|
Настрой и сосредоточенностьЦель этой главы — помочь вам найти оптимальное состояние духа. Вы узнаете, что вы собой представляете, когда находитесь в лучшей форме и полноценно отдыхаете, насколько важны перемены настроения и смещение фокуса, а также как и для чего стоит переходить из одного состояния в другое. Учитесь использовать разный настрой в течение дняЯ много говорю о важности настроя в своей первой книге. Это значимая часть моей работы в качестве тренера по личностному росту. Общаясь с клиентами, я нередко вижу, насколько легко темы настроя и сосредоточенности выпадают из их поля зрения. Большинство людей действуют в размеренном режиме. Они идут по жизни в определенном темпе, придерживаясь определенного шаблона и пребывая в определенном расположении духа. Их дни похожи один на другой. Их настроение практически всегда одинаково. Возможно, по пятницам чуть более приподнятое. Иногда они боятся того, к чему плохо подготовлены, но рассчитывают, что все пройдет хорошо, несмотря на откровенно слабое планирование. Но глобально их состояние не меняется. Отношение к делуМногие ведут себя так, как хорошему гольфисту не стоит вести себя во время игры: гольфист делает удар и в зависимости от результата испытывает радость, досаду, разочарование, смущение. Эти чувства он берет с собой, чтобы выполнить следующий удар. Он не контролирует происходящее, поскольку позволяет результату руководить своими эмоциями. Он надеется на хороший удар, делает его, и качество последнего определяет его чувства, а чувства определяют следующий замах. Он разрешает прошлым событиям диктовать будущие эмоции и будущие действия. Эта глава объясняет, почему должно быть ровно наоборот: почему чувства должны контролировать действия. Результаты в гольфе, как и в жизни, во многом определяются ментальными и психологическими аспектами. Очень многое зависит от того, в каком состоянии мы пребываем в конкретный момент. Эмоции и настрой, в свою очередь, говорят об отношении и подходе к делу. Тот, кто заранее решает, в каком настроении быть и на чем сфокусироваться, увеличивает свои шансы на успех. Представьте, что вы актерПредставьте, что вы актер. Вы только что окончили драматическую школу и пришли на свое первое прослушивание. Вам говорят, что первый сценарий, который предстоит разыграть, будет таким: по телефону вам сообщают, что ваш близкий друг погиб в результате несчастного случая.
Качество игры актера зависит от его способности реально прочувствовать те эмоции, которые он изображает. Так его игра не выглядит фальшивкой. Но возможно ли до такой степени контролировать свои чувства? Может ли выдуманное сообщение в выдуманном телефонном разговоре заставить испытать подлинные эмоции? Любой актер вам ответит — «да». Ментальная подготовка тесно связана с контролем над чувствами. Если не уметь управлять своими эмоциями, заменять одни чувства другими, корректировать и контролировать их, как тогда собраться с силами и заставить себя выйти на длительную пробежку, когда за окном дождь? Как взять себя в руки, когда страх провала парализует перед важной встречей, разговором или выступлением? Как быть с волнением, которое накрывает в финале Олимпийских игр? Как все это преодолеть, если чувства невозможно контролировать? Возможно. И вы проделывали это множество раз, чаще всего даже не замечая, насколько хорошо вам это удавалось. Выступая перед зрителями, актер должен погрузиться в то состояние, которое мы испытываем, теряя близкого человека, прочувствовать его и сыграть, когда раздастся роковой звонок. Он должен говорить сам с собой так, будто событие действительно произошло, произносить слова, исполненные печали, и фразы, вызывающие соответствующую реакцию. Чтобы добиться нужного эффекта, актеру приходится прокручивать в голове образы, рассказывающие вымышленную историю, или вспоминать о грустных событиях, которые ему на самом деле пришлось пережить. Он мысленно возвращается к ним, восстанавливает чувства того времени, заново погружается в пережитые эмоции, стараясь вспомнить, какие звуки и тактильные ощущения сопровождали ту или иную ситуацию. Не исключено, что ему помогает и язык тела.
То, как мы двигаемся, какие жесты используем, как разговариваем, — все это помогает создавать нам верный настрой. Внутренний диалог, визуализация, язык тела, воспоминания — все инструменты, которые я предлагаю, играют важную роль в ментальной подготовке. Если вам нужно выглядеть печальным, вы способны войти в это состояние — достаточно как следует захотеть. Вы командуете своими чувствами. Думаете, это обман? Нет, это чистая правда. Деловой мирУ деловых людей одна встреча зачастую сменяет другую. Цели этих мероприятий бывают совершенно разными — и требования к участникам тоже заметно варьируются. Тем не менее многие бизнесмены относятся к этому очень просто: встречи как встречи. Они появляются в разных местах, демонстрируя одну и ту же степень заинтересованности, активности, одни и те же ожидания и реакцию на происходящее. Люди заранее не задумываются о том, что от них требуется во время отдельно взятой встречи, какую роль им следует на себя принять, с каким настроем появиться.
Я считаю, многие упускают свою удачу именно потому, что мало задумываются о тех требованиях, которые предъявляют им разные ситуации. Уверен, если бы норвежская лыжница Тереза Йохауг начинала состязание на длинной дистанции, не обдумав заранее, на чем ей стоит сосредоточиться и как правильно себя настроить, гонка оказалась бы для нее успешной лишь на 70 процентов. Слишком частое сердцебиение, нехватка жидкости в организме, недостаточная концентрация на технике — что угодно могло бы ей помешать. То же самое справедливо и для делового мира. Если вы не решили заранее, какую позицию займете на предстоящей встрече, как эмоционально настроите себя и на чем сфокусируетесь (быть внимательным, решительным, предприимчивым, вовлеченным или отстраненным, активным или пассивным, сдержанным или самоуверенным, занять выжидательную позицию), то велика вероятность, что и вам удастся извлечь пользы не больше чем 70 процентов. Большинство верит, что все утрясется само собой. Я сам много раз надеялся, что встреча, лекция или совещание пройдут хорошо, забывая, что во многом их исход зависит от меня. Разумеется, важно заранее определить тему и содержание мероприятия, но кроме того, важно знать, с каким настроем вы придете на него и как будете себя вести. А это в ваших руках. Совсем как у актеров. Любой человек, не имея отношения к драматургии, в состоянии быстро прийти к выводу, что «игра была бездарной», если так оно и было на самом деле. А вот еще конкретные способы, для того, чтобы научиться менять настой в течение дня. Эрик Бертран Ларссен. На пределе. В раздел: Cаморазвитие Дата публикации: 16 января 2016 г. . |
|