит чрезвычайно важная задача по научному обоснованию системы физического воспитания инвалидов, способной обеспечить, в комплексе с другими методами, их профессиональную и социальную реабилитацию. Эффективная методика локального применения унифицированных физических нагрузок позволит также ускорить процесс восстановления фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, необходимых в сфере бытовой деятельности инвалидов.

Для успешного достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи.

Общие: укрепление здоровья, улучшение физического развития, совершенствование двигательных способностей, увеличение степени приспособляемости и сопротивляемости организма к факторам внешней среды, формирование устойчивого желания и осознанного отношения к выполнению физических упражнений;

Коррекционные: нормализация двигательной активности заключается в восстановлении мышечной силы, предупреждении развития атрофии мышц, профилактике и лечении спастичности мышц, контрактур и деформаций костно-суставного аппарата, выработке способности самостоятельного передвижения и навыков бытового самообслуживания; нормализации нарушенного обмена веществ и дыхания, установлении контролируемых актов дефекации и мочеиспускания;

Специальные: создание стройной системы оптимумов объема и режима двигательной активности, способствующей развитию компенсаторных механизмов в организме инвалидов, восстановлению способности к манипулятивным действиям, включающей вопросы бытового и профессионального обучения и переобучения, необходимости и возможности социально полезной трудовой деятельности и сохранения семьи при наличии стойкого ограничения способности самостоятельного передвижения; разработка нормативных требований, позволяющих оценить уровень развития двигательных способностей инвалидов, форм, методов и средств организации занятий физическими упражнениями, а также примерного содержания и требований к проведению этих занятий с учетом индивидуальных способностей инвалидов, уровня и степени поражения спинного мозга и нарушения двигательной активности.

Решение данных задач возможно при соблюдении следующих условий, являющихся гарантом социальной реализации личности инвалида: положительный результат лечебной реабилитации, подготовка семьи к восприятию инвалида в своем кругу, упразднение конструктивных преград в жилище и на месте работы и др.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ИНВАЛИДОВ

Процесс физического воспитания инвалидов с нарушениями функций спинного мозга может состоять из трех ступеней, характеризующих состояние двигательной сферы этих лиц. Каждая из ступеней представляет собой определенный качественный уровень двигательных возможностей инвалидов в возрастном аспекте: а) низкий уровень, б) средний уровень, в) высокий уровень.

Этот процесс может включать в себя четыре взаимосвязанных

раздела: 1) знания. 2) умения, 3) требования к двигательному режиму, 4) виды испытаний и нормы. Раздел знаний состоит из четырех тем:

1) физическая культура—важнейший составной компонент жизнедеятельности человека;

2) физическая культура как одно из основных средств коррекции двигательной сферы инвалидов;

3) место физической культуры и спорта в решении проблемы социальной, бытовой и профессиональной реабилитации;

4) сознательное активное отношение инвалидов к физическому воспитанию—фактор, определяющий успех реабилитационных мероприятий.

Раздел умений предусматривает:

владение практическими навыками применения различных средств и форм физической культуры в режиме учебы, труда и отдыха;

умение применять физические упражнения для коррекции двигательной сферы с целью обеспечения возможности бытовой и трудовой деятельности;

особенность применения гигиенических и закаливающих процедур, средств самоконтроля за состоянием здоровья в процессе групповых и самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Раздел требований к двигательному режиму определяет минимальный недельный объем физических упражнений, который рекомендуется выполнять при подготовке к выполнению норм и обеспечит достижение физического совершенства по уровням качественных групп.

Раздел видов испытаний и норм состоит из видов испытаний (тестов), позволяющих определить разностороннее развитие физических качеств инвалидов и степень овладения ими прикладными бытовыми и трудовыми навыками, а также из нормативов, с помощью которых оценивается фонд жизненно важных двигательных навыков и умений, уровень развития физических качеств инвалида (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость) в соответствии с его возрастом, полом, уровнем и степенью поражения позвоночника и спинного мозга.

Содержание

Похожие материалы:



Жизнь после травмы
спинного мозга