Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

2. Упражнения по увеличению восприимчивости органов чувств

Начнем с осязания. Возьмите пять образцов различных тканей (кусочки вельвета, шерстяной ткани, хлопчатобумажной, шелковой, синтетической). Посмотрите, потрогайте их, стараясь запомнить их текстуру, затем закройте глаза, перемешайте их и с помощью пальцев рук – постарайтесь определить, до какого кусочка ткани вы дотрагиваетесь. Теперь попросите партнера, чтобы он провел по очереди каждым кусочком ткани по какому-либо вашему обнаженному участку тела. Постарайтесь определить, каким кусочком ткани до вас дотронулись. Если возникнут трудности в распознавании кусочков ткани, переместите центр вашего сознания в тот участок тела, которым вы пытаетесь распознать предмет.

Перейдем к слуху. Слушая камерную музыку, исполняемую на 3-5 инструментах, попытайтесь выделить игру одного инструмента, то есть вы должны следить за исполнением партии на этом инструменте, как если бы следили за голосом вашего хорошего собеседника, который ведет рассказ среди многих других беседующих лиц. Затем таким же образом выделяйте игру других инструментов. Прогуляйтесь поздно вечером по спокойной дороге и отмечайте все услышанные вами звуки. Через два дня попытайтесь отметить дополнительные звуки. Поздно вечером закройте дверь комнаты, выключите свет и постарайтесь прослушать все звуки тишины: звуки дыхания, биения вашего сердца, звуки в горле при глотании и другие.

Для отработки восприимчивости зрения работаем с цветом. Качество любого цвета определяют оттенок, светотень (плотность) и хроматическая гамма. Оттенок имеет отношение к основному цвету. Так, красный цвет имеет темно- красный, алый, каштановый, розовый оттенки.' Светотень отражает светлую или темную тональность оттенка. Хроматическая гамма относится к интенсивности оттенка. Посмотрите на цветную репродукцию какого-либо старого мастера. Составьте перечень цветов, различных оттенков, плотности и хроматической гаммы. Затем посмотрите на репродукцию через увеличительное стекло и сравните, сколько еще цветовых нюансов вы не определили в первом случае. В следующий раз возьмите другую репродукцию и проведите такой же эксперимент. Делайте упражнение в течение недели. Постепенно определение цветовых нюансов будет более успешным. Поупражняйтесь в своей комнате. Определите, какие цвета стен и предметов можно перечислить. Повторите это еще несколько раз, сравнивая результат с предыдущими наблюдениями.

Найдите шесть предметов с различными, но не резкими запахами и оттачивайте обоняние. Можно взять туалетное мыло, поджаренный кусочек хлеба, апельсиновую корку, лимонную корку, щепотку табака, щепотку крахмала. Разложите их на столе и понюхайте каждый предмет отдельно, чтобы получить ясное представление об аромате каждого. Когда вы уже будете уверены, что хорошо можете различить каждый запах, завяжите глаза и попросите партнера поднести поднос со всеми предметами к вашему носу. Определите предметы по запаху. Когда вы будете угадывать четыре предмета из шести, попробуйте, чтобы предметы были сгруппированы по два, то есть будут образованы три группы предметов. Понюхайте их с завязанными глазами и попытайтесь определить составные элементы каждой группы. Затем постарайтесь определить составные элементы двух групп (в каждой группе по 3 предмета).

Перед каждым занятием по отработке восприимчивости вкуса нужно почистить рот и язык, прополоскать рот прохладной водой. Положите в стакан с водой чуть-чуть сахара, перемешайте, чтобы сахар растворился. Попробуйте на вкус. Если не почувствуете вкуса сахара, добавьте еще немного, перемешайте и снова попробуйте. Заметьте, сколько сахара должно быть, чтобы вы ощутили его вкус в воде. Повторите такой эксперимент с солью, а затем с соком лимона. Делайте упражнения каждый день до тех пор, пока вы не сможете различать половинное от первоначального количество сахара, соли и лимона.


1
| 2 | 3 | 4 | 5

Обновлено: 05.10.2018



Жизнь после травмы
спинного мозга