Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

ЛФК как действенный метод восстановительной терапии

Учитывая особую значимость моторных нарушений у больных с травмами спинного мозга основное внимание должно быть уделено восстановлению двигательных функций (В.Л. Найдин, 1972; 1988; А.Ф. Каптелин, 1986; A.M. Sherwood, W.B. McKay, М. R. Dimitrijevic, 1996). Многочисленные методы лечебной физкультуры являются наиболее физиологически адекватными и эффективными мероприятиями в реабилитации движений, которые осуществляются за счет компенсаторных механизмов. Активизация движений обуславливает устранение патологических процессов и трофических расстройств в организме больного. Поэтому, главная роль в лечебно-восстановительном процессе при травматическом повреждении спинного мозга отводится лечебной физкультуре (В.И. Беляев, 2001).

Научные исследования о роли лечебной физической культуры в реабилитационном процессе показывают широкие возможности ее применения как яркого метода восстановительной терапии, так как в отличие от других методов лечения в лечебной физкультуре (ЛФК) требуется активность самого больного (В.Л. Найдин, 1972; 1988; М. Вейсс и др., 1986; В.А. Епифанов, 1988; В.Н. Мошков, 1990).

В.К. Добровольский (1970) выделил 4 главных механизма лечебного действия физических упражнений:

1) тонизирующее;

2) трофическое;

3) формирование функциональных компенсаций;

4) нормализация функций и целостной деятельности организма.

Поскольку ЛФК повышает жизнеспособность организма в неблагоприятных условиях, всем больным с травмой спинного мозга необходим комплекс общеукрепляющих и мобилизующих мероприятий, снимающих отрицательные влияния гиподинамии. При повреждении спинокортикальных связей поток импульсов от проприорецепторов, расположенных каудальнее травмы, уменьшается. В то же время импульсация из зоны повреждения резко возрастает, образуя в коре головного мозга патологическую доминанту, подавляющую активность корковых структур. Указанные обстоятельства ведут к ослаблению регулирующего влияния коры на функции организма. Тонизирующие физические упражнения позволяют уменьшить это торможение. Регулярное систематическое многократное повторение упражнений возбуждает соответствующие двигательные клетки коры и удерживает их в состоянии функциональной активности. Физические упражнения выводят на новый уровень обменно-энергетические процессы в мышцах, способствуют усилению кровообращения.

Таким образом, задачами ЛФК в клинике повреждений спинного мозга являются общеукрепляющие мероприятия, активация двигательных центров коры, улучшение кровообращения в зоне с нарушенной иннервацией (А.А. Вишневский, А.В. Лившиц, В.Б. Гельфанд, и др., 1972; В.Л. Найдин, 1988).

Приемы ЛФК разнонаправлены в зависимости от вида паралича: вялого или спастического. При вялом параличе подбор упражнений проводится таким образом, чтобы увеличился поток импульсов от проприорецепторов паретичных конечностей. При спастическом параличе усилия направлены на расслабление и растяжение мышц. И в том, и в другом случае объектом для занятий являются функционально дефектные мышцы.

При грубых повреждениях (неустраненная компрессия, размозжение структур, анатомический перерыв), когда восстановление невозможно, ЛФК решает задачи замещения функций (компенсацию), нейромоторного перевоспитания мышц, в норме не участвующих в данном двигательном акте, и приспособления к дефекту (Г.А. Коротич, 1976; Н.Е. Мольская, 1987; Т.Н. Несмеянова, 1990; Л.Д. Потехин, 1995). Проблема компенсации нарушенных функций по своему значению занимает в медицине одно из важнейших мест, ибо компенсация, понимаемая в широком смысле, всегда является "физиологической мерой организма" в ответ на то или другое нарушение его функции (В.Н. Мошков, 1991).

В каждом периоде травматической болезни спинного мозга ЛФК имеет свои особенности. Они касаются как цели, так и выбора комплекса движений, темпа, объема и их силы, а также количества частной и общей нагрузки (В.Л. Найдин, 1988; В.Н. Мошков, 1991).

При частичных повреждениях спинного мозга, когда некоторые проводники сохранены, включение дополнительных интернейронов при образовании новых рефлекторных реакций взамен утраченных обеспечивает развитие движений в объеме, достаточном для функционального восстановления. При разрыве мозгового шнура импульсная передача от центра на периферию осуществляется по экстрамедуллярным коннективам, что приводит к включению приспособительных механизмов и компенсации сформировавшегося дефекта, "к развитию двигательных функций даже в условиях анатомического перерыва спинного мозга" (Т.Н. Несмеянова, 1971).

Применение ЛФК в восстановлении больных с травматическим повреждением спинного мозга позволяет решать следующие задачи:

1) улучшение проведения двигательных и чувствительных импульсов;

2) устранение или ослабление ряда рефлекторно-тормозных механизмов, в том числе вегетативных и функционально-психогенных;

3) укрепление паретичных и растяжение сокращенных мышц (при контрактурах);

4) укрепление мышечного корсета позвоночника;

5) восстановление нарушенных актов координации (в частности, улучшение процессов ходьбы);

6) профилактика контрактур конечностей и борьба с нарастанием парезов и параличей;

7) восстановление функции позвоночника как органа опоры и движения;

8) развитие компенсаторных и заместительных двигательных навыков;

9) оздоровление и укрепление всего организма больного, повышение общего тонуса и работоспособности (В.Н. Мошков, 1991; Б.П. Редько, 1992).

См: Ахундова Р.Е. Физиологическое обоснование программ реабилитации после травм спинного мозга методами лечебной физкультуры и миофасциального расслабления с использованием биологических обратных связей

Предыдущая страница | Следующая страница

Похожие материалы:

.



Жизнь после травмы
спинного мозга