Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ИНВАЛИДОВ

В результате нарушений функций спинного мозга в различных отделах происходит ущемление двигательной сферы человека, коррекция которой должна осуществляться педагогическим путем — обучение двигательным действиям, воспитание основных двигательных способностей.

Обучение двигательным действиям является одним из важнейших вопросов двигательной адаптации инвалидов к бытовой и производственной деятельности, следовательно, программа физического воспитания инвалидов должна включать принципиальные вопросы обучении двигательным действиям. В свете современных теоретических и практических представлений о формировании двигательных умений и навыков, составляющих фонд жизненно важных двигательных действий, процесс обучения необходимо .рассматривать как целостную педагогическую систему, состоящую из трех подсистем, которые отражают структуру и содержание реализации системы педагогических факторов.

1. Этап начального изучения, двигательного действия, в процессе реализации которого решаются следующие ведущие задачи по обучению новым двигательным действиям инвалидов:

а) сформировать у инвалидов общее представление о закономерностях изучаемого двигательного действия;
б) научить частям техники изучаемого двигательного действия;
в) сформировать предпосылки общего ритма изучаемого двигательного действия;
г) устранить причины, провоцирующие возникновение ошибок в технике изучаемого двигательного действия.

Для решения поставленных задач применяется комплекс методов обучения:

метод наглядной демонстрации;
словесный метод;
практические методы обучения, которые реализуются в двух основных направлениях — метод строго регламентированного упражнения, который предполагает изучение новых двигательных действий расчлененнно-конструктивным способом и целостным способом; метод частично-регламентированного упражнения — использование разнообразных форм игровой и соревновательной деятельности в целях изучения новых видов двигательной деятель-ногти инвалидов.

При решении ведущих задач указанного этапа применяются методы расчлененно-конструктивного упражнения и наглядной демонстрации при сохранении доминирующего значения словесных методов.

2. Этап углубленного изучения инвалидами двигательных действий:

а) углубить понимание инвалидами биомеханических закономерностей изучаемых двигательных действий;
б) уточнить технику двигательных действий, изучаемых инвалидами, по пространственным, временным, пространственно-временным и динамическим характеристикам;
в) усовершенствовать общий ритм изучаемого двигательного действия;
г) сформировать предпосылки вариативного выполнения изучаемого двигательного действия.

Для решения поставленных задач применяется изложенный выше комплекс при преимущественном значении практических методов обучения — расчлененно-конструктивного и целостного упражнения.

3. Этап совершенствования (закрепления навыка выполнения двигательного действия):

а) закрепить навык техники изучаемого двигательного действия;
б) реализовать предпосылки к индивидуализации техники изучаемого двигательного действия;
в) расширить диапазон вариативного проявления техники изучаемого двигательного действия;
г) сформировать предпосылки в случае необходимости перестройки элементов техники изучаемого действия.

Для решения поставленных задач применяется комплекс методов обучения при преимущественном значении практических методов обучения.

Система обучения новым двигательным действиям инвалидов включает подсистему контроля за качественным уровнем техники изучаемых двигательных действий.

1. Степень автоматизма двигательного действия.
2. Устойчивость двигательного навыка в условиях эмоциональных сдвигов.
3. Диапазон вариативности проявления техники изучаемых двигательных действий.
4. Устойчивость техники изучения двигательных действий в условиях утомления с сохранением высокого результата.
5. Результат, достигнутый в условиях соревновательной деятельности инвалидов.

В процессе физического воспитания инвалидов одной из ведущих задач является воспитание их двигательных способностей.

Сила. В процессе воспитания силовых способностей инвалидов целесообразно применять методы:

максимальных усилий;
непредельных усилий с большим количеством повторений;
соревновательный и игровой (включение упражнений силового характера).

Быстрота как двигательное качество может быть развита методами:

повторным;
повторно-прогрессирующим;
переменного упражнения;
игровым и соревновательным.

Выносливость может быть развита с помощью методов:

равномерного упражнения;
непрерывного упражнения;
повторного упражнения;
переменного упражнения;
игрового и соревновательного.

Гибкость развивается с помощью методов:

- локального (упражнения направлены на развитие размаха движений в отдельно взятом суставе);
- интегрального (упражнения направлены на развитие размаха движений в системе суставов, дающих возможность изменять положение тела в зависимости от двигательной ситуации);
- игрового и соревновательного.

Ловкость может быть развита с помощью специальных упражнений, направленных на:

а) дифференцирование мышечных усилий;
б) совершенствование способности дифференцировать пространство;
в) дифференцирование движений во времени;
г) совершенствование функций равновесия;
д) сочетание дозированного напряжения и расслабления.

Обучение и воспитание двигательных качеств базируется на системе методических принципов.

Принцип сознательности и активности. Эффективность физического воспитания инвалидов зависит, в первую очередь, от того, насколько сознательно и активно относятся они к занятиям физическими упражнениями. Специалист должен перед началом занятий рассказать занимающимся об оздоровительном, спортивном и профилактическом значении того или иного физического упражнения, объяснить, что занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье, способствуют всестороннему физическому развитию. Проведению таких бесед способствует продуманному и сознательному освоению физических упражнений, формированию устойчивых мотивов к систематическим занятиям на уровне “естественной потребности”. Сознательность — один из важнейших принципов физического воспитания инвалидов. Он обязывает специалиста построить занятие так, чтобы занимающиеся могли бы творчески осваивать планируемый для них материал.

Исходя из принципа сознательности и активности специалист должен руководствоваться следующими правилами:

а) объяснять цель каждого нового упражнения и значение способов его выполнения;
б) отмечать и оценивать успехи занимающихся;
в) привлекать занимающихся к отчету о своих действиях и учить находить причины допущенных ошибок;
г) практиковать задания для самостоятельного решения. 

Принцип индивидуализации. Координационно-трудные или недоступные физические упражнения и нагрузки подавляют занимающегося, угнетают его волю, инициативу. Однако и легкие задания не приносят пользы занимающимся, они не обладают возможностью мобилизовать их волю, обеспечивать должное удовлетворение от занятий; занимающиеся теряют к таким занятиям интерес, поэтому развивающий аффект занятий физическими упражнениями необходимо осуществлять в строгом соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся инвалидов: возрастом, полом, состоянием здоровья, физическим развитием и подготовленностью, опытом систематических занятий физическими упражнениями, типом высшей нервной деятельности. Комплексы физических упражнений, рекомендованные инвалидам, должны быть доступными и соответствовать их физической и двигательной подготовленности. Принцип доступности тесно связан с принципом последовательности изучения тех или иных упражнений. При определении последовательности следует руководствоваться закономерностями переноса двигательных навыков и так называемых врожденных автоматизмов, которые сохранились у инвалидов, что значительно повышает эффективность овладения новыми физическими упражнениями. Необходимо широко использовать положительный перенос двигательных навыков. На основании этого явления определяется последовательность изучения упражнений и подбираются подготовительные и подводящие упражнения. Перенос навыков происходит в тех случаях, когда в структуре и содержании упражнений (в их главной фазе) имеется большое сходство. В обучении инвалидов физическим упражнениям это методическое правило находит отражение в широком применении подводящих и имитационных упражнений. Следует иметь в виду, что перенос навыков у инвалидов проявляется наиболее эффективно на начальных этапах обучения, когда движения выполняются в довольно примитивных вариантах и под усиленным контролем сознания. Специалист должен знать, что после положительного переноса бывает и отрицательный перенос, когда ранее освоенное двигательное действие мешает правильному выполнению изучаемого физического упражнения.

Нарушение принципа доступности создает неправильный психологический настрой. Слишком трудные, невыполнимые задания вызывают потерю интереса к занятиям и неуверенность в своих силах. Слишком легкие — также не интересны, не дают удовлетворения занимающимся. Мастерство специалиста заключается в том, чтобы подобрать посильное интересное задание для каждого занимающегося.

Принцип доступности требует соблюдения следующих правил:

а) знать возрастные особенности занимающихся;
б) изучать и учитывать индивидуальные особенности занимающихся;
в) соблюдать правила (от известного к неизвестному, от легкого к трудному).

Принцип наглядности имеет большое значение при изучении новых физических упражнений. Наглядность в процессе обучения обеспечивается, в первую очередь, демонстрацией отдельных упражнений или техники отдельных элементов в возможно более совершенном исполнении. Как правило, следует показывать образцы техники или образцовое выполнение упражнений. Для этого необходимы образцовый показ физических упражнений методистом, использование кинограмм, рисунков, макетов, плакатов и других наглядных пособий.

Специфичным содержанием принципа наглядности при обучении физическим упражнениям является создание у занимающихся точных и полных представлений, восприятий и ощущений об изучаемых движениях. Для этого важно обеспечить тесную функциональную взаимосвязь различных анализаторов (зрительного, двигательного, тактильного, слухового и др.).

Объяснение станет по-настоящему образным и сможет вызвать нужные ассоциации, если оно будет опираться на жизненный опыт инвалидов. Мастерство специалиста в этом случае будет заключаться в умении найти сходные, знакомые инвалидам признаки физических упражнений с учетом их двигательного опыта. Чем ярче, эмоциональнее будут наведены эти ассоциативные “мосты”, тем эффективнее будет осваиваться новый двигательный материал. При изучении комплекса упражнений методист должен, по возможности, расширять свой диапазон сравнений и предметных заданий. Такая форма объяснения, как сравнение и образцовый показ физических упражнений, наиболее адекватна для восприятия инвалидами.

Чтобы обеспечить наглядность в обучении, следует руководствоваться следующими правилами:

а) определить, какая педагогическая задача должна быть решена средствами наглядности;
б) организовать восприятие движения с помощью разных органов чувств;
в) применяя средства наглядности, учитывать предыдущий двигательный опыт и знание занимающимися физических упражнений;
г) заранее продумать, как обеспечить средствами наглядности активное и сознательное восприятие нового учебного материала;
д) использовать непосредственную и опосредствованную демонстрацию как средство исправления двигательных ошибок у занимающихся.

Принцип систематичности. Формирование двигательных навыков у инвалидов происходит в соответствии с закономерностями условно-рефлекторной деятельности. Известно, что условные рефлексы носят характер временных связей. Они угасают или даже совсем исчезают в тех случаях, когда не повторяются условия, их породившие. Поэтому всякие непредвиденные перерывы в занятиях, как и недостаточная дозировка (повторность) упражнений в каждом из них, нежелательны, так как занимающиеся теряют способность четко выполнять отдельные двигательные действия, хуже согласовывают их, утрачивают так .называемое мышечное чувство пространства и времени в условиях двигательной деятельности.

Однако подготовка занимающихся инвалидов не может быть сведена к хаотическому повторению различных упражнений. Она представляет сложную систему взаимообусловленных средств и методов обучения двигательным качествам. В соответствии с этой системой последовательность основных упражнений должна соответствовать решению конкретных задач каждого из этапов двигательной подготовки инвалидов, подбор и повторность упражнений должны отвечать закономерностям “переноса” двигательных навыков и физических качеств, а чередование нагрузок и отдыха — неизменному повышению функциональных возможностей организма занимающихся инвалидов.

При систематических занятиях инвалиды достаточно эффективно осваивают навыки, а также получают оптимальную функциональную подготовку. Наряду с постепенным усложнением заданий от занятия к занятию увеличивается и физическая нагрузка. Поэтому специалист, должен регулировать величину физических нагрузок изменением интенсивности выполняемых упражнений, темпа их выполнения, продолжительности отдыха между упражнениями и т. д.

Систематические занятия предъявляют повышенные требования к организму инвалидов и, в первую очередь, к сердечно-сосудистой, дыхательной и нервно-мышечной системам. Это, в свою очередь, содействует нормализации физического развития инвалидов, укреплению их здоровья и повышению функциональных возможностей. Оптимальным практическим решением вопросов, связанных с реализацией принципа систематичности, было бы такое, при котором в процессе занятий физическими упражнениями исключалась бы возможность неправильною выполнения двигательных задач. Неправильное от занятия к занятию выполнение физических упражнений ведет к накапливанию и закреплению ошибок, от которых потом очень трудно избавиться.

Чтобы обеспечить систематичность в занятиях физическими упражнениями необходимо на основе методических указаний спланировать занятия заранее, регулярно учитывать их результаты и придерживаться следующих методических правил:

а) заблаговременно устанавливать последовательность упражнений;
б) суммарная нагрузка применяемых педагогических факторов (методов, средств, форм физического воспитания) должна быть оптимальной;
в) обучать физическим упражнениям необходимо сначала в главной, ведущей, фазе упражнений, а потом — второстепенной, производной;
г) время от времени возвращаться к основной фазе двигательного действия.

Принцип прочности. Весь процесс физического воспитания следует строить так, чтобы знания, двигательные умения и навыки осваивались основательно и прочно. Прочность отдельных навыков играет важную роль в дальнейшем изучении новых видов двигательной деятельности, когда вследствие ряда обстоятельств недостаточно упроченный навык расстраивается, возникают условия формирования двигательных ошибок. Необходимыми условиями выработки прочного навыка являются: сознательное его усвоение (чем с большей сознательностью навык формируется, тем прочнее он закрепляется), многократное систематическое повторение освоенного материала (благодаря чему создаются предпосылки для более эффективного усвоения новых упражнений, для сохранения силы, гибкости, быстроты и выносливости), так называемое попутное повторение.

Прочность освоенных навыков зависит не только от методов обучения, но и от координационных особенностей некоторых физических упражнений. Для реализации в физическом воспитании принципа прочности следует руководствоваться следующими правилами:

а) не переходить к изучению новых упражнений, пока не будет основательно изучен текущий материал;
б) включать в занятия ранее изученные упражнения в новых сочетаниях и вариантах;
в) повышать интенсивность и длительность выполнения освоенных упражнений;
г) систематически вести учет успеваемости и оценивать достижения занимающихся, проводить нормативные и разрядные испытания, соревнования и выступления.

Принцип дифференциально-интегральных оптимумов. Применение физических нагрузок различного содержания в профилактических и коррекционных целях должно строиться на основе глубокого знания специалистом функционального состояния нервно-мышечной системы инвалидов с нарушениями функций спинного мозга, знание закономерностей функционирования которой в условиях двигательной деятельности обеспечит применение оптимальных локальных и интегральных физических нагрузок. Эффективность применения педагогических факторов оптимального уровня воздействия будет реализована в двух основных педагогических аспектах (рис. 1):

Рис.1

а) по горизонтали расположены темп реализации основных компонентов физической нагрузки, один из которых может доминировать в тон или иной форме физического воспитании - объем, мощность, интенсивность, продолжительность однократного воздействия физических нагрузок установленной мощности, интервалы отдыха, характер отдыха. Горизонтальное расположение основных компонентов физических нагрузок в графическом изображении позволяет понять, что основным фактором формирования развивающегося эффекта является мощность физической нагрузки в единстве с вышеизложенными ее компонентами. С учетом вертикального роста оптимальных морфологических и функциональных сдвигов в организме занимающихся физическими упражнениями представляется возможным определить четыре метода:

- метод оптимального сочетания максимальной и околомаксимальной мощности и малого объема повторений;
- метод оптимального сочетания субмаксимальной мощности и среднего, а также малого объема повторений;
- метод оптимального сочетания большой и средней мощности и соответственно большого и субмаксимального объема повторений;
-метод оптимального сочетания малой мощности и максимального объема повторений;

б) по вертикали расположены сформированные уровни устойчивых качественных изменений в результате применения оптимальной мощности педагогических факторов, которые должны быть использованы специалистом как морфологическая и функциональная база становления я совершенствования компенснторных механизмов двигательных действий, восстановления и совершенствования внутримышечной и межмышечной координации опорно-двига-тельного аппарата с нарушениями функций спинного мозга.

Качественные изменения в организме человека, достигнутые путем оптимального уровня воздействия силы физических нагрузок различного содержания, локального воздействия при формировании фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, развития его функционального потенциала в единстве, являются основой для формирования резервных возможностей лимитирующих систем (основной компонент в системе двигательного качества). Через развитие системы основных двигательных качеств формируется интегральный эффект в достижении функционального резерва на организменном уровне.

Таким образом, применение физических нагрузок различного содержания в профилактических, корректировочных и тренировочных целях двигательной сферы инвалидов должно быть реализовано специалистом на основе руководства следующими закономерностями:

1. Глубокое знание функционального состояния нервно-мышечной системы инвалидов с нарушениями функций спинного мозга;
2. Физические нагрузки различного характера, применяемые локально и интегрально в профилактике и коррекции двигательной сферы инвалидов, в каждый момент проведения занятий должны быть оптимальными, с учетом функционального состояния их нервно-мышечной системы и системы внутренних органов;
3. Вертикальный рост коррекционного эффекта двигательной сферы инвалидов должен строиться только при наличии объективного методического обеспечения в форме горизонтально расположенных дифференциальных оптимумов, реализация которых в перспективе обеспечивает формирование интегрального эффекта в двигательной подготовке инвалидов с нарушениями функций спинного мозга (рис. 2. Приложение 1.

Рис. 2. Система педагогических факторов.

Условные обозначения: УИО — уровень интегральных оптимумов; УДО уровень дифференциальных оптиадумов; Б1–6 – блоки физических упражнений различной направленности; ИДИО — принцип дифференциально-интегральных олтимумов; ИУДП — исходный уровень двигательной подготовленности; ФФП – формы физической подготовки; ОУДП — оптимальный уровень двигательной подготовленности.

Содержание

Похожие материалы:



Жизнь после травмы
спинного мозга