Травма спинного мозга

Жизнь
после
травмы
спинного
мозга

1.3. Особенности психоэмоциональных изменений при травмах спинного мозга

Инвалидизация и стойкая потеря трудоспособности у спинальных больных приводит к изменению психологического статуса больного, развитию различных невротических расстройств, потере веры в выздоровление (Е.Ф. Древинг, 1946; Г.Л. Власова, 1982; А.Н. Транквилитати, 1970).

Психоэмоциональное состояние пострадавшего претерпевает изменения на всем протяжении жизни больного, начиная с момента травмы спинного мозга. Эти изменения связаны со стрессовой реакцией на случившееся, с осознанием тяжести произошедшего, с резкими изменениями в семейной жизни, с вынужденным зависимым положением (Н.Г. Ермакова, Е.С. Спирина, 1993; С.А. Калинина, 1994).

Егоровым СП. (1989) отмечено, что осознание тяжести болезни, переживание безысходной необратимости состояния, своей неполноценности, резкое изменение социального статуса служат причиной невротических расстройств, невротического и психопатологического развития личности. Повреждение спинного мозга часто сопровождается тяжелыми хроническими соматическими заболеваниями, что тоже создает условия для формирования неврозоподобных и психоподобных состояний соматического генеза.

Проводя реабилитационные мероприятия Качесов В.А. (1999) заметил, что зачастую больные избалованы собственной исключительностью, сочувствием окружающих. Они привыкли, чаще подсознательно, чем сознательно, использовать свою ущербность для выживания. Они ревнивы и требуют к себе повышенного внимания. У пациентов с тетраплегией часто возникают суицидальные мысли. Некоторые смиряются со своим положением инвалида и даже извлекают из этого определенную выгоду. Некоторые неадекватно эйфорично оценивают свое состояние, готовы лечиться где угодно, как угодно и чем угодно. Для таких пациентов инвалидность образ жизни, а лечение - его разнообразие.

Семашко О.А. (1982) ссылаясь на психиатрический опыт М.М. Кабанова (1978) различает такие психологические установки: нозоцентрическую -установка на болезнь, социоцентрическую - установка на связь личности с социальной средой и антропоцентрическую - установка на человека.

Периоды изменения психоэмоционального статуса

Изменения в психоэмоциональном статусе можно разделить на периоды.

С. А. Калинина (1994), предлагает разделить их на три периода:

1. Острый период. Независимооттипанервнойсистемыбольные оглушены и растеряны.

2. Подострый период. В этот период может резко изменится поведение больного.Например,больной,проявлявшиймужествовостром периоде, в подостром может замкнуться, «уйти в болезнь».

3. Отдаленный период. Происходит стабилизация психоэмоционального состояния.

Наиболее полная картина развития психоэмоционального состояния дана в периодизации Г.А. Власовой (1982), которая представлена следующим образом:

1. Острый период. Наиболеечастовстречается состояние ошеломленности, испуга, зачастую носящее яркую эмоциональную окраску.

2. Ранний период. Характеризуется эмоциональной неустойчивостью, депрессией, иногда с суицидальными тенденциями.

3. Ранний восстановительный период. Невротические реакции наиболее выражены, т.к. больной полностью осознает дефект своего здоровья.

4. Поздний восстановительный период. В этом периоде самым неблагоприятным фактором, вызывающим развитие невротических реакций и психо-социальную дезадаптацию у спинальных больных, оказывается блокирование глубинных потребностей личности, в первую очередь в эмоциональном контакте.

Личность больного никогда не остается интактной к болезни. При спинальной травме она оказывает влияние на развертывание компенсаторных механизмов и адаптацию (Г,А. Власова, 1982). По мнению В.К. Добровольского (1960) тяжелая психическая реакция, вызванная симптомокомплексом поражений спинного мозга, очень осложняет процесс лечения. Создаются условия, при которых регенеративные процессы и выработка компенсаций по механизму образований новых условных связей крайне затруднена.

Поэтому, так важно наряду с медико-биологическим лечением и лечебной физкультурой проводить адекватную психотерапию.

Она должна быть направлена на реставрацию полноценного эмоционального контакта больных с окружающими и активизацию личности как в плане межперсональных коммуникаций, так и выработки активной жизненной позиции.

С точки зрения Г.И. Зуева (1972), в результате социально-психологических воздействий должны произойти изменения направленности индивида, повышение уровня адекватных притязаний и самоутверждение личности.

В.М. Угрюмов, М.М. Круглый, Е.Н. Винарская (1964), пришли к выводу, что целью психотерапии у лиц со спинномозговой травмой является, создание у больного уверенности в хорошей компенсации его двигательных расстройств и сосредоточении его внимания на активной сознательной работе по восстановлению движений.

Л.С. Шапиро, В.К. Стороженко (1982), считают, что с первых дней поступления больного в стационар необходимо приступить к психологическим исследованиям и психотерапевтическому воздействию, направленному на предупреждение вторичных невротических расстройств. Этому способствуют: лечебное воздействие среды, рациональная гипносуггестивная и семейная психотерапия.

Возникает необходимость в ориентации больного на возвращении его к трудовой деятельности, в зависимости от его физических возможностей, личностных особенностей, опыта окружающих его специалистов.

Опыт авторов показал, что на первом этапе реабилитации спиналъных больных, нередко приходиться преодолевать фобический синдром, связанный с расширением двигательного режима. Yoshimura О., Takayanagi К. (1998) говорят, что человеку перенесшему травму шейного отдела спинного мозга необходимо стремиться к независимости, при выполнении той или иной деятельности.

О.А. Семашко (1982) рекомендует, в раннем послеоперационном периоде наряду с мероприятиями медицинской реабилитации начинать психофизические тренировки и коррекцию установок больных на ожидаемые от лечения результаты (сообразно физическому, психическому и социальному состоянию больного). В то же время, Field-Fote E. (2000) призывает быть осторожными в прогнозах на восстановление локомоторных функций.

Г.С. Юмашев и К. Ренкер (1973) говорят о необходимости диалога между врачом и пациентом. Авторы утверждают, что если больной задавая вопросы, не будет получать ответы, то процесс выздоровления может затянуться.

Назад | Вперед

Источник: Двигательная самореабилитация при травмах спинного мозга шейного отдела позвоночника в домашних условиях

Похожие материалы:

Дата публикации: 27 июля 2015

.



Жизнь после травмы
спинного мозга