Меню
сайта

Жизнь после травмы спинного мозга
Реабилитация и социализация инвалидов

 

Критерии успеха

Одно из моих незабываемых школьных воспоминаний — игровая площадка. Большая залитая гудроном площадка, по которой под свинцовым небом во всех направлениях бегают дети в черной и серой форме.

Единственным цветным пятном, которое я помню, была разметка для разных видов спорта — тенниса, бадминтона, футбола, баскетбола, нетбола. Линии были нарисованы друг на друге и порождали бы ужасную путаницу, если бы не разные цвета: желтый для тенниса, красный — для футбола, оранжевый — для баскетбола и так далее.

Тогда мы совершенно не задумывались об этом, но первое, что мы делали, начиная играть, — «настраивали» зрение на разметку. Если играли в футбол, то, как в оптической иллюзии, перед глазами появлялись красные линии. С началом игры способность видеть их становилась очень важной: от нее зависела сила подачи, решение бежать, чтобы оставить мяч в игре, решение вратаря передать мяч за боковую линию. Перепутал линии на секунду — и проиграл.

Отличалась даже разметка для одной и той же игры, например, разные границы для одиночного и парного тенниса. В футболе обычно считается, что вратарю нельзя покидать штрафную площадку. Но могут ли в нее входить другие игроки? Принимаем ли мы правило, что нападающим можно бить по мячу только после пересечения определенной линии? Эти вопросы надо было решить до того, как раздастся свисток к началу игры.

Конечно, если бы одна команда начала играть в футбол, а другая в баскетбол, начался бы хаос и спор. Перед игроками стояли бы разные цели, а стратегия и тактика совершенно не согласовывались бы. Честная игра одной команды — очевидный фол для другой. Если вы собираетесь играть вместе, надо договориться о правилах.

В спорте это звучит банально. Но поразительно, что в других областях люди зачастую работают вместе, соперничают и оценивают друг друга, не имея ясного соглашения о том, в какую игру и по каким правилам они играют, что считать победой и что — поражением. Каждый играет в свою игру, и неудивительно, что это порождает споры, разочарования и взаимные упреки.

Когда вы работаете над проектом или пытаетесь получить возможность чего-либо, одна из первых вещей, которую вам надо выяснить, — критерии успеха.

Критерии похожи на разметку на спортплощадке. Это координаты, ограничивающие поле приложения усилий, говорящие, что допустимо, а что нет, и как определяется успех. Они не предрешают исход, но уменьшают число вариантов.

Когда вы поняли, как работают критерии, многие невразумительные и обескураживающие разговоры становятся осмысленнее, и вам будет намного легче работать с критикой.

Например, в поэзии в последнее столетие или около того идет спор о достоинствах традиционных стихотворных форм (с регулярным метром, ритмом и так далее) по сравнению со свободным стихом (верлибром), в котором эти признаки отсутствуют. Одна из известных претензий к свободному стиху — «это как играть в теннис с опущенной сеткой», то есть слишком просто, чтобы этим стоило заниматься. С другой стороны, некоторые апологеты свободного стиха называют традиционную поэзию «смирительной рубашкой», сковывающей свободу самовыражения поэта.

Надев «очки критериев», мы увидим, что для некоторых традиционалистов положительный критерий — сложность, в то время как для сторонников свободного стиха, как следует из названия, более привлекательна свобода. Поэтому вполне возможно, что два любителя поэзии будут совершенно по-разному оценивать достоинства произведения в зависимости от того, на чьей они стороне.

Лично мне нравятся оба типа поэзии, хотя мои собственные стихи скорее традиционны. И это не только академический спор. Если на мастер-классе кто-то критикует мой сонет за «старомодную» стихотворную форму, я знаю, что ему просто неинтересна игра, которой я увлечен, и нам обоим придется смириться. Но если мне указывают на обращение с формой и говорят, как улучшить произведение, такое мнение меня интересует.

Представьте, что Макс, инженер, пришел на собеседование. Перед этим он долго углублял свои технические познания, и ему не терпится это показать. Во время беседы он долго рассказывает о технических параметрах предложенного проекта и в запале даже спорит с одним из интервьюеров, утверждая, что компания делает некоторые вещи неправильно. Он уверен, что победил в споре и показал свою компетентность. Но Макс не осознает, что компания хочет нанять члена коллектива с развитыми навыками общения, который будет хорошо уживаться с коллегами и клиентами. Знания для них — важный критерий, но (как сказано в описании должности) «успешный кандидат должен обладать превосходными навыками общения».

Поэтому в поэзии, собеседованиях и других видах деятельности в самом начале надо ответить на ключевые вопросы:

  • в какую игру мы играем?

  • каковы правила и традиции?

  • каковы критерии успеха?

Надо задавать эти вопросы всегда, когда вы слышите критику. Зная критерии, вам будет проще решить, насколько она уместна и полезна и что с ней делать.

В зависимости от контекста вы можете получить ответы на эти вопросы несколькими способами.

Иногда критик сам сообщает о критериях. Он говорит что-то вроде:

  • «…должен обладать техническими навыками» (критерий: технические способности);

  • «…многообещающий сюжет, испорченный картонными персонажами и неестественными диалогами» (критерий: хорошо структурированный сюжет, убедительные персонажи и реалистичные диалоги);

  • «…идея хороша, но цифры не устраивают» (критерий: соотношение цена — качество или рентабельность);

  • «…команда хорошо действует в защите, но ей не хватает смелости нападать, чтобы открывать возможности» (критерии: организованность и творческий подход).

Если вы на связи с критиком, можно спросить прямо или склонить его сообщить критерии.

Если вам их не сообщают или нет возможности спросить, критерии можно вычислить, посмотрев, какие работы или люди были одобрены в прошлом.

Если вы раздвигаете границы концептуального искусства и ваше произведение получило уничижительный отзыв от специалиста по пейзажам XVIII века, вы, скорее всего, можете спать спокойно. Может быть, это даже комплимент!

Когда вы определили критерии критика, вы знаете, в какую игру он играет. Но хотите ли в нее играть вы? Или вы пытаетесь сделать нечто совсем другое? Ваш ответ много скажет о возможностях, которые вы должны преследовать, и критике, которой надо уделять внимание на вашем пути.

Ваши следующие шаги

1. В следующий раз, когда вас кто -то начнет критиковать, постарайтесь определить его критерии.

Сообщил ли он о них? Если да, переходите к пункту 3. Критика туманна и неконкретна? Если да, проясните ее на этапе 2.

2. Если вы получили туманный или общий отзыв, по возможности попросите критика прояснить его ожидания:

  • что вы сделали или не сделали?

  • какого поведения он ожидал?

  • что в вашей работе не вызвало одобрения?

3. Когда вы поняли критерии, спросите себя: они справедливы для вас? Хотите ли вы играть в эту игру? Если да, следующая глава поможет вам играть лучше. Если нет, тогда это критика к вашему сведению: в какую игру вы хотите играть? Кто еще играет в эту игру? Поищите коллег по цеху, критиков и привратников, которые разделяют ваши критерии, и найдите возможность войти с ними в контакт.

Несмотря ни на что. Как преодолеть страх, неприятие и критику на пути к своей мечте / Марк Макгиннесс; пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. Публикуется с разрешения издательства.

Похожие материалы:

 

Дата публикации: 27 июля 2015 г.

 

Главная | Меню
© Жизнь после травмы спинного мозга