|
Пять психологических стадий тех, кто потерялся в лесуПоследние открытия в нейробиологии показали: «лесной шок» представляет собой эмоциональную реакцию на «разночтение» когнитивной карты и карты реальной. Утопающий, хаотично бьющий по воде руками и ногами, вряд ли спасется, но надо понимать, что это естественная реакция организма. Гораздо выше шанс выжить у тех, кто спокойно плывет по течению. Любая такая смерть случается от сочетания ряда факторов: истощение, обезвоживание, переохлаждение, голод, травмы, — но в конечном счете причиной всех смертельных исходов в природных условиях является состояние смятения. «Лесной шок» привел к тому, что Киллип действовал необдуманно и без плана. Сочетание душевного напряжения, возбуждения и неправильных действий привело к тому, что эмоции и разум превратились в двух утопающих пловцов, которые упорно тянули друг друга ко дну. Из этого мы делаем вывод, что состояние потерянности никак не связано с местоположением. На самом деле это трансформация и сбой ума. Чувство потерянности может возникнуть как в лесу, так и в обыденной жизни. Люди инстинктивно это понимают. Мужчина в летах оставляет прекрасную семью ради молодой женщины. Его жизнь летит к чертям. О таком говорят: он сбился с пути, потерял ориентиры. Если он не разберется с этой ситуацией, то и сам себя потеряет. Подобное может происходить и с целыми организациями. Стадии потерянностиИсследователи считают, что потерявшийся человек проходит пять психологических стадий: Первая стадия — отрицание. Человек не признается самому себе, что он потерялся; продолжает с еще большим упорством двигаться вперед; не теряет надежду, что рано или поздно его когнитивная карта совпадет с реальной действительностью. Вторая стадия — гнев, осознание, паника. Человек понимает, что заблудился; вопрос выживания приобретает неотложную актуальность. Он перестает трезво оценивать ситуацию; его действия теряют осмысленность, становятся хаотичными, непродуктивными и даже опасными. Третья стадия — планирование, заблуждение. Эмоции идут на убыль — часто вследствие физического истощения и ранений. Заблудившийся принимает план действий для нахождения места, которое соответствует его когнитивной карте, — это порочная стратегия, поскольку вводит в заблуждение еще больше, ведь такого места нет. Идет торг с судьбой. Четвертая стадия — разочарование и угасание. Поскольку новая стратегия не дает результатов, в человеке постепенно исчезает способность мыслить и чувствовать. Пятая стадия — гибель или спасение. Силы человека на исходе; он смиряется со своей судьбой. Хотите вы этого или нет, но, чтобы спастись, надо создать новую когнитивную карту. Выбор простой — стать Робинзоном Крузо или умереть. Для выживания в первую очередь необходимо обрести себя. После этого уже не так важно, где вы находитесь. Пять стадий умиранияСтадии потерянности очень похожи на пять стадий умирания, которые описала американский психолог Элизабет Кюблер-Росс, автор книги «О смерти и умирании»* (On Death and Dying):
В конечном счете результат одинаковый. Джон Лич так пишет в книге Survival Psychology («Психология выживания»):
Кеннет Хилл прекрасно знает о подобных случаях:
Мы еще далеко не до конца понимаем, как работает человеческое сознание; как говорил апостол Петр, мы видим мир сквозь тусклое стекло**. Существует много факторов, влияющих на то, сколько информации мы можем воспринимать и как мы распоряжаемся этой информацией. Мы порой совершаем поступки, которые может позволить себе только человек, находящийся в полусознательном состоянии: терять ключи и не находить их у себя под носом; не замечать красного света светофора; забывать о кипящем чайнике; не оплачивать счета по дому и многое другое. Последствия таких действий не самые серьезные. Но когда человек попадает в чуждые и враждебные ему условия, цена ошибок совсем другая. Сноски * Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. М.: София, 2001. Остаться в живых: психология поведения в экстремальных ситуациях / Лоуренс Гонсалес. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. Публикуется с разрешения издательства Похожие материалы:
Дата публикации: 27 июля 2015 г. . |
|