Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

Инструменты отбора идей

Инструменты, которые вы можете использовать на старте инновационного процесса

5.1. Выбор нескольких направлений

Этап сужения круга идей начинается с выбора наиболее перспективных направлений. После мозгового штурма на «стене идей» могут появиться от 500 до 750 стикеров с новыми концепциями. Предлагаемый метод поможет вам распределить их по конкретным направлениям.

Описание

  • Фасилитатор просит участников тщательно изучить «стену идей» и выбрать две наиболее перспективные на их взгляд идеи. Каждому участнику дается пять-десять минут на внимательное изучение.
  • Фасилитатор объясняет, что одна из выбранных идей должна быть близкой и понятной, а вторая — максимально далекой. В результате команда получает комбинацию осуществимых решений и нестандартных идей.
  • Невостребованные идеи передаются в архив мозгового штурма.
  • Фасилитатор просит участников зачитать выбранные ими идеи. Группа подбирает название для каждой концепции.
  • Фасилитатор наклеивает стикеры, относящиеся к одному направлению, на «стену идей» рядом друг с другом.
  • Фасилитатор повторяет процесс до тех пор, пока идеи не закончатся. Как правило, на этом этапе выделяют в среднем от 30 до 40 перспективных направлений.

Раньше я пытался группировать по направлениям все 500-750 стикеров, но эта процедура отнимала очень много времени. Теперь я сразу перехожу к фокусировке, то есть отбираю наиболее перспективные направления. Как показывает практика, такой подход не снижает качество финальных концепций.

5.2. Фокусировка

На предыдущем этапе участники ограничили число концепций тридцатью-сорока направлениями. Теперь из числа оставшихся выбираются двенадцать наиболее перспективных направлений, которые предстоит превратить в «карты идей».

Время: 30 минут (зависит от количества направлений)

Описание

  • Фасилитатор раздает участникам небольшие наклейки и просит отметить ими одно наиболее перспективное направление. Другими словами, каждый участник должен выбрать одно направление, которое хотел бы превратить в новую идею продукта или услуги.
  • Фасилитатор, внутренний клиент и руководитель проекта определяют наиболее перспективные направления (чем больше наклеек, тем выше потенциал).

Совет: выдайте внутреннему клиенту наклейку-«джокер», чтобы он тоже мог сделать выбор. Это увеличит шансы отыскать «жемчужину».

  • Участники разрабатывают двенадцать выбранных направлений, превращая их в «карты идей».

Совет: число наклеек зависит от количества направлений. Так, если каждому участнику дать семь наклеек, которые он может распределить по тридцати-сорока направлениям, получится наглядная картинка более сильных и более слабых направлений.

5.3. «Карта мысли»

«Карта мысли» — широко известная методика, популяризированная английским психологом Тони Бьюзеном. Для того чтобы создать «карту мысли», поместите в центр доски круг с главной темой, а вокруг него расположите ключевые слова, которые с ней ассоциируются. Используйте маркеры разных цветов. Методика позволяет быстрее и проще отыскать связи между идеями.

Время: 45 минут

Описание

  • Фасилитатор объясняет принцип работы над «картой мысли» и обсуждает схему. Название каждого из двенадцати перспективных направлений наклеено в центре доски. Направления имеют три подпункта: «что?», «для кого?» и «как?». К каждому направлению прилагается рабочая форма — чистая страница для записи ассоциаций.
  • Фасилитатор раздает участникам маркеры и просит их записать или нарисовать все ассоциации, которые вызывает у них центральная идея.
  • Участники в течение получаса обогащают двенадцать «карт мысли» своими идеями о развитии направлений.
  • Фасилитатор просит каждого из участников зачитать то, что написано на картах.

Упражнение хорошо формирует картину возможных путей развития для каждой идеи.

5.4. «Добавим кетчупа!»

Участники представляют новые концепции при помощи презентации или трехминутного устного описания. Цель метода — усовершенствовать концепции.

Время: 5 минут на каждую идею

Описание

  • Фасилитатор просит участника в течение трех минут представить концепцию.
  • Фасилитатор задает остальным участникам вопрос, есть ли у них идеи по усилению представленной концепции, и просит записать их на стикеры.
  • Фасилитатор вывешивает дополнительные идеи на доску.
  • Фасилитатор повторяет процесс со следующей доской, и так до тех пор, пока не будут представлены все концепции.

5.5. «Соль и перец»

Цель метода — усовершенствовать базовую идею, добавив в качестве приправы свежие идеи.

Время: 20 минут на каждую новую концепцию

Описание

  • Фасилитатор консультируется с каждой группой и выбирает одну концепцию, нуждающуюся, по общему мнению, в серьезной доработке. Один из членов группы разъясняет суть концепции.
  • Фасилитатор просит всех участников подойти к «стене мысли» и выбрать идею, которая может послужить «солью и перцем» для слабой концепции.
  • Каждый участник представляет команде свою «идею-приправу».
  • Группа обсуждает идею и выбирает, какие именно элементы следует добавить к концепции.
  • Процесс повторяется со следующей идеей и с каждой группой.

Совет: предоставьте группе, заполнившей доску, право выбирать, какие идеи добавлять, а какие нет. Так группа сохранит ощущение авторства идеи.

5.6. «За и против»

Воспользовавшись этой методикой, вы сможете усовершенствовать идею, быстро подытожив ее плюсы и минусы. В отличие от метода «Соль и перец», позитивные и негативные стороны идеи обсуждаются открыто.

Время: 60 минут на каждую новую концепцию

Описание

  • Фасилитатор консультируется с каждой группой и выбирает наиболее подходящие для дальнейшей разработки идеи продуктов. Быстрее найти ответ помогут результаты анализа, который проводился на этапе
  • «Проверка идей». Фасилитатор разбивает участников на группы по два-три человека и, консультируясь с руководителем проекта, распределяет между ними концепции продуктов. Так группы могут одновременно улучшать от четырех до восьми концепций. Предложенные поправки немедленно вносятся в исходное описание.
  • Участники представляют друг другу усовершенствованные концепции. Группа может вносить дополнительные предложения.
  • Процесс повторяется до тех пор, пока участники не обсудят все перспективные концепции.

5.7. Многофакторный анализ концепций

Цель этого метода — ранжировать новые концепции. Какая на первом месте?

Время: 60 минут

Описание

  • Фасилитатор готовит оценочные таблицы. Доски с концепциями и таблицами представляют участникам. Фасилитатор показывает таблицу и обсуждает с участниками процедуру оценки. Это важный этап, на проведение которого нужно отвести достаточное количество времени. Участники должны знать, что процедура оценки тщательно продумана, что ее критерии основаны на инновационном задании и отобраны в тесном сотрудничестве с руководителем проекта и внутренним клиентом.
  • Фасилитатор объясняет, что каждая идея оценивается по пяти критериям. По каждому из критериев участники могут присвоить идее от нуля до пяти баллов (одна наклейка = один балл. Ноль баллов — низкая оценка, пять — высокая). Каждый критерий поясняется на оценочной доске.
  • Фасилитатор раздает листы с наклейками и просит участников оценить каждую из идей продукта.
  • Фасилитатор подсчитывает наклейки, выясняя таким образом, какие идеи являются наиболее привлекательными. Результаты хранятся в секрете вплоть до торжественного завершения проекта.

5.8. «Валентинка»

«Валентинка» — хороший способ добавить страсти этапу финальной оценки. При помощи красной наклейки в форме сердечка с надписью «Я тебя люблю» участники могут оказать своей любимой идее дополнительную поддержку.

Описание

  • Фасилитатор раздает участникам по одной наклейке «Я тебя люблю» и предлагает объяснить, какая идея покорила их сердце.
  • Участники размещают сердечки на выбранных ими досках.
  • Когда объявляют результаты, фасилитатор сравнивает, сколько наклеек концепции получили на предыдущем этапе и сколько сердечек — сейчас.

Совет: сердечки, как правило, получают концепции, которые в итоге занимают высокую позицию при ранжировании. Если вы получили иной результат, то нужно обратить внимание группы на такое исключение из правил. Почему доски, получившие большинство сердечек, занимают столь низкую позицию? Участники могут обсуждать ситуацию и вносить изменения в порядок ранжирования.

См.: Атлас инноваций

1. Стартовые упражнения
2. Упражнения для подзарядки
3. Занавес: дарим комплименты
4. Инструменты генерирования идей

Запускаем инновации. Иллюстрированный путеводитель по методике FORTH / Гийс ван Вульфен; пер. с англ. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. Опубликовано с разрешения издательства.

Похожие материалы

Дата последнего изменения: 30.09.2018

.



Жизнь после травмы
спинного мозга